Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Реклама
Web-мастерам

Случайная статья

Интересно
  • Таиланд. Законы выживания
  • Маврикий: все условия для идеального отдыха
  • Наталья Сац. Юбилей "матери" детских театров

  • Симфония жизни
  • Биография
  • Музыка жизни
  • Знаменитые Натальи
  • Российские режиссеры
  • Биографии режиссеров


  • Наталье Сац – 105 лет. 15 лет тому назад ее не стало, но дело ее живет.


    Дочь известного композитора Ильи Саца и яркой камерной певицы Анны Михайловны Щастной – Наталья Сац родилась 27-го августа 1903-го года в Иркутске.

    Почему так далеко? Все очень просто. Илья Сац – дирижер оркестра Московского Художественного театра (МХТ), виолончелист. Впоследствии он станет автором музыки и к «Синей птице» в постановке К.С. Станиславского и Л.А. Сулержицкого, который шел на знаменитой сцене почти сто лет - сочувствовал революционно настроенному студенчеству и был на примете у полиции, почти под негласным надзором.

    Дабы избежать ареста, Сац уехал в Сибирь, взяв с собой виолончель и дневники. За ним, поставив крест на собственной музыкальной карьере, последовала и верная возлюбленная - барышня Анна – воспитанница Женевской консерватории.

    Тем самым генеральская дочь лишилась поддержки семьи и любви отца, которой не мог смириться, что Анна (в его тщеславных мечтах - "вторая Патти, «мадам Виардо") – станет лишь женой безродного музыканта, "нищего еврея, да еще к тому же с цыганскими корнями!"

    В Иркутске Илья Александрович создал лучший городской оркестр, народный театр, ставил спектакли. И городские музыкальные вечера и балы не проходили без его активного участия.

    Он был душой любого общества. А, покорив за год Иркутск, вернулся в Москву – завоевывать столицу. И ему это удалось. В 1906-ом году он стал заведующим музыкальной частью МХТ. В его доме бывали корифеи тетра Василий Качалов и Иван Москвин, популярнейшая певица Надежда Плевицкая, для которой он написал несколько песен, у него играл Сергей Рахманинов.

    Именно под влиянием отца и маленькая Наташа Сац решила окончательно посвятить себя музыке - еще трехлетней крошкой она проводила за инструментом по четыре часа в день! И играть хорошо научилась настолько быстро, что уже в шестилетнем возрасте дала первый сольный концерт, сидя на вертящемся табурете с двумя подложенными дощечками и подставленной под ноги высокой скамеечкой.

    Ну, а после триумфальной премьеры «Синей птицы», которая была замечена и в европейском музыкальном мире. Илью Саца пригласил работать в Берлин знаменитый режиссер Макс Рейнхардт. Но смерть оборвала все планы. Илья Александрович скончался внезапно, в 1912-ом году, в самом расцвете творческих сил, ему было всего лишь 37 лет.

    После смерти мужа, чтобы содержать семью, Анне Михайловне пришлось давать уроки музыки и вокала, в том числе и в школе-студии МХТ, она начала концертную деятельность, как певица. Наташа потянулась за матерью, и вскоре и у нее тоже появились первые ученики.

    Как-то летом актеры МХТ взяли ее с собою в Крым, где юная Наташа Сац впервые близко познакомилась с Евгением Багратионовичем Вахтанговым, который много беседовал с нею, и дал ей первые уроки сценического режиссерского мастерства.

    Другие педагоги и актеры школы МХТ и студии Вахтангова тоже занимались с Натальей – и она с увлечением постигала законы сцены, искусство движения и жеста, голоса и мимики, танца и пластики, играла в молодежной театральной студии имени А. С. Грибоедова. А, закончив, в 1917-ом году музыкальное училище имени А. Скрябина по классу фортепиано,15-летней девочкой начала работать в Темусеке (Театрально-музыкальной секции Московского Совета Рабочих Депутатов).

