Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Реклама
Web-мастерам

Самое популярное

Интересно
  • Куршавель. Отдых с размахом, но без скандалов
  • Кровавое озеро близ Гастингса
  • Жанна д'Арк. Незаконнорожденная принцесса или святая пастушка?

  • Биография Жанны д'Арк
  • Смерть Жанны д'Арк
  • Святая пастушка или незаконнорожденная принцесса?
  • Неслабая дева Жанна
  • Жанна д'Арк
  • Знаменитые женщины по имени Жанна


  • Жанна д'Арк в адвокатах не нуждается — она все доказала при жизни


    Недавно раскрытая фальсификация мощей святой Жанны д'Арк вновь всколыхнула старые споры о том, кого же сожгли 30 мая 1431 года в Руане. Этот день официальная история считает днем казни Жанны д'Арк, простой крестьянки, которая до сих пор почитаема во Франции как национальная героиня. Девушку сначала сожгли на костре по обвинению в ереси и колдовстве, а спустя почти 500 лет (в 1920 году) признали святой. Ее образ был воспет в различных художественных произведениях, в том числе Вольтером и Шиллером. В кино роль Жанны играли Инна Чурикова и Милла Йовович. О ней написано множество научных исследований, и несмотря на это, а может, именно благодаря этому, споры вокруг ее судьбы не только не утихают, но, напротив, разгораются со все большей силой.

    Официальная история жизни Орлеанской Девы существует со времен Великой французской революции и подробно изложена в школьных учебниках. Жанна д'Арк родилась в деревушке Домреми, в Лотарингии, в семье землепашца Жака д'Арка (1375—1431) и его супруги Изабеллы, урожденной Роме де Вутон (1377—1458), около 1412 года. Это было тяжелое для Франции время. Уже более 70 лет шла Столетняя война (1337—1453), и французы за это время успели потерять большую часть территории королевства. В 1413 году в Париже вспыхнуло восстание. В 1415 году войска англичан под командованием талантливого полководца — молодого короля Генриха V (1387—1422) высадились в Нормандии. Осенью 1415-го состоялась знаменитая битва при Азенкуре, в результате которой весь цвет французской аристократии попал в плен. В стране началась гражданская война между бургундцами и арманьяками, а англичане тем временем захватывали одну территорию за другой. В 1420-м даже был заключен мирный договор в Труа, и согласно ему французский трон наследовал английский король Генрих V. Но в 1422 году он скоропостижно умер, и в Столетней войне начался новый виток.

    В 13 лет у Жанны начались "видения" — она слышала "голоса", разговаривала со святыми, которые призывали ее идти спасать Францию. Девушка всем сердцем уверовала в свое необычное предназначение. Святые, являющиеся ей, намекали на известное пророчество, согласно которому одна женщина погубила Францию, а другая женщина, причем девственница, спасет страну.

    Бедная дочь пахаря в 17 лет уходит из отчего дома, добирается до Шинона, где в то время находился молодой король Карл VII (1403—1461), и рассказывает ему о своем предназначении. Карл VII, поверив Жанне, дает ей в подчинение отряд рыцарей. Вот так начинается карьера Жанны. В ней будут сражения, победы, освобождение Орлеана, после чего она получит прозвище Орлеанская Дева. Затем — плен, обвинения, допросы и смерть на костре в 1431 году. Вроде бы все просто и ясно.

    Однако на протяжении уже нескольких десятилетий некоторые историки, преимущественно французские, систематически оспаривают официальную версию, указывая на определенные непонятные моменты в биографии Жанны. Почему хронисты колеблются, называя дату ее казни? Президент Эно, суперинтендант в штате королевы Марии Лещинской (1685—1770), имевший доступ к французским хроникам, называет иную дату казни — 14 июня 1431 года. Английские летописцы Уильям Кэкстон (1422—1491) и Полидор Вергилий (1470—1555) уверяют, что казнь состоялась в феврале 1432 года.

    И это не единственное "темное место". Много сомнений вызывает также странная и головокружительная карьера Жанны. Средневековое общество было строго сословным и иерархичным. Для каждого в нем было определено свое место среди Oratores — тех, кто молится, Bellatores — тех, кто воюет, или Aratores — тех, кто пашет. Дворянские мальчики с семи лет готовились к тому, чтобы стать рыцарями, а к крестьянам относились как к животным. Как же могло такое случиться, что простолюдинке дали под начало отряд рыцарей? Как могли согласиться рыцари, от рождения воспитанные воинами, чтобы ими командовала крестьянка? Что должны были ответить бедной крестьянской девушке, которая стоит у ворот королевской резиденции и требует свидания с королем, чтобы рассказать ему о своих "голосах"?

