Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Наши проекты
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Реклама
Web-мастерам
Генератор паролей

Самое популярное

Интересно
  • Италия. Вы захотите сюда вернуться
  • Гонконг - рай для туристов
  • Биография Марка Матвеевича Антокольского

  • Биографии скульпторов
  • Российские скульпторы
  • Знаменитые люди по имени Марк


  • Марк Матвеевич (Мордух Матысович) Антокольский [21 октября (2 ноября) 1843, Вильнюс - 26 июня (9 июля) 1902, Бад-Хомбург, Германия], российский художник. Крупнейший мастер русской скульптурной школы 2-й половины 19 века. Выходец из небогатой семьи владельца харчевни. Учился в петербургской Академии художеств (1862-1868) у Н. С. Пименова. Жил в Петербурге, с 1871 года - в Италии, с 1877 года - в Париже. Участвовал в выставках Товарищества передвижников, с большой симпатией относясь к их поискам "правды в искусстве", противостоявшей обветшавшим канонам академизма. Ранние небольшие горельефы Антокольского (из дерева или кости) с теплым юмором воплощают характерные типажи еврейского провинциального быта ("Портной", 1864; "Скупой", 1865; оба в Русском музее). Главной его темой вскоре становится русская история, крупнейшие ее фигуры, личности которых он стремится раскрыть во всей их драматической сложности. Добиваясь острой психологической выразительности деталей и общего силуэта, он выдвигается в число крупных скульпторов-монументалистов своего времени. Наибольшей известностью пользуются созданные им образы Ивана Грозного, погруженного в тяжкое раздумье (1871, бронзовый вариант в Русском музее, мраморный, 1875 - в Третьяковской галерее), и Петра I (1872; бронзовая статуя установлена как памятник в Петродворце, Таганроге и Архангельске), фигура последнего полна горделивого могущества, воспринимается как символ России, открывающей новоевропейский этап своей истории. С годами в творчестве Антокольского усиливаются черты философского раздумья. Следуя типичной для европейской скульптуры того времени тенденции к максимально "живой" форме, он создает произведения обобщенно-символического характера, стремясь изобразить не столько конкретных исторических персонажей, сколько пластические примеры нравственных поисков, сомнений и озарений духа. Таковы его "Христос перед судом народа" (бронзовый вариант - 1874), "Смерть Сократа" (1875), "Спиноза" (1882), "Мефистофель" (1883, все - Русский музей), "Христианская мученица" ("Не от мира сего", 1887, Третьяковская галерея). Моделировка этих произведений - обычно в окончательном варианте исполнявшихся в белом мраморе - достигает особой нервной тонкости. Они в значительной мере предваряют скульптуру символизма. И в поздний период Антокольский, хотя и реже, обращается к мотивам русской истории, создавая такие эпические композиции, как горельеф "Ярослав Мудрый" (майолика, 1889), "Нестор-летописец" (мрамор, 1890), "Ермак" (бронза, 1891, все - Русский музей). Антокольский - автор ряда надгробий (М. А. Оболенской в Риме, 1877; Ф. М. Дмитриева в Москве, 1888, оба - мрамор, и др.) и портретных бюстов, в том числе критика Стасова (бронза, 1873, Третьяковская галерея), с которым его связывали долголетняя дружба и переписка. В своих письмах и статьях (собраны под редакцией Стасова в сборнике 1905 года) называл своими идеалами "искренность" и "душу в искусстве". Его суждения о кризисе современной ему художественной культуры близки эстетике Льва Толстого.

    М. Н. Соколов

    Марк Матвеевич Антокольский [21.10(2.11).1843, Вильнюс, - 26.6(9.7).1902, Бад-Хомбург-фор-дер-Хёэ (Германия)], российский скульптор. Родился в небогатой еврейской семье. Учился в Петербургской АХ (1862-1868) у Н. С. Пименова. Академик (1871). В связи с тяжёлой болезнью с 1871 года жил в Италии, с конца 1877 года - в Париже. Под воздействием В. В. Стасова, Крамского стал убеждённым реалистом-демократом, близким к передвижникам. Уже в ранних горельефах ("Портной", дерево, 1864, "Скупой", кость, дерево, 1865, - оба в Русском музее, Ленинград) искал новые, не связанные с академической традицией методы трактовки жанровых и исторических тем. Наиболее значительны произведения на исторические темы, в которых отразились патриотические, гражданские устремления Антокольского, его тяга к психологизации образа, к верности исторических деталей. Напряжённым драматизмом психологического строя отличается статуя "Иван Грозный" (бронза, 1871, Русский музей, Ленинград; мрамор, 1875, Третьяковская галерея), воспринимавшаяся как обличение самовластия. Образ дальновидного и решительного преобразователя России создал Антокольский в статуе Петра I (гипсовый экземпляр 1872 утрачен; бронза, Русский музей и Третьяковская галерея). Антокольским исполнены также статуи "Нестор-летописец" (мрамор, 1889) и "Ермак" (бронза, 1891; обе - Русский музей). Ряд произведений А. посвятил морально-философским темам, которые трактовал в духе отвлеченно понятых идеалов справедливости и правды ("Христос перед судом народа", бронза, 1874, Русский музей; мрамор, 1876, Третьяковская галерея; "Мефистофель", мрамор, 1883, Русский музей). Некоторым из этих работ Антокольского ("Спиноза", мрамор, 1882, Русский музей; "Не от мира сего", мрамор, 1887, Третьяковская галерея) присущи черты сентиментальности. Антокольскому принадлежит ряд портретов, надгробий, проектов памятников.


    Большая советская энциклопедия.

  • Ссылки на эту страницу


  • Добавить комментарий к статье



  • Биографии скульпторов
  • Российские скульпторы
  • Знаменитые люди по имени Марк

  • А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я



    Ссылка на эту страницу:

     ©Кроссворд-Кафе
    2002-2017
    Рейтинг@Mail.ru     dilet@narod.ru