Кроссворд-кафе Кроссворд-кафе
Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Игры онлайн
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Наши проекты
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Угадай кто это!
Реклама
Web-мастерам
Генератор паролей
Шаржи

Новости

Михаил Глузский. Артист, который виртуозно спаивал Шурика


Биография Глузского
Российские актеры
Биографии актеров
Скорпионы (по знаку зодиака)
Знаменитые Михаилы
Кто родился в Год Лошади

У актеров часто так бывает: играешь-играешь, играешь по-разному, ищешь себя, но в результате зрители запоминают тебя по роли, которая изначально казалась едва ли не проходной. Так случилось и с известным киноартистом Михаилом Глузским, которому в нынешнем ноябре исполнилось бы 90 лет.


Свой среди своих


Вся страна единодушно полюбила этого актера после небольшой роли администратора гостиницы в комедии Леонида Гайдая «Кавказская пленница». Роль действительно крошечная, но этот администратор так виртуозно спаивал наивного студента Шурика, приехавшего изучать кавказские обычаи — обряды, легенды и, конечно, тосты, что сразу стал близок стране, особенно ее мужскому населению. А знаменитый тост «в трех экземплярах» и вовсе стал нарицательным. Многие подумали, что этого кавказского администратора играет настоящий грузин.

Между тем до этой роли Глузский был актер как актер, не более того. Создавал все больше отрицательные образы. Почему так получилось? Может быть, не слишком добродушная внешность Михаила Андреевича тут сказалась, а может, то, что в детстве и юности Глузский был парнем хулиганистым: то дрался, то бил фонари на улицах, то шокировал школу киноактера при киностудии «Мосфильм» вычурной прической (из творческого вуза его неоднократно хотели отчислить).

Но несмотря на дисциплинарные проблемы, студент Глузский стал артистом Глузским без проблем: его зачислили в штат киностудии «Мосфильм». А как можно было не зачислить в этот штат молодого человека, снявшегося в 1939 году сразу в трех фильмах: «Семья Оппенгейм», «Минин и Пожарский», а также «Девушка с характером». «Девушка» стала лидером кинопроката, а в «Семье Оппенгейм» выпускник школы киноактера не затерялся в компании таких известных артистов, как Соломон Михоэлс, Николай Плотников, Осип Абдулов. Так что профессиональный экзамен был сдан на «отлично».


Амплуа отрицательного героя


Война несколько притормозила актерскую карьеру Глузского, он все больше выступал в концертных бригадах, обслуживавших фронт, зато сразу после войны, перейдя из Театра советской армии в Театр киноактера, Михаил успел жениться на студентке театроведческого факультета ГИТИСа Кате. Катюша была на девять лет младше Миши, но уже успела побывать замужем. Однако это не помешало двум молодым людям образовать крепкий супружеский союз на долгие годы. Союз, подаривший родителям сына Андрея и дочь Машу.

В 50-е годы Михаил Глузский начал становиться актером, которого узнавали широкие зрительские массы. Именно тогда и сложилось амплуа раннего Глузского — отъявленные мерзавцы, подлецы, враги народа. До сих пор, пересматривая «Тайну двух океанов», поражаешься, насколько убедительно актер сыграл иностранного шпиона Ивашева. Шпион был неоднозначным, очень серьезным, он буквально завораживал, заставлял проникнуться невольным уважением к сильному врагу.

Глузский настолько убедительно изображал на экране отрицательных персонажей, что на одной из республиканских киностудий поступили и вовсе просто: если в новой картине была явно отрицательная роль, тут же телеграммой вызывали на съемки Глузского. Поневоле станешь рабом амплуа, когда на тебя такой спрос.

В «Тихом Доне», поставленном Сергеем Герасимовым по роману Михаила Шолохова, артист сыграл есаула Калмыкова. Много лет спустя Глузский удивлялся, как этот образ оставили, не вырезали из картины. Есаул говорил красным: «Вы не партия. Вы банда гнусных подонков. Кто вами руководит? Немецкий генеральный штаб. Ваш Ленин — каторжник, который продал Россию за миллион немецких марок!» Когда героя Глузского расстреливали, он, застегнувшись на все пуговицы, напоминал с экрана, что «именно так умирает русский офицер!». Думаю, многим после этой сцены становилось не по себе, но поднять руку на шолоховский материал никто не решился.

