Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Реклама
Web-мастерам

Случайный запрос

Интересно
  • Лангедокская колыбель альбигойской ереси
  • Чехия. Бечов-над-Теплоу. Еще не все клады найдены
  • Феофан Прокопович, или Лукавый поп

  • Биография Прокоповича
  • Близнецы (по знаку зодиака)
  • Сподвижники Петра I
  • Биографии писателей
  • Украинские писатели
  • Русские писатели


  • Датский путешественник вспоминал о встрече с архиепископом Новгородским Феофаном: "Во всякого рода учености он мало имел, если имел вообще, себе равных, особенно среди русского духовенства. Помимо истории, богословия и философии он обладал чрезвычайно глубокими познаниями в математике. Он знал много европейских языков, умел понимать и говорить на них..."

    Все это правда: более образованного, чем Феофан, человека не было в то время в России, но и не было в России человека более бесстыжего, чем Феофан.


    Полтавская победа холерика


    Елисей (или Елиазар) - таково было его светское имя - родился в 1677* г. в Киеве и был бастардом или по-русски "выблядком", что во многом предопределило его судьбу. С ранних лет он был отдан в монастырскую школу, а потом и в Киево-Могилянскую академию, давшую юноше прекрасное образование. Затем он прошел пешком через всю Европу в Рим. Три года учился в Ватикане, откуда бежал с великим скандалом.

    Причина скандала нам неизвестна, но вообще жизненный путь будущего архиепископа ни прямым, ни ровным никак не назовешь. Во многом это зависело от его характера. Первый биограф Феофана писал, что был он "зеленоглазым холериком сангвинического темперамента", каковым и остался на всю жизнь.

    Обогащенный знаниями, он вернулся в Киев и стал профессором в родной академии. Тут-то ему и представился случай резко изменить судьбу: на богослужении в Киеве в честь Полтавской победы 1709 года Феофан произнес такую блистательную речь в честь молившегося в храме Петра I, что тот взял чернеца на заметку и привлек к делу.


    Услужливый талант


    Призванный царем реформировать церковь, Феофан оказался идеальным исполнителем: умным, тонким, послушным, все понимающим. Царя привлекли не только талант и ораторские дарования Феофана. В нем он уловил ту услужливость интеллектуала, которая называется беспринципностью, бесстыдством - а это свойство таланта всегда бывает востребовано властью.

    Документы подтверждают эту далекую от резкости и полноты оценку морального облика Феофана. Весь его изощренный ум, феноменальная эрудиция ученого, живое восприятие, образное мышление, талант писателя были направлены на беспрекословное служение сильнейшему, хозяину. Он мог убедительно, ярко доказать все, что от него требовал хозяин: правильность и нужность доносов, справедливость нарушения тайны исповеди, необходимость изменения в тысячелетней церковной службы в угоду светской власти. Десятки исторических примеров из мировой истории, изящных силлогизмов, цитат из Священного писания и трудов отцов церкви - все выстраивалось в стройную систему доказательств.

    Если царь требовал обосновать пользу синодального (коллегиального) управления церковью в противовес единодержавию патриарха, то Феофан блестяще делает это в пространном труде. Примеры и цитаты из Ветхого завета, мировой истории приводят читателя к убеждению, что нет хуже единовластия, что все благо - от коллективного управления. Но если требуется обосновать безграничную власть самодержца, то Феофан тут как тут. В новом трактате убедительно доказывается, что нет благодатнее для людей режима единодержавия. Ведь государь правит на демократических основах общественного договора, да и к тому же он еще и Отец подданных. Феофан утверждает, что если бы у самого государя был жив отец, то и он бы приходился собственному сыну сыном! Вот так!

    Но главное в другом: всей своей кипучей деятельностью на службе Петра Феофан последовательно проводит генеральную идею петровской эпохи - преобразования направлены на установление полного контроля власти над всеми сферами жизни русского человека, над его телом и душой. Русский человек не принадлежит ни себе, ни Богу. По закону, спасенного от петли самобийцу снова вешали потому, что только государь вправе распоряжаться его телом и жизнью.


    Оптимизм творца


    Что вело Феофана по жизни? Сомнительно, чтобы он искренне верил в Бога. Он не мог не понимать, как далеко расходятся его дела с принципами веры. Но при этом он не был злодеем, садистом. Многие его поступки можно объяснить темпераментом. Он был живым, пристрастным человеком европейского XVII в., который был опьянен успехами математики, механики. Это был век картезианства, безграничной веры в разум. Бог в этом мире был отодвинут в дальний угол мироздания - в лучшем случае, ему отводилось место "инициатора", первотолчка, а все дальше уже развивалось по законам математики и физики. Эти идеи были так близки Феофану - безродному бастарду, космополиту, человеку иной, не древнерусской культуры. Он, как и Петр, считал себя носителем новых знаний, новых передовых принципов и методов. В этой ситуации церемониться не приходилось: дело просвещения и прогресса, как известно, с моралью особенно не считается.