    Октябрьский переворот, потом гражданская война, голод и разруха, а Наташу – девочку с косичками - охватывает бурная жажда деятельности, жажда творить! В память об отце она мечтает создать хотя бы маленький детский театр, и обязательно музыкальный, с оркестром из музыкальных игрушек: пищалок и свистулек – он так любил на них играть!

    Неожиданно это нелепая, на первый взгляд, идея Натальи Сац находит поддержку у чиновников нового правительства, и даже у самого наркома Луначарского, и в Москве, весной 1918 года, при театрально - музыкальной секции Наркомпроса организуется детский отдел, заведующей которого назначается юная Наталья Сац - вчера еще - Наташа, а теперь - Наталья Ильинична.

    Уже в первую годовщину октябрьского переворота было решено открыть и первый детский театр. Своего помещения у него не было, и поначалу театр делил здание с кинотеатром «Арс» (ныне «Художественный» на Арбатской площади). Позже детище Сац получило здание в Мамоновском переулке, где ныне находится Московский театр юного зрителя.

    Год спустя театр был реорганизован и передан в ведение органов просвещения. В своем обновленном виде он открылся в июле 1920-го года спектаклем «Маугли» по «Книге джунглей» Киплинга. В этом спектакле играли Михаил Гаркави, Мария Бабанова, Игорь Ильинский и другие артисты, впоследствии составившие гордость отечественного театра.

    Покинув театр в 1921-ом году из-за разногласий с художественным руководителем, Наталья Сац мечтает о создании совершенно нового театра, «который даст собственный современный репертуар и донесет его до своего зрителя средствами синтетического спектакля». И тогда – 13-го июля 1921-го года открылся Московский театр для детей.

    Сац привлекала для работы в нем лучших драматургов, режиссеров, опытных педагогов для работы со зрителями. Каждый спектакль предварялся ее устным выступлением перед зрителями - детьми.

    Однако, энергии у Натальи Сац было так много, что пространства детского театра ей было уже мало, и она с энтузиазмом занялась классической оперой. Самым крупным успехом, как режиссера оперного театра, да и вообще как режиссера-постановщика, стали постановки опер Дж. Верди "Фальстаф" в Берлинском "Кролл - театре" (весной 1931-го года, дирижировал сам Отто Клемперер) и "Свадьбы Фигаро" Моцарта в аргентинском театре «Колон" (осенью того же 1931-го года).

    Постановки имели ошеломляющий успех, о них писали даже очень настороженно относившиеся в те времена к России эмигрантские газеты: "Непревзойденный успех русской!" А Отто Клемперер, и как мужчина очень неравнодушный к Наталье Сац, говорил ей, "вы рождена для оперы, вы - истинно оперный режиссер". Но Сац лишь смеялась и…уже опять спешила в Москву, в стены родного театра.

    5-го марта 1936-го года Государственный Детский музыкальный театр при Моссовете был преобразован в Центральный детский театр - крупнейший в России, который получил в свое распоряжение нынешнее здание на Театральной площади, где прежде располагалась 2-я студия МХТ.

    10-го декабря 1936-го года здесь прошла премьера сказки-оперы Л. Половинкина "Золотой ключик" по сказке Алексея Толстого, который восхитил и детей, и серьезных театральных критиков. С него-то в советском театре и возродился жанр театральной сказки, как-то основательно позабытый за годы всеобщего революционного энтузиазма и индустриализации.

    Уже 11-го марта 1937-го года в театре прошла премьера нового произведения С. Прокофьева - его "Детской симфонии". Причем солировали тогда Иван Козловский и Валерия Барсова.

    Но наступили и тяжелые и страшные годы тотальных политических репрессий. Был арестован муж Сац - И. Я. Вейцер, занимавший очень крупный пост в Наркомате торговли. Осенью 1937-го арестовали и заключили в Бутырскую тюрьму и саму Сац. За одну ночь, проведенную в камере вместе с уголовниками, она совершенно поседела, настолько, что ее волосы напоминали сильно напудренный парик маркизы XVIII века!

