Кроссворд-кафе Кроссворд-кафе
Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Игры онлайн
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Наши проекты
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Угадай кто это!
Реклама
Web-мастерам
Генератор паролей
Шаржи

Новости

Татьяна Доронина. Женщина, которая сильнее многих мужчин


Биография
Российские актеры
Знаменитые Татьяны
Биографии актеров
Российские режиссеры
Биографии режиссеров
Кто родился в Год Петуха

В зрелом возрасте актрисе пришлось возглавить так называемый женский МХАТ и заняться не своим делом — стать властным руководителем, худруком, режиссером


Татьяна Доронина — актриса с придыханием. Она неповторима, неповторим ее голос — чувственный, прерывистый, переливающийся. Кого-то этот голос раздражал, кого-то сильно притягивал.

Доронину очень легко пародировать, но вряд ли она войдет сегодня в число «объектов» суперпопулярного Максима Галкина. Она не посещает модные тусовки, не мелькает то тут то там, верна МХАТу им. М. Горького, которым руководит уже много лет, на сцену которого выходит, играя горьковскую Вассу Железнову и других столь же властных героинь. Телеканалы, конечно, нашли время поздравить Татьяну Васильевну с 75-летием, но, например, в кино она не снималась более 20 лет. По отношению к актрисе такого масштаба, как Доронина, это преступление.


«Любите ли вытеатр…»


А ведь когда-то каждая ее кинороль была событием. «Старшая сестра», «Еще раз про любовь», «Три тополя на Плющихе» — в каждой из этих картин Татьяна Доронина сверкала в полной мере, в каждой из тех ролей была фишка, которая вошла в историю советского киноискусства. В «Старшей сестре» Доронина незабываемо читала монолог «Любите ли вы театр…», а ее гордую походку во время прогулки по Ленинграду сравнивали с походкой Софи Лорен, в «Еще раз про любовь» ее стюардесса пела гениально простенькую песенку о кораблике и солнечном зайчике, в «Трех тополях» вздох-стон Дорониной в такси сопровождал пахмутовскую «Нежность» — мечту обычной женщины о любви далекой, недостижимой.


А ведь еще были и «Мачеха», и «На ясный огонь», и «Ольга Сергеевна». Надо ли удивляться, что Доронина в 60-е считалась лучшей актрисой советской страны. Надо ли удивляться, что ее, девочку из очень простой семьи, готовы были принять в театральный институт уже в 14 лет, а потом, когда она окончила школу, ее дружно приняли все театральные вузы Москвы. Ее талант был очевиден, только слепой мог не разглядеть это уникальное драматическое дарование, счастливо сочетавшееся с выразительной фактурой и буйной красотой.

Уже в товстоноговском театре, в ленинградском БДТ, стало ясно, что она может играть все — и все одинаково убедительно: и простую шолоховскую Лушку из «Поднятой целины», и утонченную, но сильную Софью из «Горе от ума», и глубокую страстную Машу в чеховских «Трех сестрах». У Дорониной сложился незабываемый дуэт с Павлом Луспекаевым в спектакле «Варвары» (может быть, рано ушедший из жизни Луспекаев бы одним из немногих мужчин, кто был ей на сцене равновелик). Когда она играла Настасью Филипповну в «Идиоте», ее не мог затмить даже Мышкин — Иннокентий Смоктуновский. Конечно, в труппе с ума сходили от зависти, плели интриги, но поделать ничего не могли — Татьяна Доронина пользовалась расположением самого Товстоногова, который был в театре царь и бог.

Несмотря на успех в кино, Доронина прежде всего театральная актриса. И она ошиблась, уехав из Ленинграда в Москву к своему очередному мужу, драматургу Эдварду Радзинскому. Георгий Товстоногов, конечно, обиделся: он строил театр в основном на нее, она много могла еще сделать в БДТ, много сыграть. Доронина была там настоящей примой. Конечно, после ее отъезда многие в БДТ вздохнули с облегчением, посчитав, что теперь-то им все пути открыты. Ничего подобного: за несколько десятилетий, прошедших после отъезда Дорониной, актриса хотя бы равная ей в БДТ не появилась.


