Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Наши проекты
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Реклама
Web-мастерам

Случайная статья

Интересно
  • Лазурный берег Франции - отдых для миллионеров
  • Мадейра - ботанический сад Бога
  • Олег Янковский. Он завещал нам мудрую улыбку барона Мюнхгаузена

  • Лицо Олега Янковского
  • Барон Мюнхгаузен не страдает ностальгией
  • Четыре послания Олегу Янковскому
  • Последний народный артист эпохи
  • Биография Янковского
  • Фотографии Янковского
  • Самый честный Мюнхгаузен
  • Тот самый Янковский
  • Его зеленые глаза
  • Две черные розы барону Мюнхгаузену
  • Янковский работал на износ
  • Труды и дни Олега Янковского
  • Интересные факты
  • Фильмография
  • Новости
  • Российские актеры
  • Биографии актеров
  • Люди с фотографиями
  • Рыбы (по знаку зодиака)
  • Знаменитые люди по имени Олег
  • Интересные факты о людях
  • Интересные факты об актерах
  • Фильмографии актеров
  • Кто родился в Год Обезьяны


  • Добавить отзыв о человеке

    Знали, что он болен тяжело, неизлечимо. Все правильные слова о том, что организм будет сопротивляться, что все еще можно поправить, были всего лишь словами. Все всё понимали. Понимал и он сам. Но что еще можно было делать, если не произносить слова поддержки. Хотя они, конечно, не помогли.


    Болезнь была скоротечной и беспощадной


    Смерть Олега Янковского стала еще и скорбным шагом к прощанию с блестящим поколением московского Ленкома, с тем поколением, благодаря которому театр Марка Захарова стал самым ярким и популярным вначале в СССР, а затем и на постсоветском пространстве. Кошмарная авария и болезнь Николая Караченцова, смерть Александра Абдулова, теперь — кончина Олега Янковского. Абдулов не дожил до 60, Янковский — до 70 (65 — разве это возраст для мужчины и актера?).

    Им, видимо, не дано было состариться. Они должны были остаться в памяти своих зрителей если и не молодыми, то не постаревшими — это уж точно. Неслучайно театр, который принес им славу и которому принесли славу они, называется Ленком, то есть театр имени Ленинского комсомола, а преклонный возраст и комсомол — понятия плохо сопоставимые.

    Как благородно уходил Олег Янковский (как ни странно, но уходят из жизни люди тоже по-разному, хотя уход, кажется, всех уравнивает). Немногословно, без истерии средств массовой информации, без сплетен и сенсаций, когда каждое мгновение умирающего становится всего лишь бесстрастным новостным фактом. Янковский был огражден от этой истерии, он уходил так, как понимал, уходил так, как мог.

    Пытался лечиться, хотя уже было поздно — болезнь сразила актера мгновенно и беспощадно. Пытался выходить на сцену до последнего — и выходил. Сыграл все-таки своего Жевакина в «Женитьбе», когда уже, кажется, не мог играть. И уже замена была подготовлена, Дмитрий Певцов знал роль, но Янковский все равно вышел и сыграл, как и обещал. Кому обещал — да никому. И вместе с тем всем — нам, зрителям, театру и самому себе.


    В своих ролях он сумел выразить целое поколение


    Как объяснить молодым, кем был для нас Олег Янковский? Да никак. Молодые — хорошие. Они поверят нам на слово. Они знают Янковского разве что колоритным папашей из недавних «Стиляг» Валерия Тодоровского. Им не дано было знать Янковского молодым саратовским актером из театральной семьи, счастливо попавшимся на глаза вначале кинорежиссеру Владимиру Басову, а затем режиссеру театральному — Марку Захарову. Юный Янковский в ладно сидящей немецкой форме блистательно вошел в наше киноискусство и наше сознание, сыграв Генриха Шварцкопфа в 4-серийной эпопее «Щит и меч».

    А чуть позднее весьма органично сменил эту форму на простую гимнастерку красноармейца времен Гражданской войны — и выдал замечательную, почти бессловесную роль Некрасова в картине «Служили два товарища». А дальше пошло-поехало.

    В Ленком Олег Янковский попал благодаря рекомендации Евгения Леонова, с которым снимался в картине «Гонщики». Он пришел в этот театр вместе с Марком Захаровым, полным надежд и творческих планов. И в самом первом захаровском спектакле — «Автоград-ХХI» он оказался тем самым артистом, которого Захаров поместил в центр спектакля. Кроме Янковского, в этой постановке было разве что много шума, много музыки и света и много актеров, выдававших массовую энергетику. На сцене активно строили новую жизнь. Захаров, Янковский и их коллеги с тем же блеском в глазах строили новый театр — Ленком.

    С тех пор Янковский оказался связанным с Захаровым одной цепью. Марк Анатольевич не занимал его в каждом своем спектакле, но всегда доставал из колоды в нужный момент как козырной туз. А в телевизионном кино и вовсе без него не мог — отдавал ему самые лучшие, центральные роли в самых главных, программных своих фильмах, начиная «Обыкновенным чудом» и заканчивая «Убить дракона». Потрясающая амплитуда — от мудрого мужественного волшебника к многоликому воплощению зла. И объединяла все это улыбка Олега Янковского.

