Кроссворд-кафе Кроссворд-кафе
Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Игры онлайн
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Наши проекты
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Угадай кто это!
Реклама
Web-мастерам
Генератор паролей
Шаржи

Новости

Биография Тинторетто (Tintoretto)


Итальянские художники
Биографии художников

Якопо Тинторетто Якопо Тинторетто (Tintoretto; собств. Робусти, Robusti) (29.9.1518, Венеция, - 31.5.1594, там же), итальянский живописец венецианской школы. Учился, возможно, у Бонифацио Веронезе или Париса Бордонс, а также у Тициана. Испытал влияние А. Скьявоне, Микеланджело, Тициана, Пармиджанино, Л. Лотто. С 1539 года работал самостоятельно. В совершенстве владея рисунком, умением передавать сложные ракурсы, драматические световые эффекты, разнообразные мотивы движения, Тинторетто уже в ранних работах ("Рождение Иоанна Крестителя", конец 1540-х годов, Эрмитаж, Петербург) новизной и смелостью художественных исканий намного опередил современников. Виртуозно передающая удивление и восторг толпы картина "Чудо св. Марка" (1548, Галерея Академии, Венеция) показывает Тинторетто вполне сложившимся мастером. В 50-60-х годах 16 века окончательно складывается индивидуальный стиль Тинторетто. Изображая массовые сцены, он передаёт разнообразную реакцию людей на события, прибегает к головокружительным пространственным построениям. Тинторетто любит асимметрические разорванные композиции с прорывами в глубину, использует мощные световые эффекты; чистые, сияющие краски, характерные для ранних произведений Тинторетто, всё более утрачивают свою яркость, обретая большую эмоциональную напряжённость ["Введение Марии во храм", около 1555 года, церковь Санта-Мария дель Орто, Венеция; "Спасение Арсинои", Картинная галерея, Дрезден; 3 картины на темы легенды о св. Марке, 1562-1564, Галерея Академии, Венеция и Галерея Брера, Милан]. Главная его работа - цикл панно для Скуола ди Сан-Рокко в Венеции (1565-1588), в которой Тинторетто дал глубоко демократическое истолкование христианской легенды. Особое внимание он уделял здесь изображению народа ("Поклонение пастухов", "Крещение" и др.), пейзажу, который у него нередко растворяет в себе человеческую фигуру, выступая носителем тревожных, романтически взволнованных настроений ("Бегство в Египет" и др.). Остроэмоциональны по замыслу батальные композиции Тинторетто ("Битва при Заре", около 1585 года, Дворец дожей, Венеция) и отличающаяся феерическими световыми эффектами "Тайная вечеря" в церкви Сан-Джорджо Маджоре в Венеции (1592-1594). Особняком в позднем творчестве Тинторетто стоят росписи зала, так называемые антиколледжо Дворца дожей (1578), полные мягкой музыкальности и грации. Тинторетто писал также портреты, лучшие из которых предвосхищают своим тонким психологизмом искусство Рембрандта.

Проникнутое бунтарским духом творчество Тинторетто ярко отражало идейные, в частности религиозные, брожения 2-й половины 16 века и отвечало запросам демократических масс) до которых докатились отголоски Реформации. Тинторетто немало заимствовал из искусства маньеризма (контрапосты, мотивы винтообразного движения, орнаментальность композиции), но ему была чужда холодная формальная изощрённость маньеристов. С художниками барокко его связывают живописный пафос и "бесконечность" пространственных построений. Многогранность, свободолюбивый характер реалистического дарования Тинторетто делают его творчество (как и творчество Микеланджело) грандиозным эпилогом искусства позднего Возрождения.


В. Н. Лазарев.

  • Ссылки на эту страницу


  • Добавить комментарий к статье




    Итальянские художники
    Биографии художников
    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я



    Ссылка на эту страницу:

     ©Кроссворд-Кафе
    2002-2024
    dilet@narod.ru