Кроссворд-кафе Кроссворд-кафе
Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Наши проекты
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Реклама
Web-мастерам
Генератор паролей

Самое популярное

Интересно

Франция. Знакомство перед путешествием
Инсбрук. Прогулки перед Рождеством

Тимур Бекмамбетов


Биография Бекмамбетова
Новости
Российские режиссеры
Биографии режиссеров
Знаменитые Тимуры
Кто родился в Год Быка

Добавить отзыв о человеке

Тимур Бекмамбетов прославился, благодаря своим блокбастерам «Ночной дозор» и «Дневной дозор». Первый из них вышел на широкий экран в июле 2004 года и тут же побил рекорды российского проката. Его продолжению - свежему «Дневному дозору» - предрекают еще более завидную судьбу. Уже в первые четыре-пять дней показа кинолента обошла по сборам лидера предыдущего года - «9 роту» Федора Бондарчука. Напомним, что показ «Дневного дозора» начался с 1 января. Картина собрала 11 млн долларов. Рекорд был установлен и по количеству зрителей, которые ринулись смотреть фильм сразу же после премьеры. Если на «9-ю роту» в первые 4 дня сходили 1,6 миллиона зрителей, то «Дневной дозор» за первые 4 дня посмотрели 2 миллиона человек. Стоит отметить, что фильм имел непростую судьбу. Взять хотя бы то, что он два раза переименовывался: сначала назывался «Ночной Дозор-2», затем - «Мел судьбы» и только потом стал «Дневным дозором». «Ночной и Дневной дозоры» были сняты по фантастической трилогии московского писателя Сергея Лукьяненко. Лукьяненко вместе с Тимуром Бекмамбетовым написал и сценарии кинокартин. Действие мистических триллеров происходит в наше время в Москве. Его герои - маги и волшебники из службы «Ночной дозор», призванной защитить столицу от нашествия темных сил. Режиссер показал борьбу сил Света и Тьмы. В картинах широко использованы спецэффекты. В «дозорах» снимались Константин Хабенский, Владимир Меньшов, Гоша Куценко, Галина Тюнина, Алексей Чадов и другие известные актеры. Оператор - Сергей Трофимов. Продюсеры - Анатолий Максимов и Константин Эрнст.


Анкетные данные


Тимур Бекмамбетов родился 25 июня 1961 года в казахском городе Гурьев (Атырау). В детстве будущий режиссер очень любил читать. Любимая детская книжка - «Приключения Незнайки и его друзей».


Трудовая биография


В 1978 году Тимур по отцовской «наводке» поступил в Московский Энергетический Институт (МАИ). Параллельно связался с компанией тогдашних московских диссидентствующих художников, в частности, с компанией Зверева и Рабина. Спустя год, в 1980 году, Тимуру пришлось бросить учебу в ВУЗе. Дело в том, что перед Олимпиадой всех неблагонадежных личностей высылали из столицы. К таковым отнесли и Бекмамбетова. Но, может быть, все так сложилось и к лучшему. Тимура всегда тянуло в сферу искусства. В итоге, в 1987 году он окончил Ташкентский театрально-художественный институт имени А.Н.Островского, факультет живописи по специальности «художник театра и кино». По окончании вуза Тимур работал художником в Ташкентском театре «Ильхом» и на киностудии «Узбекфильм». Он признается, что, несмотря на то, что очень любит театр, имеет к нему одну претензию: «Там всегда известно, чем дело кончается. Если ты однажды посетил спектакль «Гамлет», то второй раз ты будешь знать точно, чем все закончится: Гамлет будет убит. Мне всегда хотелось, чтобы все сложилось по-другому, чтобы он остался жив. То же самое и по поводу «Ночного дозора». Очень хотелось бы, чтобы зрители, даже те, кто читал книгу и знает в деталях все интриги Сергея Лукьяненко, были бодры и внимательны, чтобы для них это было увлекательное путешествие в новый мир, в мир кино».