    Ей предъявили обвинение в измене родине, назвали «политической шпионкой» и «женой врага народа», объявив приговор - пять лет лагерей. Но она отказалась признать себя виновной и подписать документы, она даже отказалась писать письмо домой, с просьбой прислать теплые вещи. Следователь счел Сац ненормальной.

    Шесть лет заключения. Но и там Наталья Сац нашла в себе силы не опуститься. В лагере силами заключенных она продолжала ставить спектакли. В роли Ларисы Огудаловой в "Бесприданнице" А. Островского у нее выступала женщина, осужденная на пятнадцать лет за убийство мужа.

    Прочитав огромное количество книг в тюремной библиотеке и всего Шекспира, Сац написала ряд театроведческих работ, где углубленно, под режиссерским углом зрения, рассматривались персонажи его драм и трагедий. Из лагеря она вернулась с увесистым чемоданом рукописей.

    В 1943-ом Наталия Ильинична оказалась в Алма-Ате, куда были эвакуированы многие деятели искусства. Там она организовала театр для детей, начав со студии для подготовки молодых актеров русской и казахской трупп.

    А в Москву Сац вернулась лишь 1958-ом году. И так как в Центральный детский театр ее не пустили – Сац создает Детский музыкальный театр. На хлопоты и доказательства необходимости такого театра ушло почти семь лет.

    Только 21-го ноября 1965-го года на сцене Театра эстрады состоялся первый спектакль - опера М. Красева «Морозко». Позже театр получил небольшое помещение на улице 25-го Октября (ныне Никольская), где, кроме оперных и балетных спектаклей, с 1969-го года симфонический оркестр театра начал давать концерты, в программу которых входили симфонические и балетные сюиты, специальные театрализованные программы. Эта традиция сохранилась в театре и по сей день.

    В 1979-ом году было построено новое здание - на проспекте Вернадского, где над крышей широко распахнула крылья легендарная Синяя птица на золотой арфе. В фойе и переходах театра – многочисленные скульптуры сказочных персонажей, в партере - зимний сад, аквариумы с разноцветными рыбками.

    Здесь уже два зала - Большой (на 1100 мест с тремя сценами и фантастическим театральным занавесом на тему оперы Н. Римского-Корсакова «Садко»), и Малый — на 300 мест, концертный.

    В театре оперная и балетная труппы, симфонический оркестр, возглавляемый известным дирижером Леопольдом Гершковичем, для труппы, как и прежде, работают крупные художники-сценографы, композиторы. Ко времени создания театра почти не было сочинений, написанных специально для детского музыкального жанра.

    Наталья Сац привлекла к сотрудничеству с театром современных композиторов: Тихона Хренникова, Дмитрия Кабалевского, Эдуарда Колмановского, Владимира Рубина, Ширвани Чалаева, Михаила Раухвергера, Марка Минкова, Александра Чайковского, Александра Флярковского, Эдуарда Хагагортяна, Ефрема Подгайца, Игоря Якушенко, Якова Солодухо и многих других.

    После смерти своей создательницы (Наталья Сац скончалась 18-го декабря 1993-го года) театр получил имя Натальи Ильиничны Сац - «матери» шести детских театров, основавшей еще и Фонд своего имени, среди учредителей которого были такие деятели отечественной и мировой культуры, как Галина Уланова, Тихон Хренников, Мстислав Ростропович, Андрей Гончаров, Галина Вишневская, Ирина Архипова.

    Планы Фонда Наталии Сац были направлены на проведение благотворительных мероприятий, имеющих целью приобщение детей к эстетическим ценностям, помощь обездоленным детям и привлечение внимания общественности к детским проблемам.


    Владимир Ойвин
    Правда.Ру 27.08.2008
    Юбилей «матери» детских театров


    Добавить комментарий к статье



  • Симфония жизни
  • Биография
  • Музыка жизни
  • Знаменитые Натальи
  • Российские режиссеры
  • Биографии режиссеров



  • Ссылка на эту страницу:

     ©Кроссворд-Кафе
    2002-2016
    Рейтинг@Mail.ru     dilet@narod.ru