Кроссворд-кафе Кроссворд-кафе
Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Наши проекты
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Реклама
Web-мастерам
Генератор паролей

Случайная статья

Интересно

Мальта. Гозо. Остров великанов
Незнакомый Тунис

Хочу умереть молодой. Вакханка Мирра


Русские поэты

Петербургский адвокат Александр Лохвицкий, женившись, очень хотел иметь троих сыновей. Но судьба послала ему двух дочерей. В 1869 году родилась Мария, в 1872 году – Надежда.

Младшая дочь петербургского адвоката известна гораздо больше, чем старшая. Выйдя замуж, Надежда Лохвицкая стала Надеждой Бучинской, но прославилась как писательница под псевдонимом Тэффи. Ее сатирические и юмористические рассказы обожал император Николай Второй; когда императора спросили, кого из писателей он желал бы видеть в узком кругу на банкете, посвященном 300-летию дома Романовых, он мгновенно ответил: "Госпожу Тэффи – больше никого!"

Судьба Марии Лохвицкой сложилась иначе.

Свое обычное имя она еще в подростковом возрасте поменяла на Мирру. Не официальным порядком – просто называла себя Миррой, и вскоре все стали так ее называть.

В 15 лет Мирра Лохвицкая начала писать стихи, которые не собиралась публиковать. Обладая хорошим голосом и безупречным музыкальным слухом, она хотела стать певицей. Однако вскоре нашелся человек, обративший на стихи Мирры профессиональное внимание, – Всеволод Соловьев, сын историка Сергея Соловьева. Он оказал ей протекцию и пристроил стихи в печать.

Публикация имела успех. Многие попались на сознательно проводимую Миррой мистификацию: затеяв модную в то время игру в таинственность, она всячески скрывала свой возраст, намекая, что ей то ли совсем немного лет, то ли, наоборот, ужас как много. Дошло до того, что некоторые писавшие о ней журналисты и позднейшие биографы ставили вместо даты рождения знак вопроса.

"Прогрессивная общественность" терпеть не могла Мирру Лохвицкую, потому что в то время (рубеж 1880 - 1890-х годов) Россия переживала период политической реакции, и полагалось являть "гражданскую скорбь". А Мирра Лохвицкая писала о любви, чувствах, романтических страстях, поисках идеального возлюбленного…

В 21 год Мирра вышла замуж за обрусевшего француза Жибера, по профессии архитектора. Молодые переехали на жительство в Ярославль.

Брак был удачный. Родив пятерых детей, ни на минуту не забывая об обязанностях жены и матери, Мирра не прекращала писать стихи, теперь уже без проблем публиковавшиеся в столичных журналах. Опытность и зрелая чувственность ее стихов опять вызвали недовольство критики: "…г-жа Лохвицкая показывает нам образцы самой гнусной чувственной похоти". К этому времени в русской литературе появились ранние символисты, на борьбу с которыми выступила вся критическая рать, и Мирру Лохвицкую зачислили в их ряды.

Сама Мирра Лохвицкая четко проводила грань между томностью и мистицизмом литературной маски – и собственной реальной натурой. Она открыла литературный салон в собственном доме, прийти к ней мог всякий, званый и незваный. Когда некоторые посетители, что называется, на полном серьезе спрашивали ее, какие бездны ей открываются и какими трагедиями она вдохновляется, она весело хохотала: "Моя лира лежит на шкафу – расстроилась, надо позвать настройщика, а цитру и тимпан дети куда-то задевали!" Она умело и остроумно притворялась этакой вакханкой и демонической женщиной – и в переписке с младшей сестрой уморительно смешно обсуждала эту тему.

В 1898 году в жизни Мирры Лохвицкой появился поэт Константин Бальмонт. Он был человек одаренный, но, по воспоминаниям современников, не слишком умный, да к тому же склонный к экзальтации и "придумыванию чувств". Прочитав "Крейцерову сонату" Толстого, он решил, что любовь, особенно супружеская, – это грязь и грех, и попытался покончить с собой. Выбросился из окна – правда, забыл, что живет на первом этаже.

Мирра Лохвицкая питала к Бальмонту сильное чувство. Он казался ей несчастным ребенком. А жалость, как известно, не последнее, что может привязать женщину к мужчине, даже если он полный рохля.

Связь женатого Бальмонта и замужней Мирры Лохвицкой продолжалась до 1904 года. О них бурно сплетничали, особенно на фоне внешне сохранявшейся видимости семейной жизни обоих. Муж Мирры к тому времени тоже уже не был верным супругом, но на мещанские скандалы и развод они не шли – во имя детей.

Встречаться Бальмонту и Мирре удавалось с огромным трудом, прибегая к ухищрениям. В конце концов, Бальмонт не выдержал – и сбежал из Петербурга, оставив и семью, и любовницу.

Мирра Лохвицкая не сумела пережить этот удар. Ее поэтическое творчество испытало прилив мрачного мистицизма, стало холодноватым и рассудочным, она увлеклась мотивами зла и сатанизма. А поскольку в тогдашней литературе этого добра и так хватало, то Мирра стремительно затерялась среди унылой богемы – ее начали забывать.

Она попыталась вернуться к семье и заботам о детях – и почти сумела это сделать, как вдруг исполнилось одно из пожеланий, которое она в юности легкомысленно высказала в стихах: "Я хочу умереть молодой…" Ей было всего 35.

Точная дата рождения М.А. Лохвицкой – 2 декабря 1869 года.


Андрей Кротков
Женский журнал Суперстиль • 24.11.2008


Добавить комментарий к статье




Русские поэты


Ссылка на эту страницу:

 ©Кроссворд-Кафе
2002-2018
Рейтинг@Mail.ru     dilet@narod.ru