Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Наши проекты
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Реклама
Web-мастерам

Самое популярное

Интересно
  • Лангедокская колыбель альбигойской ереси
  • Чехия. Хоббитания в центре Европы
  • Балерина Катюша Максимова. Прерванный полет

  • Малышка Большого театра
  • Лирическая героиня
  • Биография
  • Артисты балета
  • Знаменитые Екатерины


  • Не написать о ее уходе — значит, изменить себе. Слишком много она значила для тех, кто помнит, как она танцевала. Ее уход, конечно, печален, но память о ее волшебном танце светла, она останется на века.

    И не нужно делать вид, что скоропостижная кончина балерины Екатерины Максимовой — печаль другого, соседнего государства, трогающая Украину куда меньше, чем, допустим, недавняя смерть певицы Евгении Мирошниченко. Максимова родом из СССР, народная артистка той страны, которая, какой бы она ни была, объединяла всех нас. Максимова была нашей и осталась нашей до сих пор. Невозможно отказаться от того очарования, которое было знакомо тебе с детства, знакомо благодаря именно этой волшебной балерине.

    Затворница Галина Уланова была единственной в своем роде. Майя Плисецкая с присущей ей властностью и уникальным творческим долголетием давным-давно заявила о себе как о легенде. Те, кто был рядом с ними, соперничал с ними, при всем своем таланте навсегда останутся в тени фамилий, которые стали нарицательными для балета.

    Екатерина Максимова, танцовщица другого поколения, никогда не претендовала на исключительность. Рядом громко заявляли о себе Наталья Бессмертнова, Нина Семизорова, Раиса Стручкова, Надежда Павлова и другие, продолжала танцевать Плисецкая.

    Но Максимова всегда была особенной, исключительной, ни на кого не похожей. Тут, конечно, немалую роль сыграл ее дуэт с Владимиром Васильевым — дуэт не только творческий, но и жизненный, дуэт многолетний, великолепный. Они так тонко дополняли друг друга, излучали такое взаимопроникновение, взаимопонимание, вели такой глубокий диалог, что невозможно было не увлечься, — смотрели на них, затаив дыхание. Неслучайно эту пару называют одним из самых гармоничных созданий мирового искусства ХХ века. Это действительно так. Век нынешний пока не подарил такое чудо, и неизвестно, подарит ли.

    Танцевали ли они в «Щелкунчике», «Дон-Кихоте», «Спартаке», исполняли ли концертные номера, снимались ли в «Травиате» у Франко Дзефирелли или в «Фуэте», отечественной фантазии по «Мастеру и Маргарите», — это всегда было настолько одухотворенно и совершенно, что, наверное, лучше просто невозможно. В таких случаях казалось, что они будут танцевать вечно. Как же без них, без этого невероятного полета, который был недоступен очень многим, но к которому так хотелось прикоснуться.

    Екатерина Максимова — это еще и великолепные телевизионные балеты, уникальный жанр нашего ТВ, нынче абсолютно забытый. Описать ее тонкую работу в «Галатее», «Старом танго», передать очарование ее тарантеллы в частности и «Анюты» вообще просто невозможно. Все, кто работал с ней, вспоминают, что вначале она от всего отказывалась наотрез, говорила, что не сможет сделать никогда и ни за что, но потом моментально делала и делала на ура.

    Она была прекрасной балериной. Но одновременно и замечательной актрисой, ей было что передать своим ученикам. Когда их поколение выдавили-таки из Большого театра, якобы чтобы дать дорогу молодым, было стыдно за этот Большой, но такой маленький в своем благородстве театр.

    Не знаю, насколько мирно прожили они с Владимиром Васильевым долгую супружескую жизнь, но они никогда не были персонажами скандальной хроники, светских сплетен. Они никогда не были парочкой, но всегда — парой. Они были удивительно разными, он — страстный, импульсивный, она — спокойно-задумчивая, но это и было искомое единство противоположностей. Они всегда вели себя достойно, благородно, красиво, и надо ли говорить, насколько уют семейного очага зависит от женщины. Максимова всегда вела себя сдержанно и негромко, она не взбивала искусственно вокруг себя волну, она знала себе цену. Ее есть за что уважать.

    Екатерина Максимова, Катя, Катюша, как часто называли ее даже незнакомые люди, скончалась тихо, во сне, от острой сердечной недостаточности. Можно только представить, что испытала ее 95-летняя мама, обнаружив, что дочь умерла. Можно только предположить глубину отчаяния Владимира Васильева, который в это время был на постановке в Неаполе. Вернее, невозможно даже осознать, какое горе на них свалилось. Ведь все эти гражданские панихиды, громкие проводы, аплодисменты вслед гробу — все это наносное и суетное. Настоящее в данном случае — безудержная печаль близких людей и тихая скорбь тех, кто любил Екатерину Максимову, даже не зная ее лично.

    Она не скрывала свой возраст. Никогда не скрывала свою прекрасную грусть, хотя умела быть и безудержно веселой. Ее морщинистые лицо и шея, настежь открытые телеэкранам, придавали ей гордое обаяние, ничуть не портили ее, наоборот, в этом было ее своеобразие, своеобразие маленькой женщины, вечной девочки, которая, казалось, совершенно не озабочена своим реальным возрастом. Совсем недавно отметила 70-летие — и все мысленно аплодировали Екатерине Максимовой, оставшейся самой собой. На фоне пластической лихорадки и измененных до неузнаваемости звездных лиц это выглядело как-то странно и удивительно.

    Танец ее жизни, ее полет прервался во сне. Она ушла от нас Спящей Красавицей Авророй. Что оставила нам? Легкое дыхание.


    СЕРГЕЙ ПАЛЬЧИКОВСКИЙ
    Первая крымская N 273, 8 МАЯ/14 МАЯ 2009


    Добавить комментарий к статье



  • Малышка Большого театра
  • Лирическая героиня
  • Биография
  • Артисты балета
  • Знаменитые Екатерины



  • Ссылка на эту страницу:

     ©Кроссворд-Кафе
    2002-2017
    Рейтинг@Mail.ru     dilet@narod.ru