В 1986-1987 годах в качестве художника-постановщика Тимур участвовал в съемках телевизионного художественного фильма «Перед большой дорогой на войну». С 1987 по 1989 гг. служил в армии. Затем переехал в Москву и, начиная с 1989 года, работал в рекламе. За 15 лет он стал автором и режиссером многих телевизионных рекламных кампаний. Из последних работ режиссера наиболее известны рекламные ролики кофе «Nescafe Gold» и «Milagro de Luxe», пива «Золотая бочка» и «Efes Pilsner», шоколада «Марс», сока «Я», освежающих таблеток «Рондо», печенья «Twix», «КАМАЗ» («Танки грязи не боятся») и многих других.

Видеоклипы группы «Чичерина» - «Ту-лу-ла», «Жара» и «Дорога», снятые Бекмамбетовым, стали хитами в области музыкального видео. В 1994 году Бекмамбетов создал кинокомпанию «Империал-фильм», ставшую одной из самых известных производителей рекламных спотов в стране. В 1997-98 гг. подготовил серию рекламных роликов для банка «Славянский» - «Золотое яблоко». В это же время он основал Специальный приз жюри ММФР (1997 г.). В 2000 году Тимур Бекмамбетов одним из первых был избран академиком Российской Академии рекламы.

Работая в рекламной индустрии, Тимур не забывал и о кино. Сочинял сценарии к художественным фильмам «Аральское море» с французской компанией «Даттана» и «Абай», был соавтором сценария и сорежиссёром художественного фильма «Пешаварский вальс» (в 1994 году фильм вышел в США на видео под названием «Побег из Афганистана»). Кинокартина сразу принесла Тимуру международное признание. Фильм завоевал приз за лучшую режиссуру на международном фестивале в Карловых Варах, был удостоен специального приза жюри на кинофестивале в Сорренто и специального приза кинокритиков российского кинофестиваля «Кинотавр». В 1999 году Бекмамбетов создал компанию «Базелевс». Тогда же по заказу РТР снял восьмисерийный художественный фильм «Наши 90-е». Год спустя американский продюсер Роджер Корман пригласил Тимура для производства фильма «Gladiatrix» («The Arena» в американской версии). В 2002 году Бекмамбетов снял кинокартину «Русские машины». А в 2004 году вышел на экраны знаменитый «Ночной дозор». Режиссер работал над этой кинолентой в Лос-Анджелесе. Фильм вышел как в формате художественного фильма, так и в виде телесериала, состоящего из четырех часовых серий. Затем не заставил себя долго ждать и «Дневной дозор». Многие считают, что Тимур своими «дозорами» разрушил миф о том, что в отечественном кино все вертится вокруг режиссеров. «Да ладно! – отмахивается от подобных представлений о самом себе режиссер. - В советском кино был гениальный продюсер. Звали его Сталин. Он выбирал сценарии, утверждал актеров, назначал режиссеров... Про наш режиссероцентризм лучше бы помолчать!» Тимур Бекмамбетов является учредителем и гендиректором киностудии «ТАББАК». Сейчас живет между Питером и Москвой.


Сведения о родственниках


В детстве большое влияние на Тимура оказала бабушка. Воспитывала мальчика именно она, поскольку родители были очень занятыми людьми. Тимур вспоминает, что бабушка была несколько не в своем уме: болела склерозом. 83-летняя старушка все время грозилась повести внука завтра на концерт Шаляпина, который будет «здесь рядом» выступать, в провинциальном городе Гурьеве. «Но при этом она же мне и повторяла: «Будешь большим человеком, творцом, - будешь творить», - вспоминает режиссер. - Она, правда, путала меня со своим братом, погибшим во время войны на территории Белоруссии, как и вся еврейская часть семьи, но факт: она все это говорила, когда мне было десять лет. И я поверил. То есть я больше никогда не сомневался, чем надо заниматься. Для режиссера это очень важно». Тимур и сегодня уверен в том, что в значительной степени его нынешнее мировоззрение сформировала бабушка, в том, что именно благодаря ей он стал настоящим режиссером со своим неповторимым стилем. Немалое влияние на Тимура оказал и муж его старшей сестры. Он был живописцем и частенько водил мальчика на «тусовки художников».


