Кроссворд-кафе Кроссворд-кафе
Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Игры онлайн
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Наши проекты
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Угадай кто это!
Реклама
Web-мастерам
Генератор паролей
Шаржи

Новости

Галина Волчек. Актриса, сумевшая создать свой новый "Современник"


"Секрет моего успеха - в верности себе"
Биография
Новости
Российские актеры
Российские режиссеры
Биографии актеров
Биографии режиссеров
Знаменитые Галины
Кто родился в Год Петуха

Добавить отзыв о человеке

Женщина-режиссер — это по определению редкость. Женщина-главный режиссер — это очень большая редкость. Женщина, успешно руководящая известным столичным театром в течение более чем 35 лет, — это чудо.

У этого чуда есть имя, отчество и фамилия — Галина Борисовна Волчек. В нынешнем декабре ей — 75. Переживать из-за этого возраста не нужно, скрывать его бесполезно, им можно только гордиться.


Режиссером стала случайно


Волчек была одной из тех, кто создавал знаменитый московский театр «Современник», из родоначальников, другими словами. Так что все сладостные легенды о золотых годах актерского братства — это легенды и о ней, толстой смешной девочке Гале, дочери известного кинооператора Бориса Волчека. Это она вместе с Олегом Ефремовым, Игорем Квашой, Олегом Табаковым, Лилией Толмачевой и другими создавала, организовывала, начинала… Слава того «Современника» — это в полной мере ее слава.

Начинала Галина Волчек как актриса. Она хорошая, даже очень хорошая актриса. Вспомните взволнованную покупательницу дефицитного «Грюндига» в «Берегись автомобиля» или нахально-беззащитную графоманшу-переводчицу Варвару из «Осеннего марафона». Но это только в кино. А в театре — колоритно-агрессивная Нюрка-хлеборезка («Вечно живые»), роли в «Без креста» и «На дне», более поздние совершенные работы — Марта в «Не боюсь Вирджинии Вульф», Анна Андреевна в «Ревизоре». Волчек никогда не боялась играть теток, женщин не всегда нежных и подчас неухоженных, неприкаянных. А что ей было делать, другие-то претендовали исключительно на роли красавиц. Зато ее «тетки» получались очень колоритными, часто куда более выразительными, чем многочисленные Василисы Прекрасные. Многие ее героини были в чем-то Царевнами-лягушками, если уж говорить о сказках: под грубоватой кожей билось нежное трепетное сердце.

Режиссером Волчек стала случайно. Ходила по театру беременная, и Ефремов, взглянув на нее невзначай, сказал: «Ты все равно без дела ходишь. Посиди на репетициях спектакля «Двое на качелях», посмотри». Она посидела, посмотрела, да так, что поставила с Татьяной Лавровой и Михаилом Козаковым очень удачный спектакль-дуэт по пьесе Уильяма Гибсона, который шел потом долгие годы. Один же из следующих ее спектаклей по роману Ивана Гончарова «Обыкновенная история» в инсценировке Виктора Розова с участием Табакова и Козакова был удостоен Государственной премии СССР. С той поры пошло и поехало. И «На дне» горьковское она ставила, и сама с театром в какой-то момент оказалась на этом самом дне.


Легко ли быть «Ефремовым в юбке»


Волчек всегда было непросто. Нелегко ей было расставаться с Евгением Евстигнеевым. Ее первый муж, ее главный мужчина, своеобразный провинциал из Горького, носивший неподражаемые шляпы для прикрытия ранней лысины и отбивавший джаз столовыми приборами, которого она пыталась «окультурить», пригрела в своей интеллигентной московской семье, — и не сложилось. Когда поняла, что Женя изменяет, все закончилось. Даже сын Денис — единственный и любимый (он в дальнейшем стал кинорежиссером, снял «Лимиту», «Маму» и другие известные картины) — не остановил. Кажется, вообще, оно не слишком для нее — личное счастье. Хотя доподлинно это известно, конечно же, только ей самой.

Еще тяжелее Волчек пришлось, когда в 1970 году Олег Ефремов — родитель и лидер «Современника», отец театра — объявил, что уходит главным во МХАТ. И позвал с собой весь цвет «Современника» — влиться в «академию». Театр отказался — не в последнюю очередь потому, что в труппе была Волчек. Пусть не Ефремов. Пусть женщина. Но своя и режиссер. Ей пришлось возглавить «Современник», у которого с уходом Ефремова вроде бы вынули сердце.

В своих интервью Галина Борисовна рассказывает, что, после того как она стала «Ефремовым в юбке», театральные критики развернули против нее травлю в печати. Со стороны не казалось, что это травля, но ее ругали, в ней сомневались — это точно. Ей отказывали в умении быть лидером, строить театр, ставить спектакли. Наверное, ей было виднее, и это действительно была травля. Организовал ли ее сам Ефремов, который, конечно, не мог простить, что его «Современник» не пошел за ним, предпочтя самостоятельность, или Табаков, молодежную студию которого Волчек не приняла в «Современник», не знает она сама. Или делает вид, что не знает, считая, что так правильнее.

