Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Наши проекты
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Реклама
Web-мастерам
Генератор паролей

Самое популярное

Интересно
  • Шри-Ланка. Жемчужина в Индийском океане
  • Отдых в Хорватии
  • Галина Уланова. "Я из другого века"

  • Биография Улановой
  • Неприступная королева танца
  • Жизнь ради танца
  • Фотографии Улановой
  • Стать великой балериной, ненавидя балет...
  • Обыкновенная богиня
  • Новости
  • Артисты балета
  • Козероги (по знаку зодиака)
  • Люди с фотографиями
  • Знаменитые Галины
  • Великие женщины XX века по Виталию Вульфу
  • Биографии балерин


  • Добавить отзыв о человеке

    «Полторы тысячи таких разных людей, что вместил этот зрительный зал, объединены сейчас благоговейной тишиной. Мы верим! Как хорошо, как просветленно звучит оркестр. Когда Уланова на сцене, так зримо живет музыка, и музыка — она сама. Поразительно, что таинство возникновения первой любви, заключенное в каноны старого классического балета, воспринимаешь как нечто, открывшееся твоим глазам впервые. Да, да — впервые в жизни!! …и радостно и страшно за эту девушку, которая всем своим существом поверила в счастье. Теперь для вас на сцене существует только одна Жизель, вы размышляете о ней, когда она уходит в свой домик, когда она улыбается, задумывается. Малейшим движением направляет она ваши мысли и чувства по дороге поэзии. Когда Жизель танцует Уланова, поэзия поднимает зрителей на другую высоту. „Она потрясает и очищает наши души“ — эти слова Гейне сказал о поэзии и драмах Шекспира, но вспомнила я, живу ими сейчас, когда танцует Уланова» — так писала режиссер Наталия Сац, увидев впервые Галину Уланову в роли Жизели.

    Когда она была маленькой, то на вопрос взрослых, кем хочет стать, неизменно отвечала: «Мальчиком-моряком». Но в девять лет родители отдали ее в балетную школу. Она совсем не хотела становиться балериной и всей душой ненавидела занятия. «Нет, я не хотела танцевать. Непросто полюбить то, что трудно. А трудно было всегда. Сейчас думаю, как вообще жива до сих пор, не знаю!» — вспоминала позже Галина Уланова. Ей было нелегко и из-за природной застенчивости: она терялась, когда приходилось выступать перед зрителями.

    Первым педагогом Галины стала ее мать Мария Федоровна. «Помню, как Галя каждое утро плакала, уткнувшись в колени матери, и просила взять ее домой», — вспоминала Татьяна Вечеслова, учившаяся вместе с Улановой. Мария Федоровна, видя плачущую Галю, часто спрашивала себя, ту ли судьбу выбрала для дочери. Но однажды, на выпускном спектакле, она увидела среди танцующих фигурку, которая двигалась особенно пластично, выразительно и вдохновенно, а приглядевшись, поняла, что это ее дочь. И уже не сомневалась, что нашла для Галины правильный путь, каким бы трудным он ни был.

    И вот первые выступления — партия Флорины в балете «Спящая красавица», затем Одетта-Одиллия в «Лебедином озере». Первый большой успех не вскружил ей голову, а наоборот, заставил усиленно работать над собой, совершенствовать технику и актерское мастерство. Она много читала, импровизировала и размышляла. «Моим принципом, основой всей моей жизни было обещание самой себе выполнить то-то и то-то. Такое воспитание воли вошло в привычку и стало источником того, что называют моим успехом», — объясняла Уланова. Первые годы выступлений казались ей крайне неудачными — только беспомощность, досада и разочарования. Неудачных партий на самом деле было много, но она неустанно искала. Однажды, после одной из репетиций «Жизели», Галина, пребывая в полной растерянности и отчаянии от того, что не может понять роль, уехала в Царское село… Мы не знаем, что там произошло, но, размышляя над образом наедине с природой, она испытала озарение и полюбила свою Жизель. С этого момента каждая ее роль сопровождалась внутренними осознаниями, цепочка неудач была прервана, а Жизель сопровождала Уланову на протяжении всей ее творческой жизни. Работая над образом Джульетты, Галина Сергеевна перенесла очень тяжелую болезнь и выздоровела благодаря тому, что безгранично доверяла врачу, так же как в спектакле Джульетта доверяла Ромео.

    Золушка, Мария, Корали, Тао-Хоа, Джульетта, Жизель — все ее образы-роли получались одухотворенными и живыми. «Я во всех своих ролях провожу какую-то единственную линию… придерживаюсь большой глубины человеческих чувств, отношений, самопожертвования — ради большого, глубокого, чистого и светлого».

    Танец, который так трудно давался поначалу, стал ее судьбой, жизнь Улановой была целиком отдана театру. «Театр помогает человеку обрести истинные ценности. Иногда за торопливой жизненной суетой человек забывает естественно и глубоко дышать, видеть прекрасное. Чтобы проникнуться настоящим искусством, нужно отрешиться от всей суеты», — говорила она. «Нужно иметь внутри заветную шкатулочку и опускать в нее все — впечатления жизни, природы, все, — делилась со своими ученицами Галина Сергеевна. — Хранить это, не расплескивать, не разбазаривать. Чем больше у актера накоплено в этой шкатулочке, тем скорее он найдет в ней что-то для своих ролей, тем интереснее будет он зрителю, который почувствует, что у него внутри есть свое, никому не ведомое и не доступное богатство».

