Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Реклама
Web-мастерам

Случайный словарь

Интересно
  • Неужели это Швейцария?!
  • Дайвинг в Таиланде
  • Загадка Фаины Георгиевны Раневской

  • 105 лет со дня рождения Фаины Раневской
  • Биография Раневской
  • Философ с папиросой в зубах
  • Мудрость глупой жизни
  • Легенда об одиночестве
  • Жизнь и судьба Фаины Раневской
  • Дон Кихот в юбке
  • Насмешливое мое одиночество
  • Афоризмы Раневской
  • Интересные факты
  • Фильмография
  • "В жизни мне больше всего мешала душа..."
  • Как Фаина Раневская обвела вокруг пальца КГБ
  • Новости
  • Российские актеры
  • Биографии актеров
  • Девы (по знаку зодиака)
  • Великие женщины XX века по Виталию Вульфу
  • Интересные факты о людях
  • Интересные факты об актерах
  • Фильмографии актеров


  • Добавить отзыв о человеке

    Эйзенштейн сказал молодой Раневской: "Ты погибнешь, если не научишься требовать к себе внимания, если не научишься заставлять людей подчиняться своей воле. Ты погибнешь и актриса из тебя не получится. Как говорится,- sapienti sat (мудрому достаточно)".

    Когда в фильме "Золушка" Раневская-Мачеха, сверкая глазами со сладострастным садизмом, кричит на падчерицу: "Змея!" - я до сих пор как в детстве подпрыгиваю и дух у меня захватывает.

    Когда в спектакле "Деревья умирают стоя" в момент потрясения своей героини она поворачивалась лицом к залу и ужасно бледнела, зрителей начинало трясти.

    Когда в театре заканчивался эпизод с Манькой-спекулянткой в "Шторме", народ, устраивал ей невообразимую овацию и, не досматривая конец, просто уходил со спектакля, унося в себе это главное драгоценное впечатление.

    Когда Чарли Чаплин посмотрел фильм "Мечта", он с восхищением сказал: "Раневская - одна из самых выдающихся актрис ХХ века".

    Кого ни спроси, видевших ее игру, все разводят руками и расступаются, как перед особой королевской крови. Она царила в актерской Империи Чувств, устраивая из каждой своей роли достойное пиршество. Наверно, потому так мало и создала, что до второсортного и пустого не снисходила и в сотрапезники по спектаклю брала далеко не всякого.

    Родилась Фаина Георгиевна 27 августа 1896 года в Таганроге. По паспорту она на самом деле Григорьевна, но как это часто бывает, кто-то раз перепутал, а ей так больше понравилось и сама стала при случае настаивать на "Георгиевне". Настоящая фамилия Раневской была Фельдман. Юная актриса выбрала несколько претенциозный псевдоним, напоминающий о героине "Вишневого сада", и напророчила себе судьбу. До самой смерти играла главным образом в комедиях, шутила, как дышала - рефлекторно, а вот жила долго и несчастливо. Это ли не пример зависимости жизни от искусства?

    О ее эксцентричности, манере самовыражаться ходят легенды и анекдоты.

    Про деньги, которые она ненавидела, выразилась так: "Куда эти чертовы деньги деваются, вы мне не можете сказать? Разбегаются, как тараканы с чудовищной быстротой". Причем сама способствовала этому, - после каждой получки рассовывала рубли по многочисленным конвертам и анонимно рассылала тем знакомым, кто нуждался в помощи.

    Подписывалась в письме: "Ваша дама с камениями." - это когда ей поставили диагноз "камни в почках".

    Телефонный разговор с занудливым собеседником завершала словами: "Извините, я не могу продолжать разговор. Я говорю из автомата, а здесь собралась большая очередь."

    Из светской беседы: "Вам не кажется, что погода переживает климактерический период?"

    А как не привести ее афоризм: "Я никогда не была красива, но зато всегда - чертовски обаятельна", и ответ на вопрос: "Над чем сейчас работаете?" - "Над собой. Я симулирую здоровье."