    Театральное лицо Олега Янковского — это лицо Гамлета, Ленина и Петра I. Внешнее сходство, вернее, несходство с вождем мирового пролетариата или тем, кто собрался прорубить окно в Европу, не имело никакого значения. Отточенная мысль, взрыв темперамента, такие говорящие глаза — вот что играло главную роль. Вот почему артисту верили безгранично.

    В кино он внушал доверие и в роли нашего современника — запутавшегося, завравшегося, спившегося, потерявшего, казалось бы, все, но не потерявшего наивного желания когда-нибудь воспарить в небе как птица. Наяву — или хотя бы во сне. Янковский сумел выразить поколение — далеко не каждому актеру это дано.

    А еще Янковский мог быть писаным красавцем, обязательно в белом и с волнующей растительностью на лице. Головной убор тоже был не лишний. Верить подобным неотразимым мужчинам нельзя — поматросят и бросят под аккомпанемент цыганского ансамбля песни и пляски или под звуки шлягерного вальса композитора Доги. Но фильм «Мой ласковый и нежный зверь» запомнился прежде всего благодаря Янковскому.


    Человек и актер с особенным лицом


    Янковскому повезло — он был востребован во все времена. Даже в поздний период у него были замечательные роли — в «Любовнике» Валерия Тодоровского, в сериале «Доктор Живаго», в картине Павла Лунгина об Иване Грозном, которую только что показали в Каннах. Вскоре мы увидим его Каренина в «Анне Карениной» Сергея Соловьева. Но мы так и не увидим его чеховского Гаева в постановке «Вишневого сада», которая готовится в Ленкоме. Конечно же, именно он репетировал Гаева, а кто же еще — с его врожденным аристократизмом до кончиков пальцев, с его особым, породистым лицом.

    Лицо Янковского — это лицо режиссеров, с которыми он работал, лицо Романа Балаяна, Эмиля Лотяну, Евгения Карелова. Это и лицо Андрея Тарковского. Янковский был его актером. Их не рассорило даже то, что, ставя в Ленкоме «Гамлета», Тарковский отдал главную роль Солоницыну, хотя обещал ее Янковскому (Олег Иванович сыграл Гамлета позднее, в спектакле Глеба Панфилова). Все равно режиссер и актер сохранили тягу к сотрудничеству. После «Зеркала» была «Ностальгия», и режиссер просил артиста немного похудеть. «Куда еще?» — взмолился и так нетолстый актер.

    Когда болезнь стала прогрессировать, Янковский действительно сильно похудел. И в «Стилягах», и в «Женитьбе» было заметно — с актером что-то происходит. Хотя даже эту свою болезненную худобу Янковский использовал в «плюс» для образа — его моряк Жевакин был каким-то абсолютно высушенным, а густые, растущие как попало брови были тем самым штрихом, который все завершал.

    Как хочется обойтись сегодня без громких эпитетов. Конечно, сейчас Янковского многократно назовут выдающимся, гениальным, последним народным артистом СССР и так далее, и тому подобное. Куда важнее то, что он действительно был особенным. По особому смотрел, по особому курил трубку. По особому любил и ценил свою семью — супругу Людмилу Зорину, которая решилась в этой жизни уйти на второй план, хотя в Саратове была ведущей актрисой, подающего надежды сына Филиппа, совсем юное поколение Янковских.

    В эти дни о смерти Янковского все расскажут, все напишут, все покажут. Уверен, что абсолютно все ведущие телеканалы дадут ремарку из «Того самого Мюнхгаузена»: «Улыбайтесь, господа, улыбайтесь!..»

    Как-то совсем не хочется в эти печальные дни улыбаться, но что же делать, если эту улыбку завещал нам сам Олег Янковский.


    Первая крымская N 275, 22 МАЯ/28 МАЯ 2009


    Добавить комментарий к статье


    Добавить отзыв о человеке    Отзывов пока нет.


    Последние новости

    2016-06-26. Умер последний из братьев Янковских
    В столице Белоруссии скончался народный артист СССР Ростислав Янковский. Об этом в воскресенье, 26 июня, сообщается на сайте Национального академического драматического театра имени Максима Горького в Минске, где служил актер. Янковскому было 86 лет.

    2016-05-28. В Саратове открыли памятник Олегу Янковскому в образе Мюнхгаузена
    В Саратове открыли памятник народному артисту СССР Олегу Янковскому. Скульптура, изображающая актера в образе барона Мюнхгаузена, расположена в сквере Театра драмы имена Слонова, где служил Янковский. Об этом в субботу, 28 мая, сообщает «Регион 64».




  • Лицо Олега Янковского
  • Барон Мюнхгаузен не страдает ностальгией
  • Четыре послания Олегу Янковскому
  • Последний народный артист эпохи
  • Биография Янковского
  • Фотографии Янковского
  • Самый честный Мюнхгаузен
  • Тот самый Янковский
  • Его зеленые глаза
  • Две черные розы барону Мюнхгаузену
  • Янковский работал на износ
  • Труды и дни Олега Янковского
  • Интересные факты
  • Фильмография
  • Новости
  • Российские актеры
  • Биографии актеров
  • Люди с фотографиями
  • Рыбы (по знаку зодиака)
  • Знаменитые люди по имени Олег
  • Интересные факты о людях
  • Интересные факты об актерах
  • Фильмографии актеров
  • Кто родился в Год Обезьяны



  • Ссылка на эту страницу:

     ©Кроссворд-Кафе
    2002-2017
    Рейтинг@Mail.ru     dilet@narod.ru