    Жанну же в Шиноне принимали теща короля Иоланда Анжуйская (1379—1442), супруга Карла VII Мария Анжуйская (1404—1463) и сам король. Ко двору ее доставили за счет казны, в сопровождении вооруженного эскорта, который составляли рыцари, оруженосцы, королевский гонец. Многим дворянам приходилось не по одному дню ждать аудиенции у короля, а крестьянку пустили к нему практически сразу.

    "Бюллетень общества археологии и Лотарингского музея истории" сообщает, что "в январе 1429 года на площади замка в Нанси Жанна верхом на лошади приняла участие в турнире с копьем в присутствии знати и народа Лотарингии". Если учесть, что сражение в турнирах было возможно только для дворянства, что вокруг ристалища выставлялись щиты с гербами сражающихся, то появление на нем крестьянки не укладывается ни в какие рамки того общества. К тому же длина копья достигала нескольких метров, и владеть им могли только специально обученные этому дворяне. На том же турнире она поразила всех своим умением ездить верхом, а также знанием игр, принятых среди знати (кентен — игра в кольцо). Поразила настолько, что герцог Лотарингский подарил ей великолепного скакуна.

    Во время коронации Карла VII в Реймсе только штандарт Жанны (белый, усыпанный золотыми лилиями) был развернут на хорах собора. У Жанны был свой придворный штат, включающий фрейлину, дворецкого, пажа, капеллана, секретарей, и конюшня на двенадцать лошадей.

    Рассказы о почестях, оказываемых ей при разных оказиях, кажутся противоречащими предположению о ее плебейском происхождении. Наверное, Робер Амбелен (1907—1997) — известный французский писатель, прославившийся своими связями с современными тайными обществами масонского и мартинистического толка, — был первым, кто решил связать ее прозвище Орлеанская, под которым она фигурирует, например, в поэме Вольтера "Орлеанская девственница", с еще одним известным Орлеанцем — Орлеанским Бастардом (1403—1468).

    Орлеанский Бастард, или Жан Дюнуа, был незаконнорожденным сыном герцога Луи Орлеанского (1372—1407) и Мариэтты Ангенской. В своей книге "Драмы и секреты истории, 1306—1643", изданной в Париже в 1980 году и переведенной на русский язык в 1993 году, Амбелен доказывает, что именно на принадлежность к Орлеанской династии указывает прозвище воительницы. Тогда объяснимы и та легкость, с которой Жанна была принята при дворе, и оказываемые ей почести, и то, что она принимала участие в рыцарских турнирах и командовала рыцарями.

    Итак, отцом Жанны был герцог Луи Орлеанский, о чем знали и представители династии (сторонники этой версии утверждают, что в таком случае Жанна д'Арк родилась в 1407 году). Богатый гардероб Жанны был оплачен герцогом Карлом Орлеанским (1394—1465), а Орлеанский Бастард, обращаясь к ней, называл ее Благородная Дама. Но кто в таком случае мать Жанны? Вслед за Амбеленом Этьен Вейль-Рейналь и Жерар Пем считают, что, скорее всего, это Изабелла Баварская (1371—1435), жена Карла VI, мать Карла VII. Она долгие годы была любовницей Луи Орлеанского.

    Карл VI по прозвищу Безумный (1368—1422) не выносил даже вида своей супруги. Она жила отдельно, во дворце Барбет, где Луи был частым гостем. Его называли отцом по крайней мере двоих детей Изабеллы — Жана (род. в 1398-м) и Карла (род. в 1402-м). Рождение Жанны произошло в этом самом дворце, и ее сразу отправили к кормилице Изабелле де Вутон. Понятно и то обстоятельство, почему пришлось спрятать ребенка. Необходимо было защитить девочку, поскольку ее отец, Луи Орлеанский, был убит наемными убийцами всего через несколько дней после рождения Жанны.

    Здесь опять же можно выделить факт, опровергающий бытующее мнение, что Жанна была просто крестьянкой. Дочь мужчины по имени Жак д'Арк и женщины по имени Изабелла де Вутон просто обязана быть дворянкой — приставка "де" в фамилии выдает дворянское происхождение. Представители семейства д'Арк находились на королевской службе еще до появления Жанны на свет. Именно поэтому эта семья была выбрана для воспитания Жанны.