    Очень трогательная дружба связывала Фаину Георгиевну с Анной Ахматовой. Они познакомились на юге, в самые голодные времена. Великая поэтесса была очень больна и великая актриса выходила ее. В Москве они сделались подругами и вовсе не разлей вода. Бывало, звонит Раневская Ахматовой и говорит: "Сегодня мне приснился Пушкин!" Та кричит: "Еду!" - и мчится в гости послушать сон. В одной из записей дневника Раневской значится: " Я в последнее время ничего не читаю. Я перечитываю. И все Пушкина, Пушкина, Пушкина. Мне даже приснилось, что он входит и говорит: как ты мне, старая дура, надоела!.."

    Многие писали, что характер у нее сложный, но притом бывает добра невероятно, что голос - низкий и грудной, а духи - французские. Но эти детали не есть вся Раневская.

    Ну ладно, можно осмыслить и перенять ее способ работы над образом, ее манеру воплощать характер роли. Но то, КАК она переживала момент творчества - вещь непостижимая, это ее личная тайна.

    Убийственная бледность в драматические моменты так, что совершенно исчезал цвет лица и грим проступал, как маска - ведь это мощное физиологическое явление! Откуда брались силы каждый раз так бледнеть? Почему в одно мгновение все люди в зале испытывали глубокое потрясение, как-будто на них обрушивалось мощное гипнотическое воздействие? А эти "факельные глаза"! "Новогодний экстаз"

    ... Мало того, что она всегда настаивала на замене слова "играть" словом "жить", она еще и жила-то какой-то прометеевской жизнью. Все это наводит на мысль о еще не познанном наукой способе воздействия гениальных личностей на всех прочих. Хотите, назовите это властью, данной Богом. Хотите, какой-нибудь индукцией икс-игрек поля. Они (гении) создают единый настрой, ветер духовной энергии, заставляющий повернуться и подставить ему свое лицо. В этом состоянии так возможно постижение высоких истин.

    Хочется вспомнить колоссальное полотно Ильи Репина "Иван Грозный", которая, на мой взгляд, приближается к достижению мечты о филосовском камне искусства: чтоб увидев ЭТО люди "хлопались в обморок и вставали прозревшими". М.Барышников сказал, что когда у него в детстве умерла мать, то альтернативы занятиям балетом больше не было. Он жил и спасался от горя в работе над танцем. З.Фрейд связывал развитие гения Леонардо да Винчи с потрясением от ранней разлуки с матерью и обстановкой жизни.

    Раневская тоже рано осталась совершенно одна, когда вся ее семья эмигрировала на собственном пароходе в 1917-м году. Ей Россия, где похоронен Пушкин, была дороже. Да, посетила она сей мир действительно в роковые минуты. Во время гражданской войны молодая Фаина, оказавшись в Крыму, выступала в театральной труппе перед красногвардейцами. Потом пыталась пробиться в Московские театры, но никто ее не брал, она часто сокрушалась: " У меня ужасный нос, не лицо, а ж..." Но зато когда играла, доходила до полного вживания в образ. Впервые в жизни исполняя на сцене эпизодическую роль без слов, она так прочувствовала любовь и жалость своей героини к главному герою, что после окончания спектакля разрыдалась и долго никто не мог ее успокоить.

    А.Д.Синявский писал: "Искусство свойственно личнoсти, нации, эпохе и всему человечеству подобно инстинкту самосохранения." Обстановка, как говорится, располагала. И совсем не случайны в те голодные лихие годы ее встречи со Станиславским, Качаловым, Эйзенштейном, близкая дружба с Ахматовой и многими-многими художниками -творцами своего времени. Альтернативы театру Раневская не имела: "Я не выбирала профессию, она жила во мне всегда." А Станиславский благословил: "Священнодействуй или убирайся!"

