Кроссворд-кафе Кроссворд-кафе
Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Игры онлайн
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Наши проекты
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Угадай кто это!
Реклама
Web-мастерам
Генератор паролей
Шаржи

Случайная статья

Биография Александры Александровны Яблочкиной


Российские актеры
Биографии актеров
Скорпионы (по знаку зодиака)

Александра Александровна Яблочкина Александра Александровна Яблочкина [3(15).11.1866 - 20.3.1964] - российская драматическая актриса. Народная артистка СССР (1937). Сценическим искусством занималась с Г. Н. Федотовой и с отцом Александром Александровичем Яблочкиным. Впервые выступила на сцене в шестилетнем возрасте (Петя - "Испорченная жизнь" Чернышёва, Тифлис). Подготовив под руководством отца роли Катарины ("Укрощение строптивой" Шекспира) и Наташи ("Своя семья, или Замужняя невеста" Шаховского, Грибоедова и Хмельницкого), Яблочкина исполнила их в 1885 году в Тифлисском театре русской драмы. В 1886-1888 годах - актриса московского Театра Корша; сыграла здесь одну из своих лучших ролей - Софья ("Горе от ума"). В 1888 году дебютировала в Малом театре (в роли Софьи); работала в этом театре до конца жизни. Выступала вместе с великими мастерами русской сцены - Марией Николаевной Ермоловой, Александром Павловичем Ленским, Александром Ивановичем Южиным, 0льгой 0сиповной Садовской, искусство которых оказало огромное воздействие на формирование творчества актрисы. Воспринимая лучшие традиции реалистической школы, Яблочкина постоянно следовала им в своём искусстве. "Необычайно красивая, изящная, простая..., она поразила меня, - писал Качалов, - своим сценическим благородством, тонкостью исполнения, громадным чувством меры..." ("В. И. Качалов". Сборник статей, воспоминаний, писем, 1954, с. 65). Высокий вкус, исключительное внимание к чистоте русской речи, строгая этическая требовательность к себе и окружающим отличали Яблочкину как художника и человека. Превосходная исполнительница ролей классического репертуара, Яблочкина много выступала и в пьесах современных русских и западно-европейских драматургов. Первоначально играла роли молодых девушек и женщин, впоследствии перешла на амплуа пожилых женщин и старух. Яблрочкина обладала тонким комедийным мастерством, грацией, отточенностью жеста, движений, безукоризненно носила сценический костюм.

Роли: в Театре Корша (1886-1888) - Софья ("Горе от ума"), Оленька ("Благородный театр" Шаховского), Надя ("Сорванец" В. Крылова); в Малом театре - Беатриче ("Много шума из ничего", сезон 1888/89), Марья Антоновна ("Ревизор", 1889/90), Соколова ("Симфония" М. Чайковского, 1890), Агнесса Сорель ("Орлеанская дева", 1891/92), Вера Алексеевна ("Перекати поле" Гнедича, 1892), Зоя ("Расплата" Гославского, 1893), Офелия (1894/95); Корделия ("Король Лир", 1895/96), Анна ("Тёмная сила" Шпажинского, 1895/96), леди Анна ("Ричард III", 1897), Эмма Леопольдовна ("Джентльмен" Сумбатова-Южина, 1897), Мишлина ("Тёща" Онэ, 1898), Глафира ("Волки и овцы", 1898/99), Калерия ("Ложь" Зеланд, 1899), Дездемона (1900); Анна Викторовна ("Цена жизни" Немировича-Данченко, 1900/01), леди Снируел ("Школа злословия", 1902), Анна Болейн ("Король Генрих VIII" Шекспира, 1903), Рукайя ("Измена" Сумбатова-Южина, 1903), Фернанда ("Сын Жибуайе" Ожье, 1903), Лидия ("Бешеные деньги", 1904/05), фру Фанни ("Джон Габриель Боркман" Ибсена, 1904), Ольга ("Для счастья" Пшибышевского, 1906), Рафаэла ("Праздник жизни" Зудермана, 1906), Вышневская ("Доходное место", 1907), Мамаева ("На всякого мудреца довольно простоты", 1907/08), Коринкина ("Без вины виноватые", 1908), Звездинцева ("Плоды просвещения", 1911), Аспазия Бопертюи ("Соломенная шляпка" Лабиша, 1914), княгиня Евпраксия ("Чародейка" Шпажинского, 1916), Мурзавецкая ("Волки и овцы", 1916), Чебоксарова-мать ("Бешеные деньги", 1917), Анна Андреевна ("Ревизор", 1919), Гурмыжская (1921), Королева ("Стакан воды" Скриба, 1923/24), Елена Кармина ("Женитьба Белугина" Островского и Соловьёва, 1925), Каренина ("Живой труп", 1951).

Роли в произведениях советских драматургов: Ксения ("Огненный мост" Ромашова, 1929), Скутаревская ("Скутаревский" Леонова, 1934), Горностаева ("Любовь Яровая", сезон 1935/36), Варвара ("Богдан Хмельницкий" Корнейчука, 1939), Горицвет ("Крылья" Корнейчука, 1955; роль написана специально для Яблонской). Последний раз Яблонская выступила на сцене в 1961 году в роли мисс Кроули ("Ярмарка тщеславия" по Теккерею).

Много сил отдавала Яблонская общественной деятельности. Ещё до революции на протяжении ряда лет она избиралась председателем "корпораций артистов" Малого театра, настойчиво отстаивала интересы актёров. В 1915 году, после смерти основательницы Русского театрального общества Марии Гавриловны Савиной, возглавила эго и была его бессменным председателем до конца жизни. Воспоминания Яблонской переиздавались, несколько раз.


Театральная энциклопедия.

  • Ссылки на эту страницу


  • Добавить комментарий к статье




    Российские актеры
    Биографии актеров
    Скорпионы (по знаку зодиака)
    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я



    Ссылка на эту страницу:

     ©Кроссворд-Кафе
    2002-2024
    dilet@narod.ru