Кроссворд-кафе Кроссворд-кафе
Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Наши проекты
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Реклама
Web-мастерам
Генератор паролей

Случайная статья

Интересно

Центральная Швейцария: калейдоскоп впечатлений
Магическая Прага. Город исполнения желаний

Биография Петра Дмитриевича Боборыкина


Русские писатели
Биографии писателей
Девы (по знаку зодиака)
Знаменитые люди по имени Пётр

Петр Дмитриевич Боборыкин Петр Дмитриевич Боборыкин (1836-1921) - писатель, театровед, почетный академик Петербургской АН. В 60-е годы XIX века Боборыкин был заметной фигурой в литературной и театральной жизни России. Чрезвычайно общительный Боборыкин поддерживает тесную связь почти со всеми известными русскими литераторами, с Стасовым, с будущими деятелями "Могучей кучки", ведущими актерами императорских театров. Драматические произведения Боборыкина "В путь дорогу!" (1862-1864), "Ребенок" (1861), "Старое зло" (1861) ставились в Малом и Александринском театрах. Монография "Театральное искусство" (1872) - одна из первых в русском театроведении попыток применить данные физиологии и психологии для обучения профессиональным навыкам актерского мастерства. С конца 60-х годов Боборыкин выступает преимущественно как прозаик. Роман "Жертва вечерняя" (1868) посвящен широко обсуждавшейся в то время проблеме женской эмансипации. Роман получил скандальную известность, а Боборыкина обвинили в безнравственности. Любовно-психологический роман "Лихие болести" (1876) отразил разочарование русской интеллигенции в связи с неудачей "хождения в народ".

С середины 70-х годов начинается увлечение Боборыкина натурализмом. Он знакомится с Золя, Э. Гонкуром, Доде. Интерес к натурализму был вызван желанием Боборыкина доказать, что многое из того, что сделано на Западе, уже было сказано русскими писателями. В 80-е годы сотрудничает в журнале "Вестник Европы", публикуя романы "Китай-город" (1882) - о наступлении буржуазной эпохи и "Василий Теркин" - о нарождающемся типе мыслящего купца, который по словам Максима Горького, подготовил образ Якова Маякина в "Фоме Гордееве".

С 1914 года Петр Боборыкин живет за границей, его связи с Россией постепенно ослабевают. Последняя публикация Боборыкина - воспоминания "Итоги старейшего" (1917).

Марина Уртминцева. "Словарь русской литературы", 1997.

Петр Дмитриевич Боборыкин (1836-1921), русский прозаик, драматург, журналист, театральный деятель. Почетный академик (1900). Родился 15 (27) августа 1836 года в Нижнем Новгороде, выходец из древнего дворянского рода. Учился на юридическом факультете Казанского университета, с 1855 года - на отделении химии Дерптского университета, в 1857 году перешел на медицинский факультет. В 1860 году, не завершив образования, переехал в Петербург, где в 1861 году в Петербургском университете сдал экзамен на степень кандидата права.

Начал писать с гимназических лет, первая публикация - комедия "Однодворец" (1860). Ранние драмы Боборыкина "Ребенок" и "Старое зло" (обе 1861), "Мать и дитя" (1864), автобиографический роман "В путь-дорогу" (1862-1864) написаны не без влияния В. А. Соллогуба, с семьей которого Боборыкин сблизился в эти годы. Необыкновенно общительный, он быстро вошел в круги творческой интеллигенции. В 1863-1865 годах издавал "Библиотеку для чтения", занимал умеренно-либеральную позицию, издание прекратил в связи с финансовыми затруднениями. С 1865 года, находясь за границей, оказался в гуще общественно-политической, философской и литературно-художественной жизни Западной Европы, в романе "В чужом поле" (1866) отразил впечатления от Парижа, где, в частности, сблизился с крупнейшими философами и историками-позитивистами (И. Тэн, Дж. С. Милль, Г. Спенсер и др.), писателями (А. Дюма-сын, Дж. Элиот, У. Коллинз), журналистами и политическими деятелями (будущий премьер-министр и министр иностранных дел Франции Л. Гамбетта). Сам Боборыкин был корреспондентом ряда русских периодических изданий, в 1868-1869 годах присутствовал на различных международных конгрессах, в т.ч. на Брюссельском и Базельском конгрессах I Интернационала; познакомился с Герценом.

