Кроссворд-кафе Кроссворд-кафе
Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Игры онлайн
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Наши проекты
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Угадай кто это!
Реклама
Web-мастерам
Генератор паролей
Шаржи

Новости

Биография Всеволода Эмильевича Мейерхольда


"Эдисон триллионов вольт"
Новости
Российские режиссеры
Биографии режиссеров
Знаменитые Всеволоды

Добавить отзыв о человеке

Всеволод Эмильевич Мейерхольд Всеволод Эмильевич Мейерхольд [28.1(9.2).1874, Пенза, — 2.2.1940, Москва], советский режиссёр и актёр, народный артист Республики (1923). Член КПСС с 1918 года. Родился в семье предпринимателя, выходца из Германии. В 1895 году поступил на юридический факультет Московского университета, в 1896 году — на 2-й курс драматического класса Музыкально-драматического училища Московского филармонического общества; по окончании в 1898 году вошёл в труппу Московского Художественного театра. Наиболее значительные роли Мейерхольда — Треплев, Тузенбах ("Чайка", "Три сестры" Чехова), Иоганнес ("Одинокие" Гауптмана), Мальволио, принц Арагонский ("Двенадцатая ночь", "Венецианский купец" Шекспира). В 1902 году Мейерхольд ушёл из МХТ; до 1905 года возглавлял организованное им "Товарищество новой драмы" (Херсон, Николаев, Тбилиси), где выступил и как режиссёр. Здесь начала формироваться художественная программа Мейерхольда, связанная с поэтикой символизма, с принципами условного театра, стилизации, подчинения актёрского действия живописно-декоративному началу. Эта программа получила обоснование в работе Мейерхольда в Студии на Поварской (Москва, 1905), созданной по инициативе К. С. Станиславского. Оценивая подготовленные Мейерхольдом спектакли ("Смерть Тентажиля" Метерлинка и "Шлюк и Яу" Гауптмана), Станиславский считал, что здесь актёры являлись простой глиной для лепки красивых групп, мизансцен, с помощью которых Мейерхольд осуществлял свои интересные идеи. Наиболее полно выражение стилистики условного театра нашло в театре В. Ф. Комиссаржевской (Петербург), где в 1906—1907 годах Мейерхольд был главным режиссёром. Продолжив режиссёрскую деятельность в Александринском театре (с 1908 года), Мейерхольд ставил уже иную задачу — возрождение принципов "театра прошлых эпох"; стремился к сочетанию трагического гротеска с традициями народного площадного зрелища (в спектаклях "Дон Жуан" Мольера, "Маскарад" Лермонтова), что имело важное значение для его дальнейшей деятельности. В частности, стало основой экспериментальной работы Мейерхольда в Студии на Бородинской (с 1914, Петербург), где он поставил "Незнакомку" и "Балаганчик" Блока.

Протест против буржуазно-мещанского эпигонского натурализма привёл Мейерхольда в первые же годы после Октябрьской революции 1917 года к выдвижению идей "Театрального Октября", направленных на создание ярко-зрелищного политически-агитационного театра. Пережитки символистских влияний, крайности полемики против академических театров нередко были ощутимы в деятельности Мейерхольда в советское время. Однако наиболее значительные спектакли возглавлявшегося им в 1920—1938 годах театра были направлены на создание искусства, связанного с революционной современностью как своим содержанием, так и присущей им динамической формой. Они были близки поэтике В. В. Маяковского, его трактовке театра как соединения "трибуны" и "зрелища". Это характерно для спектаклей "Мистерия-Буфф", "Клоп" и "Баня" Маяковского, "Зори" Верхарна, "Мандат" Эрдмана, "Последний решительный" Вишневского, "Вступление" Германа. Работая над произведениями классической драматургии, Всеволод Мейерхольд стремился к заострённому социально-обличительному и ярко-зрелищному раскрытию пьесы, властно подчиняя сценическое воплощение своему режиссёрскому видению, порой не останавливаясь даже перед перемонтировкой текста ["Лес" Островского, "Ревизор" Гоголя, "Горе уму" ("Горе от ума") Грибоедова и др.].

Мейерхольд осуществлял свои искания и в музыкальном театре. В предреволюционные годы он ставил оперы в петербургском Мариинском театре ("Орфей и Эвридика" Глюка, 1911), а в 1935 году дал новое сценическое прочтение "Пиковой дамы" Чайковского (Малый оперный театр, Ленинград).

В 1922—1924 годах Мейерхольд был художественным руководителем московского Театра Революции. После закрытия Театра им. Мейерхольда (1938) К. С. Станиславский привлек Мейерхольда к работе в руководимом им оперном театре.

Творческие поиски Всеволода Мейерхольда оказали большое влияние на советский и зарубежный театр.