    Как еще можно обосновать утверждение о ее дворянском происхождении? Герб, которым наделил ее Карл VII. В королевской грамоте говорится: "Во второй день июня 1429 года… господин король, прознав про подвиги Жанны Девственницы и победы, одержанные во славу Господа, наделил… гербом названную Жанну…". По описанию Жана Жакоби в книге "Знатность и герб Жанны д'Арк" (1937), герб представлял собой "щит с лазурным полем, в котором две золотые лилии и серебряный меч с золотым эфесом острием вверх, увенчанный золотой короной". Золотые лилии считались цветком Франции, иначе говоря, символом "принцев и принцесс крови", что также подтверждает открытая золотая корона на гербе Жанны. Король даже не заикается о присвоении Жанне дворянского звания, значит, оно у нее уже есть. Своим гербом он ясно дает понять, что считает Жанну принцессой королевских кровей.

    Если считать все сказанное верным, то Жанну придется признать сводной сестрой короля Франции Карла VII, сводной сестрой герцогов Орлеанской династии — Карла и Жана Дюнуа, сводной сестрой королевы Англии Екатерины де Валуа (1401—1437), сестры Карла VII, теткой короля Англии Генриха VI (1421—1471). В этих обстоятельствах кажется немыслимой казнь Жанны на костре в Руане в 1431 году.

    Нельзя было сжечь по обвинению в колдовстве девушку такого высокого происхождения. Вопрос о том, зачем понадобился этот спектакль, слишком сложен и является темой отдельной статьи.

    Сейчас речь о другом, о жизни Жанны после… ее официальной казни. Чтобы понять, как Жанна смогла избежать казни, стоит обратиться к описанию этого печального действа: "На площади Старого рынка (в Руане) 800 английских солдат заставили народ потесниться… Наконец, появился отряд из 120 человек… Они окружали женщину, прикрытую… капюшоном до самого подбородка…". По сведениям историографов, рост Жанны составлял около 160 см. Сказать с уверенностью, что это была за женщина, учитывая двойное кольцо солдат вокруг нее и колпак на лице, не представляется возможным.

    Мнение, что вместо Жанны была сожжена другая женщина, разделяло множество хроникеров и известных лиц как среди современников Жанны, так и живших позже. В одной из хроник, хранящихся в Британском музее, сказано буквально следующее: "В конце концов велели сжечь ее при всем народе. Или какую-нибудь другую женщину, похожую на нее". А настоятель собора св. Тибо в Меце спустя 5 лет после казни пишет: "В городе Руане… она была возведена на костер и сожжена. Так говорят, но с тех пор было доказано обратное".

    Еще больше убеждают в том, что Орлеанская дева не была сожжена, материалы судебного процесса. Генеральный адвокат Шарль дю Ли еще в XVI веке обратил внимание на то, что в документах и протоколах ее допросов отсутствуют смертный приговор и официальный акт, удостоверяющий исполнение приговора.

    Но если Орлеанскую деву не сожгли на костре, то какова ее дальнейшая судьба?

    В 1436 году, через 5 лет после костра в Руане, в документах знатного семейства дез Армуаз появляется запись: "Благородный Робер дез Армуаз сочетался браком с Жанной дю Лис, девственницей Франции… 7 ноября 1436 года". Фамилию дю Лис носили сыновья официального отца Жанны.

    А летом 1439 года Орлеанская дева сама пожаловала в освобожденный ею город. Носила она теперь фамилию своего мужа — дез Армуаз. Ее встретила восторженная толпа горожан, в которой было немало людей, видевших ее ранее. В счетной книге города появилась еще одна примечательная запись о выплате Жанне дез Армуаз крупной суммы денег — 210 ливров "за добрую службу, оказанную городу во время осады". Героиню признали те, кто хорошо знал ее четыре года назад, — ее сестра и братья, маршал Франции Жиль де Рэ (1404—1440), Жан Дюнуа и многие другие.

    Умерла Жанна в конце лета — начале осени 1449 года (именно этим периодом датируются документы, свидетельствующие о ее смерти). Только после этого ее "братьев" (имеются в виду сыновья Жака д'Арка) и официальную мать (Изабеллу де Вутон) стали называть "братьями покойной Жанны Девственницы" и "Изабеллой, матерью покойной Девственницы".

    Вот так выглядит одна из самых распространенных на сегодня альтернативных версий происхождения героини Столетней войны.

    Другая версия гласит, что Жанна д'Арк — это Маргарита де Шандивер, внебрачная дочь короля Карла VI и его последней любовницы Одетты де Шандивер (1385/89—1424/25). Король воспитал свою дочь как воина для самозащиты, так как два его сына в борьбе за трон были уничтожены сторонниками герцога Луи Орлеанского. А поскольку Карл VII был незаконным сыном и не мог претендовать на престол, понадобился спектакль о "вмешательстве Божьих сил".