После публикации комедии из крестьянской жизни "Иван да Марья" (пост. в 1867), статей о французском и русском театре и обширной монографии "Театральное искусство" (1872), где, в частности, много говорилось об Александре Николаевиче Островском, в котором Боборыкин ценил реформатора русской сцены, однако видел почти исключительно талантливого бытописателя купеческой Москвы, Боборыкин выступает главным образом как прозаик (социально-психологические романы "Жертва вечерняя", 1868, посвященный "женскому вопросу" и принесший автору славу "безнравственного" писателя; "На суд", 1869, навеянный судебным процессом над Сухово-Кобылиным). В 1870 году Боборыкин сотрудничал с "Отечественными записками", где с 1871 году заведовал иностранным отделом. После поездки по заданию редакции в Париж выпустил очерки "На развалинах Парижа" (1871) и "Очерк истории Коммуны" (не опубл.), в которых поражение Коммуны связывается с кризисом европейской демократии. Актуальные аспекты жизни современного общества отражены в рассказах "Фараончики", 1871, и др.), романах "Солидные добродетели" (1870) и "Дельцы" (1872-1873), освещающих быт и нравы русской буржуазии, в социально-экономическом исследовании "Русский Шеффильд" ("Очерки села Павлова") (1877). Острый для русского общества 1860-1870-х годов "славянский" вопрос поднимал роман "Доктор Цыбулька" (1874), любовно-психологический роман "Лихие болести" (1876) отразил разочарование российской интеллигенции в своем "хождении в народ".

Для произведений Боборыкина, "писателя-эмпирика", отличающегося быстротой реакции на "злобу дня" и стремлением к максимально объективному и детально-подробному письму, были характерны перенасыщенность фактическим материалом, обилие персонажей, трудновоспринимаемая разветвленность сюжета. С 1876 года писатель увлекается новым течением - натурализмом (статья "Реальный роман во Франции", 1876, и др.), знакомится с Золя, Э. Гонкуром, Доде и другими писателями-натуралистами, активно пропагандирует на родине "золаизм". В 1870-е годы Боборыкин печатается во многих русских периодических изданиях (так, в журнале "Слово" - роман "Сами по себе", 1878, статьи "Мысли о критике и литературном творчестве" и "Мотивы и приемы русской беллетристики", обе 1878, пьеса "Сытые", 1879). С публикации романа "Полжизни" (1873) - о периоде, предшествующем отмене крепостного права в России, - началось долговременное сотрудничество Боборыкина с журналом "Вестник Европы", где увидели свет его многочисленные романы: "Китай-город" (1882) - одно из самых известных произведений Боборыкина, рассказывающее о купеческой Москве начала 1880-х годов; "Из новых" (1887), "На ущербе" (1890), посвященный поискам и блужданиям интеллигенции кризисного периода; "Василий Теркин" (1892), где Боборыкин пытался показать зарождение в России типа мыслящего купца-капиталиста; "Перевал" (1894), посвященный проблеме сближения отечественной буржуазии и интеллигенции и обоснованию теории "малых дел"; "Ходок" (1895; в этом же году Боборыкин добивается встречи с Ф. Энгельсом), "Княгиня" (1896), "По-другому" (1897), получивший резкий отзыв В. И. Засулич и одобрение Ленина за стремление разобраться в существе споров между народниками и марксистами; "Тяга" (1898), показывающий беспросветную жизнь рабочих-текстильщиков и тщетность попыток радикально облегчить ее с помощью просветительских организаций. "Социальному самочувствию" разных слоев русского общества посвящены также повести Боборыкина "Изменник" (1889), "Поумнел" (1890) - о распространенной в период реакции "болезни" ренегатства; название приобрело на рубеже 19-20 веков характер крылатого выражения (Боборыкину приписывают также введение в русский язык слова "интеллигенция").

Позднее творчество Боборыкина тесно связано с русской сценой. Ставятся его пьесы "Старые счеты" (1883), "Доктор Мошков", "Клеймо" (обе 1884), "С бою" (1891), "Накипь" (1899, другое название - "Поветрие", 1900); в 1877 году Боборыкин руководит частной театральной школой в Москве, читает лекции о русском театре и сценическом искусстве в Драматическом обществе и Московском театральном училище; в 1883-1885 годах - член Театрально-литературного комитета, в 1891 году - заведующий репертуарной и художественной частью театра Е. Горевой в Москве; в 1897 году - председатель Всероссийского съезда сценических деятелей.

В 20 веке Боборыкин написал повести "Однокурсники" (1901) - о художественной жизни начала 20 века, "Братья" (1904), в которой земский деятель, альтруист и подвижник, противопоставлен себялюбивому художнику; роман "Великая разруха: Семейная хроника" (1908), показавший жизнь интеллигенции периода Первой русской революции; воспоминания "За полвека" (1906-1913; неокончены) и "Итоги старейшего" (1917) - исследования, посвященные истории русского и европейского романа. С 1914 года писатель жил за границей.

Умер Петр Дмитриевич Боборыкин в Лугано (Швейцария) 12 августа 1921 года.

Энциклопедия - Россия-Он-Лайн

  • Ссылки на эту страницу


  • Добавить комментарий к статье




    Русские писатели
    Биографии писателей
    Девы (по знаку зодиака)
    Знаменитые люди по имени Пётр
    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я



    Ссылка на эту страницу:

     ©Кроссворд-Кафе
    2002-2018
    Рейтинг@Mail.ru     dilet@narod.ru