Б. И. Ростоцкий.
Большая советская энциклопедия

  • Ссылки на эту страницу


  • Комментарии к статье:

    К биографии
    2015-12-23 23:58:50

    В 1896 году Всеволод Мейерхольд женился на Ольге Михайловне Мунт (1874—1940) и имел в этом браке трёх дочерей: Марию (1897—1929), Татьяну (1902—1986) и Ирину (1905—1981). В 1921 году он оставил семью и в 1922-м женился на актрисе Зинаиде Райх (1894—1939).

    Внуку Мейерхольда, сыну Ирины и Василия Меркурьева, актёру Петру Меркурьеву, дважды довелось играть в кино своего деда — в фильме «Я — актриса» (1980) и в телесериале «Есенин» (2005).

    Автор: Арест и гибель
    Дата: 2018-02-09 12:46:55

    20 июня 1939 года Мейерхольд был арестован в Ленинграде; одновременно в его квартире в Москве был произведён обыск. В протоколе обыска зафиксирована жалоба его жены 3инаиды Райх, протестовавшей против методов одного из агентов НКВД. Вскоре (15 июля) она была убита неустановленными лицами.

    После трёх недель допросов, сопровождавшихся пытками, Мейерхольд подписал нужные следствию показания: его обвиняли по статье 58 Уголовного кодекса РСФСР. В январе 1940 года Мейерхольд писал В. М. Молотову:

    …Меня здесь били — больного шестидесятишестилетнего старика, клали на пол лицом вниз, резиновым жгутом били по пяткам и по спине, когда сидел на стуле, той же резиной били по ногам (…) боль была такая, что казалось, на больные чувствительные места ног лили крутой кипяток…

    Заседание Военной коллегии Верховного суда СССР состоялось 1 февраля 1940 года. Коллегия приговорила режиссёра к расстрелу. 2 февраля 1940 года приговор был приведён в исполнение. О месте захоронения Мейерхольда пишет журнал «Театрал»: «Внучка Вс. Э. Мейерхольда Мария Алексеевна Валентей ещё в 1956 году, добившись его политической реабилитации, но не зная тогда, как и когда погиб её дед, установила на могиле Зинаиды Николаевны Райх, что на Ваганьковском кладбище, общий памятник — ей, актрисе и возлюбленной жене, и ему. На памятнике выгравирован портрет Мейерхольда и надпись: „Всеволоду Эмильевичу Мейерхольду и Зинаиде Николаевне Райх“. <…> В 1987 году ей стало известно и подлинное место захоронения Мейерхольда — „Общая могила № 1. Захоронение невостребованных прахов с 1930 г. — 1942 г. включ.“ на кладбище московского крематория у Донского монастыря. (По решению Политбюро от 17 января 1940 года № II 11/208, подписанного лично Сталиным, было расстреляно 346 человек. Их тела были кремированы, и прах, ссыпанный в общую могилу, смешан с прахом других убитых.)».

    В 1955 году Верховный суд СССР посмертно реабилитировал Мейерхольда.

    Добавить комментарий к статье


    Добавить отзыв о человеке    Отзывов пока нет.


    Последние новости

    2014-02-10. В Санкт-Петербурге открыли мемориальную доску Мейерхольда
    В понедельник, 10 февраля, в Санкт-Петербурге открыли мемориальную доску Всеволода Мейерхольда. Как сообщает ИТАР-ТАСС, памятный знак установили в здании техникума железнодорожного транспорта на Бородинской улице. С 1914 по 1917 год в этом здании работала театральная студия режиссера.

    2014-01-22. Гоголь-центр и БДТ покажут спектакли о Мейерхольде
    В московском Центре имени Мейерхольда (ЦИМ) с 10 по 15 февраля пройдет фестиваль «Я — Мейерхольд», посвященный 140-летию со дня рождения театрального авангардиста. Об этом стало известно из поступившего в «Ленту.ру» пресс-релиза.

    2013-08-31. В Петербурге воссоздадут спектакль Мейерхольда по Лермонтову
    Александринский театр в Санкт-Петербурге в новом сезоне частично воссоздаст знаменитый дореволюционный спектакль «Маскарад» режиссера Всеволода Мейерхольда по драме русского поэта Михаила Лермонтова. Об этом в субботу, 31 августа, сообщает ИТАР-ТАСС со ссылкой на слова художественного руководителя театра Валерия Фокина. Постановка приурочена к 200-летию со дня рождения Лермонтова, которое будет отмечаться в 2014 году.





    "Эдисон триллионов вольт"
    Новости
    Российские режиссеры
    Биографии режиссеров
    Знаменитые Всеволоды
    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я



    Ссылка на эту страницу:

     ©Кроссворд-Кафе
    2002-2024
    dilet@narod.ru