    Так рождается миф о непорочной деве, которая спасет страну. Эту роль сыграла Маргарита де Шандивер. Позже образ Жанны д'Арк и Маргарите, и Карлу VII начал мешать — постоянное верховенство женщины над войском было ненужным. Поэтому был разработан план исчезновения Жанны. Вместо Маргариты де Шандивер была сожжена на костре совсем другая женщина. А Маргарита-Жанна прожила долгую жизнь и была похоронена в базилике храма Нотр-Дам-де-Клери вблизи Орлеана.

    Но обе упомянутые нами версии схожи в одном: жизнь Жанны гораздо сложнее и интереснее, чем нам пытаются внушить со школьной скамьи. Официальная наука не признает доводов сторонников альтернативных версий. Но, так или иначе, вопрос о происхождении Жанны д'Арк остается открытым: от фактов, говорящих о ее благородном происхождении, отмахнуться совсем не просто…


    P.S. Конец истории с "воскрешением" был подвергнут сомнению после того, как историк Леруа де Ламарш обнаружил в Национальном архиве один бесценный документ. Согласно ему в 1457 году король Рене Анжуйский (известный позже как Добрый, а также герцог Бар, в чьих владениях находилось селение Домреми, где родилась Жанна, подданная Рене и, подозревают многие, его любовница) вручил письменное помилование некой авантюристке, задержанной в Сомюре за мошенничество. Речь идет о какой-то "женщине из Сермеза", и в упомянутом документе сказано, что "она долгое время выдавала себя за Деву Жанну, вводя в заблуждение многих из тех, кто некогда видел Деву, освободившую Орлеан от извечных врагов королевства". Описание самозванки довольно точно совпадает с обликом нашей героини, так что никаких сомнений на сей счет быть не может. Упомянутая авантюристка оказалась вдовой Робера Армуазского.

    Однако в середине прошлого года руководитель группы из 18 французских ученых (историки, генетики, медики и криминалисты) Филипп Шарлье сделал сенсационное заявление: останки Жанны д'Арк, которые являются собственностью епархии города Тура, принадлежат… египетской мумии, возраст которой V—III век до н. э. Впервые же эти останки, якобы собранные сторонниками Жанны на месте казни и таким образом спасенные, "всплыли", когда в 1867 году на чердаке одной из аптек Парижа был обнаружен стеклянный сосуд с ярлыком: "Останки, найденные в костре Жанны д'Арк, Орлеанской девы". Там были спрятаны словно бы обугленный фрагмент человеческого ребра, осколок еще одной кости, деревянная щепа и фрагмент льняной ткани. И это вполне могло быть, так как Жанну сжигали на трех кострах: на первом костре она умерла, задохнувшись от дыма. А когда было обнаружено, что ее внутренние органы остались целы, был зажжен второй, а потом и третий костры: палачи хотели, чтобы от Орлеанской девственницы не осталось ничего, кроме пепла...

    В непонятной кости разобрались сразу — она оказалась кошачьей, что вполне естественно: в средние века "ведьм" сжигали вместе с черными кошками, и недруги могли подбросить на пепелище кошачьи кости. А в прошлом году группа Шарлье установила: якобы "обугленное" ребро никогда не подвергалось воздействию огня, а льняная ткань была соткана минимум за... четыре тысячи лет до рождения Жанны и обработана по технологиям древних египтян. Шарлье объяснил, как египетская мумия могла оказаться во Франции: "В средние века, еще с крестовых походов, у европейских алхимиков, аптекарей была очень популярна идея использовать мумифицированные останки для изготовления различных настоек, эликсиров. Считалось, что такие настои излечивают от многих болезней и чуть ли не даруют вечную молодость". И это тоже может быть. Впрочем, равно как и то, что вечную молодость и вечную жизнь в памяти потомков Жанне д'Арк даровали отнюдь не куски египетской мумии…


    Елена АНКУДИНОВА
    "Киевский ТелеграфЪ" 26 декабря 2008 года - 8 января 2009 года №52 (450)


    Добавить комментарий к статье



  • Биография Жанны д'Арк
  • Смерть Жанны д'Арк
  • Святая пастушка или незаконнорожденная принцесса?
  • Неслабая дева Жанна
  • Жанна д'Арк
  • Знаменитые женщины по имени Жанна



  • Ссылка на эту страницу:

     ©Кроссворд-Кафе
    2002-2016
    Рейтинг@Mail.ru     dilet@narod.ru