Личная жизнь


Тимур Бекмамбетов родился в большой казахской семье. Отец был главным энергетиком Западного Казахстана, мать заведовала в газете отделом партийного строительства. Считается, что каждый казах обязан знать семь колен своих предков, однако, Тимур оказался исключением из правил: «Однажды, давным-давно, пролетая через Гурьев, я позвонил своему родственнику, он приехал в аэропорт, и мы долго сидели ночью, ждали самолета. Он пил водку и рассказывал. Я в лучшем случае знал два предыдущих поколения, и то не полностью, страшно замучился, и тогда он начал рисовать. Нарисовал огромную родословную простыню со значками какими-то, велел мне все выучить наизусть, тут вдруг объявили посадку, я сунул бумагу в карман и улетел в Москву. Прилетел и как раз оказался в Библиотеке Ленина - по поводу одного проекта с французами с Аральским морем. Мне нужно было собрать материалы по морю, по Каракалпакии, и неожиданно в одной книге ХIХ века издания я наткнулся на генеалогическое древо кайсак-кыргызов, каракалпаков... Ну, что-то типа того. В этой книге роды все шли где-то с Х века, и тоже стояли какие-то значки, у каждого рода - свой, а один был особенно знакомый. Я полез в карман - а на мне были те самые джинсы, что в аэропорту, - и нашел эту бумагу с семью коленами. Обнаружилась удивительная вещь. У меня наш значок начинался как раз с того места, на котором в книге все кончалось. То есть все сошлось, и получилось так, что вот я сейчас здесь, а рядом есть четко видные какие-то люди из Х века, которые меня, собственно, и устроили. И тут отпали все вопросы, ничего даже объяснять не надо. Свобода, необходимость, цель, удача, успех - все это не работает, когда ты наглядно видишь, насколько все не просто так». Кроме того, тогда же Тимур узнал и девиз своего рода. Его назвал режиссеру тот же самый пьяный человек в аэропорту: «Жить нужно там, где трава зеленая».


Враги и соратники


У Тимура есть компания друзей-киношников. Среди них – продюсер студии «Даго» Дмитрий Юрков, композитор Александр Войтинский, оператор, снимавший «Ночной дозор», Сергей Трофимов. Один из друзей Бекмамбетова – художник «Ночного дозора» Валерий Викторов. Вместе с ним Тимур снял и большое количество рекламных роликов. Тимур знаком с Валерием с детства. Валерий учился тогда в Ленинградском театральном институте и приезжал на каникулах к Тимуру в гости, в Казахстан. Как-то, уезжая домой, Валера забыл у друга сборник пьес Сартра. «Сразу после «Незнайки» я взялся за классика экзистенциализма. Конечно, ничего не понял, но было интересно», - вспоминает Тимур.


Увлечения


Кино и реклама.


Слабости и недостатки


Тимур Бекмамбетов характеризует себя как «светлого»: «Комплексов много». Режиссер избегает журналистов. Он признается, что чувствует себя в обществе служителей пера и микрофона напряженно: «Вроде бы, человек общается с тобой непринужденно, а сам думает, какой вопрос задать следующим. И уже стараешься не просто говорить, а говорить что-нибудь этакое, чтобы ему помочь». Тимур признается, что его нельзя назвать мистически настроенным человеком: «Эзотерическому фанатизму я чужд и никогда ничем подобным не увлекался (разве только на уровне бытового суеверия: плюю через плечо, в зеркало смотрюсь - не более того). Однако мистика в кино меня привлекает». Суеверность проявляется и в его отношении к людям: «Я верю, что есть те, кто паразитирует на других. Верю, что есть люди, которые питаются чужой энергией. Просто питаются чужими идеями, чужими чувствами. Они вампиры, по сути. Они не отдают. А есть те, кто отдает». Как любой режиссер, Бекмамбетов грешит тем, что пытается «подмять» сценарий под себя. Тимур признается, что в Голливуде его воспринимают, как сумасшедшего: «"Ночной дозор" для них - овердрайв, передозировка. Язык понятен, темп устраивает, а вот степень драматизма, серьезности совершенно непривычна». Тимур всюду и везде опаздывает. А объясняется это тем, что он не может себя как следует организовать: «Ложусь поздно, встаю рано. Уже много лет я вскакиваю от ощущения, что забыл что-то сделать».