Целая «половинка МХАТа»


В Москве, в театре имени В. Маяковского, снова был ярчайший период — Альдонса — Дульсинея («Человек из Ламанчи»), Аркадина («Чайка»). Я видел ее и в «Чайке», и в «Да здравствует королева, виват!», где она виртуозно играла две совершенно противоположные роли — Елизавету и Марию Стюарт. Да, она могла убедительно изображать и царственных особ, простых в своих искренних, первозданных чувствах, и самых обычных женщин, царственных в своей гордости и способности к самопожертвованию. Уверен, если бы не стечение обстоятельств и не появление в театре Натальи Гундаревой, Доронина и у Гончарова могла еще неоднократно блеснуть на сцене.

Во МХАТе у актрисы не слишком заладилось. Отношения с Олегом Ефремовым были не такими уж безоблачными, многие актеры были категорически против прихода в театр Дорониной, рядом яростно стремились играть и имели на это право и Анастасия Вертинская, и Татьяна Лаврова, и Ирина Мирошниченко, и другие актрисы. Может быть, ее актерская невостребованность в то время и вылилась в решение возглавить «половинку МХАТа» в период его скандального раздела. Конфликт Ефремова и Дорониной выглядел странно — вся страна считала их близкими людьми после великолепного дуэта в «Трех тополях на Плющихе».

Дорониной досталась объективно более слабая часть труппы (все звезды остались с Олегом Ефремовым). Ей предстояло возглавить так называемый женский МХАТ. Яркой замечательной актрисе пришлось заняться не своим делом, стать властным руководителем, худруком, режиссером.

Все перестроечные симпатии были на стороне ефремовского МХАТа, ее же нещадно критиковали, во многом справедливо. Конечно, была масса неудачных, случайных спектаклей, были политические блуждания и заблуждения, чувствовалось, что это для нее странно — при всей ее величественной мощи руководить такой махиной, хотя руководитель она жесткий и даже жестокий (о ее строгости в театральном мире ходят легенды). Но почему-то ведь взвалила она на себя эту непосильную ношу, будучи вполне благополучной актрисой, обласканной властями, любимой зрителями. Может быть, потому что мужчины, которые могли бы взвалить на себя этот адский груз, были слабее, не обладали ее властностью, авторитетом? Кстати, и ефремовский МХАТ вскоре лопнул, так что праздник не пришел ни на чью улицу.


Протеже семейного лидера


Доронина и в семейной жизни всегда была лидером. Те ее мужья, которые известны всей стране, — Олег Басилашвили, Эдвард Радзинский, Борис Химичев, находясь рядом с Дорониной, пребывали в ее тени. Басилашвили взяли в БДТ только потому, что были заинтересованы в приходе Дорониной. Более того, артистка категорически потребовала у Товстоногова, чтобы супруга не просто взяли на работу, но и дали роль в первом же спектакле. Мэтр удивился, но согласился.

Первое время у Басилашвили было очень мало ролей, он неоднократно подумывал об уходе из театра. Кто мог знать, что вскоре после отъезда Дорониной из Ленинграда Олег Валерианович станет одним из ведущих мастеров прославленной труппы.

Те же метаморфозы преследовали и Эдварда Радзинского. При Дорониной он был удачливым драматургом, писавшим пьесы и для супруги в том числе. И только позднее, как бы вырвавшись из плена сравнения с мощным дарованием жены, стал суперпопулярной медийной личностью, лихо разобравшейся со Сталиным и Николаем II, с Распутиным и Бомарше. Кстати, ни один из «бывших» не говорит о когда-то своей благоверной ничего плохого в многочисленных интервью. Может, побаиваются?

Вообще же, Татьяна Васильевна Доронина называет себя очень влюбчивой, говорит, что начала влюбляться очень рано и влюблялась порой часто — раза по два на год.

Она действительно знает, что такое любовь, даже когда от любви до ненависти один шаг. Она в полной мере познала и зрительскую любовь. Сейчас ее как актрису не знают, но мы-то помним, мы ничего не забыли.


СЕРГЕЙ ПАЛЬЧИКОВСКИЙ
Первая крымская N 242, 19 СЕНТЯБРЯ/25 СЕНТЯБРЯ 2008


Добавить комментарий к статье




Биография
Российские актеры
Знаменитые Татьяны
Биографии актеров
Российские режиссеры
Биографии режиссеров
Кто родился в Год Петуха


Ссылка на эту страницу:

 ©Кроссворд-Кафе
2002-2024
dilet@narod.ru