Ничуть не легче пришлось ей чуть позднее, когда практически весь цвет театра всетаки постепенно перебрался во МХАТ: и Е. Евстигнеев с М. Козаковым, и П. Щербаков, и А. Вертинская с Т. Лавровой, и В. Сергачев с А. Мягковым, и О. Табаков, и другие. Ей практически пришлось создавать новый театр. Постепенно стало понятно, что это удивительный женский театр, не исключавший, впрочем, и мужчин, но преимущественно женский — в этом его достоинство, в этом его недостатки.

Счастье Галины Волчек, что в этом новом театре правила бал нескрываемо талантливая Марина Неелова. Такие актрисы рождаются редко, это дар Божий. Волчек обожала Неелову, по Москве даже ходила сплетня, что Марина — внебрачная дочь Галины Борисовны, так много Марина играла — лучшие роли, блестящие спектакли. Но Неелова играла не только много, она играла хорошо. И даже очень хорошо. Можно не перечислять роли — в каждой был успех.

Рядом работал Константин Райкин, который тогда еще был просто актером, а не художественным руководителем «Сатирикона». Были опытные друзья-товарищи — Игорь Кваша и Валентин Гафт, были многие другие актеры, но главное — была Марина, Марина-огонь, Марина-озорство, оголенный нерв и трепетная чувственность. Одна из лучших отечественных актрис.


И путь Путина лежал в этот театр


Волчек никогда нельзя было отнести к числу режиссеров-реформаторов, режиссеров-концептуалистов. Она, скорее, актерский режиссер, и она прекрасно знает свои возможности, свои сильные и слабые стороны. Не случаен успех ее спектаклей на гастролях во Франции, в Америке, куда она повезла в свое время не только Чехова, но и военный женский «Эшелон». И успех «Крутого маршрута», этого нового «Женского эшелона», абсолютно не случаен. Волчек знает, что делает, она по-женски умна и прозорлива, она не берет на себя слишком много. Но она всегда знает, чем взять.

Волчек одинаково вдумчиво ставит Бернарда Шоу, Эриха Ремарка и Николая Коляду. Она все время ставит Чехова, причем чаще всего «Трех сестер». Понятно, почему — в этой пьесе столько выигрышных женских ролей для ее молодых актрис.

Галина Волчек выстояла, когда ее мужчины ее покинули. Вот почему именно в ее театре выстроилась удивительная женская шеренга, которая в других театрах и косточек друг от друга не оставила бы: Марина Неелова — Елена ЯковлеваОльга ДроздоваЧулпан Хаматова — Марина Александрова, а теперь еще и Алена Бабенко. И как это Галина Борисовна с ними всеми уживается?

Не случайно именно в ее «Современнике» долго держится язвительный Гафт, который в других театрах оказывался мимолетным гостем. Не случайно именно у Волчек в театре расцвело по-своему уникальное дарование Сергея Гармаша, редкого, по-настоящему хорошего актера, сыгравшего здесь в пьесах Чехова, Достоевского, Володина. Не случайно в «Современнике» так много молодых и талантливых, здесь ставили и ставят в разные годы Валерий Фокин, Римас Туминас и Анджей Вайда.

И в конце концов, именно к Волчек заглянул на «Горе от ума», еще будучи президентом, Владимир Путин, совсем не частый ходок в драматические театры, Путин, посчитавший, что грибоедовский Чацкий в «Современнике» слишком слаб, конечно, с его, Путина, точки зрения.

Галина Волчек безумно колоритна — со своей хрипотцой, вечными шалями и негаснущей сигаретой во рту. Интеллигентная бандерша, невольная атаманша, главная театральная женщина-режиссер не только Москвы и Питера, но, чего уж мелочиться, всего постсоветского пространства.


Первая крымская N 255, 19 ДЕКАБРЯ/25 ДЕКАБРЯ 2008


Добавить комментарий к статье


Добавить отзыв о человеке    Отзывов пока нет.


Последние новости

2019-12-30. Стало известно имя преемника Волчек
Стало известно имя преемника Галины Волчек на посту художественного руководителя театра «Современник». Театр возглавит режиссер и педагог Виктор Рыжаков. Об этом в понедельник, 30 декабря, сообщает ТАСС.

2019-12-29. Галину Волчек похоронили на Новодевичьем кладбище
Художественного руководителя «Современника» Галину Волчек похоронили на Новодевичьем кладбище. Об этом сообщили в пресс-службе театра, пишет РИА Новости.

2019-12-28. Артисты «Современника» рассказали о последнем желании Волчек
Последним желанием художественного руководителя «Современника» Галины Волчек было продолжение работы театра, незадолго до смерти она попросила найти ей преемника. Об этом сообщают «Актуальные новости» со ссылкой на артистов театра.





"Секрет моего успеха - в верности себе"
Биография
Новости
Российские актеры
Российские режиссеры
Биографии актеров
Биографии режиссеров
Знаменитые Галины
Кто родился в Год Петуха


Ссылка на эту страницу:

 ©Кроссворд-Кафе
2002-2024
dilet@narod.ru