Сильные стороны


Тимур - инициативная личность, неустанно генерирующая новые идеи. Например, на четырнадцатом Международном кинофоруме «Золотой Витязь» в Челябинске он предложил снять продолжение легендарного фильма «Ирония судьбы или C легким паром». Согласно задумке режиссера, действие в фильме разворачивается через 30 лет после рассказанной истории. Напомним, что в конце той картины Женя Лукашин и Надя соединяются. А по сюжету нового фильма они расстаются, потому что строптивая и норовистая героиня Барбары Брыльской в какой-то момент ушла из семьи. Главные герои новой ленты - сын Жени Лукашина и дочь Ипполита.


Тимур никогда не считает себя побежденным: «Испытывать ощущение поражения мне несвойственно. Я даже не представляю, как это. Не помню, чтобы когда-нибудь так уж сильно переживал. Наверное, это от безответственности и легкомыслия».


Заслуги и провалы


Обладатель большого количества призов за рекламные фильмы. В частности, был удостоен гран-при и приза в категории «Имиджевая реклама» («Альфа-банк-3» («День рождения») на IV МФ рекламы (Москва-94); награжден за лучший блок имиджевой рекламы («Всемирная история: Банк Империал») на фестивале Новой Европы в Словении-94; получил «Золотой кипарис» в номинации «Имидж» (за ролик «Александр Македонский») на II МФ рекламных фильмов «Кипарис» (Ялта-94). Наибольшей популярностью пользовались ролики банка «Империал». Они неоднократно завоевывали призы Международных фестивалей рекламы: получили «Золотое яблоко» на ММФР 1994, 1995, 1996 гг.; заслужили «Золотую барабанную палочку» на фестивале «Golden Drum» рекламы стран Новой Европы в Словении в 1995 году; с благодарностью принял золотую медаль Международного фестиваля в Хьюстоне в 1995 году. В 1997 году Тимур Бекмамбетов был удостоен Приза киноакадемии России как лучший молодой режиссер и продюсер года.


Компромат


Ходят слухи, что режиссер зачастую мучает актеров на съемках. Например, говорят, что во время работы над одним из своих фильмом, где задействована певица Чичерина, Тимур заставлял девушку всерьез бояться и плакать. Но режиссер опровергает такие представления о самом себе: «В фильме Чичерина играет несостоявшуюся гладиаторшу, так что пугать ее особенно не пришлось. И вообще, она на съемках отдыхала: сидела за монтажным столом, пересматривала материал без конца и не хотела ехать на концерты». Однако, слухи, как известно, не рождаются на пустом месте. В одном из интервью, правда, в шутку, на Тимура пожаловался его друг Валерий Викторов. Художник- постановщик посетовал на то, что на съемках «Дневного дозора» было не так-то просто работать: «Тимур Бекмамбетов не считается с реальностью. Он ведет себя как будто он в Голливуде. Наверное, поэтому нам удается так много сделать».


Досье подготовила Евгения Заболотских
KM.RU 12 января 2006


Добавить комментарий к статье


Добавить отзыв о человеке    Отзывов пока нет.


Последние новости

2018-03-12. Бекмамбетов представил в Америке фильм про даркнет
На фестивале SXSW, который проходит в Остине, штат Техас, состоялась мировая премьера фильма «Убрать из друзей: Даркнет» (Unfriended: Dark Web), спродюсированного Тимуром Бекмамбетовым. Об этом сообщается в пресс-релизе, поступившем в «Ленту.ру».

2016-12-26. Тимур Бекмамбетов начнет торговать православной одеждой через «Ксенюшку»
Тимур Бекмамбетов стал совладельцем онлайн-магазина и марки православной женской одежды «Ксенюшка». Как сообщает The New Retail, на его долю приходится 50 процентов акций компании. Сам режиссер пока никак не прокомментировал эту информацию.

2016-12-12. Бекмамбетов объяснил причину провала «Бен-Гура» в США
Режиссер Тимур Бекмамбетов убежден, что его фильм «Бен-Гур» потерпел неудачу в американском прокате, потому что в современном мире идея мести популярнее, чем идея прощения. Об этом он рассказал в интервью РИА Новости, опубликованном в понедельник, 12 декабря.





Биография Бекмамбетова
Новости
Российские режиссеры
Биографии режиссеров
Знаменитые Тимуры
Кто родился в Год Быка


Ссылка на эту страницу:

 ©Кроссворд-Кафе
2002-2018
Рейтинг@Mail.ru     dilet@narod.ru