    От спектакля к спектаклю слава Улановой росла, но она оставалась такой же требовательной к себе. В последние годы выступления балерина сильно ограничила репертуар. Как-то ей задали вопрос, почему она перестала танцевать «Лебединое озеро», которое удавалось ей замечательно. Она ответила просто: «Я не могу танцевать хуже, чем Уланова».

    Те немногие партии, которые она оставила в своем репертуаре, перешагнув порог творческой зрелости, Галина Сергеевна исполняла так же совершенно, как и много лет назад. «Первая балерина эпохи» продолжала оставаться скромной, самокритичной, «неулыбчивой балериной», как назвал ее кто-то из балетных критиков, абсолютно лишенной кокетства и жеманности. Многие великие современники вдохновлялись и восхищались ее творчеством. «Обыкновенная богиня», — сказал об Улановой Алексей Толстой. «Человеком другого измерения» называл ее Сергей Эйзенштейн, «гением русского балета» — Сергей Прокофьев. «Я из другого века», — обронила как-то она печально и с легким недоумением.

    Став педагогом-репетитором, Галина Сергеевна свято следовала заповеди, подсказанной ей сердцем: «Учитель, да не повтори себя в ученике, сумей раскрыть его природные данные, его индивидуальность». Ее ученицы — Екатерина Максимова, Нина Тимофеева, Людмила Семеняка, Нина Семизорова. Каждая из них — яркая личность.

    Екатерина Максимова писала о занятиях с Галиной Сергеевной: «Внимание и терпение Улановой беспримерны. Иногда приходишь на репетицию в плохом настроении и физически себя плохо чувствуешь. „Галина Сергеевна, у меня все болит, я устала, не могу сегодня репетировать“. Никогда в ответ я не слышала гневных упреков, раздраженных нотаций, приказов — „соберись“, „не ленись“ и т. п. „Ну, хорошо, сегодня не будем. Сделай только это движение, чтобы тебе самой быть спокойной, ты всегда за него волновалась“. Сделаю. „А теперь, пожалуй, еще одно, вот это“. И так постепенно, незаметно втягиваешься, и к концу репетиции оказывается, что она прошла со мной всю или почти всю партию».

    А Нина Тимофеева так отозвалась о ней в своих воспоминаниях: «Уланова — это воплощение долга, служения, безукоризненной ответственности. Она очень сдержанный, иногда до суровости, человек, мужественный, гордый, неподкупный, независимый, но перед искусством она склоняет голову благоговейно и смиренно, служит ему с полным самозабвением. Именно от сознания своего долга, от сознания величия искусства — ее удивительная скромность и ответственность.

    Она добра, бесконечно терпелива, но также бесконечно требовательна к себе и другим. Ничем не может быть нарушена ее строжайшая принципиальность. Она никогда и ничего не сделает против своего убеждения. Вот почему работа с ней не только радость, но и великий пример, образец, урок. Когда она входит в класс, мне кажется, что в нем становится светлее. При ней невольно исчезает все мелкое, малодушное, злое. При ней нельзя, совестно быть внутренне слабой и нечистой, неискренней. У нее какая-то своя очищающая миссия в искусстве, она возвышала людей своим появлением, своей жизнью на сцене, и сейчас она делает лучше тех, с кем общается в сфере театра, работы. Поэтому ее нельзя назвать педагогом, репетитором, это было бы кощунственно; она не роли „делает“, она учит быть художником, учит жить, думать, любить, прощать и нести все это в свое творчество, в образы, которые создаешь на сцене».

    Каждому из нас дан талант, но увидеть и почувствовать его непросто. И кажется, что, если вдруг его найдешь, все пойдет легко, все сразу будет получаться. Однако любой путь требует работы над собой и преодолений… А наградой становится красота.


    Екатерина Соколова
    Электронное издание "Человек без границ"


    Добавить комментарий к статье


    Добавить отзыв о человеке    Отзывов пока нет.


    Последние новости

    2010-01-08. Большой театр празднует столетие великой Улановой
    Сегодня легендарной балерине Галине Улановой исполнилось бы 100 лет. В этот день труппа Большого театра возложит цветы на могилу великой артистки на Новодевичьем кладбище в Москве.

    2009-11-20. Центробанк отметит 100-летие Галины Улановой серебряной монетой
    1 декабря Банк России выпустит памятную монету номиналом 2 рубля, посвященную 100-летию со дня рождения балерины Галины Улановой. Об этом сообщается на сайте Центробанка. Монета, выходящая в серии "Выдающиеся личности России", изготовлена из серебра 925 пробы (масса драгоценного металла в чистоте 15,55 грамма). На оборотной стороне монеты разместятся портрет Улановой, даты ее жизни (1910 - 1998) а также изображения балерины и розы. Тираж памятной монеты составляет 5 тысяч штук.

    2008-03-27. В Москве открыта мемориальная доска в честь Улановой
    Мемориальная дорска в честь Галины Улановой появилась на стене дома №1/125-Б по Котельнической набережной, в котором жила великая балерина. Доску открыли руководитель Роскультуры Михаил Швыдкой и генеральный директор Большого театра Анатолий Иксанов, передает корреспондент "Росбалта".




  • Биография Улановой
  • Неприступная королева танца
  • Жизнь ради танца
  • Фотографии Улановой
  • Стать великой балериной, ненавидя балет...
  • Обыкновенная богиня
  • Новости
  • Артисты балета
  • Козероги (по знаку зодиака)
  • Люди с фотографиями
  • Знаменитые Галины
  • Великие женщины XX века по Виталию Вульфу
  • Биографии балерин



  • Ссылка на эту страницу:

     ©Кроссворд-Кафе
    2002-2017
    Рейтинг@Mail.ru     dilet@narod.ru