    Комическое, как и возвышенное, по утверждению Жан-Поля всегда обитает не в объекте смеха, а в его субъекте. Непосредственным субъектом являлась сама Раневская. Ее стиль, манера, своеобразие творческих приемов, как говорил И.Андронников, передает не только существо персонажа, но и отношение актрисы к нему. При поразительной в своей конкретности и житейской достоверности образа, ей свойственна гиперболизация , как у Гоголя. Не узкая, в лоб, а как явление огромное, социальное, историческое. ( Кстати, ей всегда хотелось заниматься археологией). "Гобсековское величие в ролях". Мега-Мачеха, Архи-Спекулянтка...

    Ее самоирония, выражение очень глубокой и конкретной основы образа доставляли эстетическое наслаждение даже в отвратительных характерах.

    Лондонский ежегодник "Кто есть кто" вслед за Чаплиным назвал ее в числе десяти лучших актрис ХХ века. Известнейшие талантливые люди дарили ей самые возвышенные эпитеты. Дети бегали за ней толпами и орали: "Муля! Муля!" Прохожие не удерживались от восторгов. Однажды какая-то толстая женщина с авоськами бросилась к актрисе обниматься с криком:" Батюшки, смотрите, люди, кто это! Да вы же моя поклонница!.."

    А Раневская говорила репортерам: " У меня головокружение от отсутствия успеха." И писала в дневнике:" От зрителей письма, полные любви. Но ведь это не мне, а тем, кого изображаю. Тоска, тоска..." Она была обречена на чувство одиночества и страшной неудовлетворенности. Но может быть, без этого нельзя так, выражаяясь ее словом,- Жить на сцене и на экране, как это делала она?

    Раневская - гештальт искусства. (Гештальт - объект, общие свойства которого невозможно вывести из знания свойств его составных частей.) Можно взять для рассмотрения живой глаз, анатомировать, поместить под микроскоп, но его главное предназначение - нести зрительные образы в мозг, можно постичь, беря во внимание живой организм в целом.

    Раневская и есть такое око. Его взор впитывает человеческие страсти, типажи, всю эту жизнь. Драгоценное "Око света", блистающее украшение сокровищницы русской культуры.


    Ирина Терентьева
    www.sem40.ru


    Добавить комментарий к статье


    Добавить отзыв о человеке    Отзывов пока нет.


    Последние новости

    2016-08-30. В Симферополе открыли мемориальную доску на доме, где жила Фаина Раневская
    К 120-летию со дня рождения великой актрисы Фаины Раневской в крымской столице торжественно открыли памятную доску на доме, где она жила в годы белой эмиграции.

    2016-02-15. О Фаине Раневской снимут сериал
    Биографический сериал, посвященный Фаине Георгиевне Раневской, выйдет к ее 120-летию, которое будет отмечаться в конце августа 2016 года. Об этом 15 февраля сообщает ТАСС со ссылкой на пресс-службу компании Star Media, где осуществляется производство картины. 10-серийный телевизионный фильм будет называть «Фаина».

    2011-08-27. Фаине Раневской исполняется 115 лет
    115 лет исполняется сегодня со дня рождения народной артистки СССР Фаины Раневской. Она не сыграла ни одной великой роли мирового репертуара, однако Британская энциклопедия именно ее имя включила в десятку великих актеров 20-го столетия.




  • 105 лет со дня рождения Фаины Раневской
  • Биография Раневской
  • Философ с папиросой в зубах
  • Мудрость глупой жизни
  • Легенда об одиночестве
  • Жизнь и судьба Фаины Раневской
  • Дон Кихот в юбке
  • Насмешливое мое одиночество
  • Афоризмы Раневской
  • Интересные факты
  • Фильмография
  • "В жизни мне больше всего мешала душа..."
  • Как Фаина Раневская обвела вокруг пальца КГБ
  • Новости
  • Российские актеры
  • Биографии актеров
  • Девы (по знаку зодиака)
  • Великие женщины XX века по Виталию Вульфу
  • Интересные факты о людях
  • Интересные факты об актерах
  • Фильмографии актеров



  • Ссылка на эту страницу:

     ©Кроссворд-Кафе
    2002-2016
    Рейтинг@Mail.ru     dilet@narod.ru