Даже в небольших ролях Михаил Глузский всегда запоминался. «В огне брода нет», «Красное и черное», «Рассказ о простой вещи», «Пришел солдат с фронта», «Премия» — в этих и других картинах артист играл свои неглавные роли достойно и убедительно.


Глузский играл, даже сидя в инвалидном кресле


Одновременно со съемками в кино актер занимался дубляжем зарубежных картин. За два десятилетия Глузский озвучил более ста фильмов. Его голосом говорили герои Бурвиля, Эдуардо де Филиппо, Луи де Фюнеса. Однако мне больше всего нравится его бандит Коломбо Белые Гетры из замечательной комедии «В джазе только девушки». Что же касается Луи де Фюнеса, то это просто был не типаж М. Глузского, у Владимира Кенигсона живчик Луи получался куда лучше. Да и Бурвиль оставался в основном прерогативой Андрея Попова и Ростислава Плятта. Но даже при этом любой дубляж всегда выполнялся Глузским высокопрофессионально.

Постепенно Глузский перестал играть отрицательные роли и стал едва ли не главным пожилым положительным героем советского кинематографа. Когда произошла эта метаморфоза, понять трудно, но можно назвать роль, после которой было весьма трудно представить, что Глузский может играть отрицательного героя. Это образ профессора Никодима Сретенского в фильме Ильи Авербаха «Монолог». Очень сложная, но тем более дорогая актеру роль, прекрасное партнерство с Мариной Нееловой — в результате «Монолог» стал одним из главных фильмов в биографии актера Михаила Глузского.

Очень симпатичной (хочется подобрать именно такое определение) стала работа артиста в комедии «Почти смешная история». Сценарист Эмиль Брагинский писал роль специально под Глузского. Но режиссер Петр Фоменко не очень хотел, чтобы артист играл в этом фильме: постановщик считал, что Михаил Андреевич не подходит в качестве партнера главной героине — Ольге Антоновой. Но в конце концов Брагинский настоял, и «Почти смешная история» с тех пор частый гость на наших телеэкранах. Чудесный получился фильм, милый, смешной, с грустинкой — и не в последнюю очередь благодаря М.Глузскому.

Конечно же, зрители разных возрастов хорошо помнят Михаила Андреевича и по детективу Станислава Говорухина «Десять негритят», где в компании других мастеровитых артистов Глузский пугал народ под чутким руководством Агаты Кристи и Станислава Говорухина.

В последний период своей жизни Михаил Андреевич активно работал в театре. Я не говорю о Театре-студии киноактера (здесь Глузский трудился долгие годы). Но его приглашал и «Современник» — актер сыграл писателя Константина Симонова в спектакле «Мы не увидимся с тобой». Он действительно был очень похож на Симонова и одним своим присутствием на сцене придавал особое звучание постановке. В «Школе современной пьесы» Глузский выходил на сцену в спектакле «Уходил старик от старухи» в дуэте с Марией Мироновой-старшей, был Сориным в «Чайке», играл и другие роли.

Себя Глузский называл не звездой, а ломовой лошадью. Возможно, он и был этой ломовой лошадью. По крайней мере, даже серьезно заболев и попав в больницу, просил не отменять «Чайку» и сыграл в последний раз своего Сорина, сидя все время в инвалидном кресле. Но зазвучали аплодисменты — актер встал и поклонился своим зрителям.

На следующий день после последнего спектакля в его жизни Глузскому ампутировали ногу. Затем у артиста отказали легкие. Врачи делали все, что могли. В какой-то период актеру, казалось, стало лучше. Но сердце не выдержало. Не выдержало сердце народного артиста СССР, лауреата Государственной премии, секретаря Союза кинематографистов России, сдержанного и скромного человека, настоящего мужчины с серьезным лицом, умными глазами и редким чувством юмора.


Первая крымская N 251, 21 НОЯБРЯ/27 НОЯБРЯ 2008


Добавить комментарий к статье




Биография Глузского
Российские актеры
Биографии актеров
Скорпионы (по знаку зодиака)
Знаменитые Михаилы
Кто родился в Год Лошади


Ссылка на эту страницу:

 ©Кроссворд-Кафе
2002-2024
dilet@narod.ru