    Вся страсть пылкой души Феофана была направлена на самоутверждение, горела желанием во всем быть первым, лучшим, заметным, одобряемым властью. Честолюбие, гордыня были сильнее всех пороков Феофана, определяя его поведение и отношение к людям. К тому же он любил играть, был великим артистом, настоящим златоустом. Говоря свои проповеди прекрасно поставленным голосом, он находил точные, ясные, умные слова, подчеркивая сказанное эффектным жестом, позой. Он явно наслаждался своей необыкновенной властью над аудиторией. Феофан знал людей, тонко чувствовал обстановку, публику, ценил и владел словом, говорил так, что люди замирали от восторга, плакали от скорби, мысленно переносились за тысячи верст и сотни лет - и все это достигалось Феофаном с помощью слова, интонации, жеста.


    Любовь к жизни


    Как был великолепен, возвышен Феофан на амвоне, перед толпой прихожан, в сиянии праздничных риз, так ничтожен и мелок оказывался в обыденной жизни. Он сгибался перед сильными, ласкался к фаворитам, юлил, лгал, предавал и подличал. И все из-за одного: больше всего на свете он любил жизнь, грешные земные удовольствия.

    Феофан был сыном своего века, гедонистом, С большим тщением и размахом, он строил свои дома, украшал их прекрасной мебелью, картинами. Феофан отчаянно боялся смерти, считая ее "злом всех зол злейшим", видел счастье совсем не в молитве, подвижничестве или страдании за идею во имя людей или добра. Он считал, что "блаженство человеческое состоит в совершенном изобилии всего того, что для жизни нужно и приятно. К сему относится особливо выгодность, красота и приятность места, благорастворение воздуха, здравие пищи и плодоносие земли и проч."


    Друг начальника Тайной канцелярии


    И уже только поэтому Феофан был так зависим от милостей власти и так боялся, что его лишат возможности наслаждаться жизнью. Он страшился судьбы своего товарища по Синоду - Феодосия, умершего в замурованной келье уж, конечно, без "благорастворения воздуха и здравия пищи". А удержаться наплаву в то время было трудно. Политическая ситуация менялась быстро, многие хотели гибели Феофана. Врагов у него было множество - одни ненавидели его, хохлацкого чужака, за еретизм, за презрение к русским церковным традициям, другие - за зло, которое он лично им причинил, третьи - за то, что он талантлив, умен, образован, удачлив, приближен к государям. Феофан, не раз битый в левую щеку, никогда не подставлял правую и не имел привычки прощать врагу своему. Он упорно преследовал врагов, засаживал их в тюремные ямы, на каждый донос строчил ответный донос. Как писал биограф Феофана, архиепископ всю свою жизнь не покидал Тайной канцелярии: был в ней либо подследственным, либо обвинителем, либо сам писал доносы, либо писал ответы на доносы против него самого.

    Впрочем, у него были приятели - начальник Тайной канцелярии Петр Толстой и его преемник Андрей Ушаков. Феофан сам был прекрасным следователем, вошел в историю как настоящий инквизитор - умный, циничный и беспощадный. Особенно безжалостно он преследовал старообрядцев, стремясь во что бы то ни стало добиться моральной победы над "заледенелыми раскольниками". А если же пытками Феофан все-таки добивался раскаяния старообрядцев, то потом недоверчиво проверял, искренне ли отступились от своих заблуждений.


    Зло злейшее


    И хотя в "органах" у его были друзья, жизнь Феофана была тяжка, одинока и тревожна. Неслучайно, путешественник, которого я цитировал, пишет, что Феофан был "человек одиноким, вообще без каких бы то ни было друзей". Дорого обходилась его душе и телу избранная им когда-то суетная жизнь: гость гулял по прекрасному саду Феофана на Аптекарском острове с дряхлым, усталым, больным стариком. А ему еще не было и шестидесяти лет. Это было последнее лето архиепископа: 8 сентября 1736 г. с Феофаном произошло самое злейшее зло - он умер. Великий грешник был похоронен в одной из святынь православия - в храме Софии в Новгороде. Это была плата за верную и бесстыжую службу.


    Евгений АНИСИМОВ
    Аналитический еженедельник "Дело" 17/1/2005


    *По данным Большой советской энциклопедии и Энциклопедии "Кругосвет" Феофан Прокопович родился в 1681 году


    Добавить комментарий к статье



  • Биография Прокоповича
  • Близнецы (по знаку зодиака)
  • Сподвижники Петра I
  • Биографии писателей
  • Украинские писатели
  • Русские писатели



  • Ссылка на эту страницу:

     ©Кроссворд-Кафе
    2002-2016
    Рейтинг@Mail.ru     dilet@narod.ru