Кроссворд-кафе Кроссворд-кафе
Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Наши проекты
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Реклама
Web-мастерам
Генератор паролей

Случайная статья

Интересно

Путешествие в Тунис. От блаженного Августина до Боба Марли
Магическая Прага. Город исполнения желаний

Биография Степана Осиповича Макарова (Stepan Osipovich Makarov)


Флотоводец, ученый, изобретатель
Путешественники
Биографии военных
Биографии путешественников
Великие мореплаватели
Российские полководцы

Степан Осипович Макаров [27.12.1848(8.1.1849), Николаев, — 31.3(13.4).1904, близ Порт-Артура], русский флотоводец, океанограф, полярный исследователь, кораблестроитель, вице-адмирал (1896). Родился в семье прапорщика флота, выслужившегося из солдат. В 1865 окончил морское училище в Николаевске-на-Амуре, в 1869 произведён в мичманы. Служил на кораблях эскадры Тихого океана, с 1871 — на Балтийском флоте; во время службы на броненосной лодке "Русалка" исследовал проблемы непотопляемости кораблей. В 1876 после перевода на Черноморский флот предложил оборудовать пароход "Великий князь Константин" для перевозки минных катеров в районы стоянки кораблей противника с целью их атаки, чем положил начало созданию миноносных кораблей и торпедных катеров; во время русско-турецкой войны 1877—1878 осуществил эту идею и провёл ряд успешных атак турецких кораблей шестовыми минами, а также впервые использовал самодвижущуюся мину-торпеду (Уайтхеда). В 1881, командуя пароходом-стационаром "Тамань", провёл гидрологические работы в проливе Босфор и написал труд "Об обмене вод Чёрного и Средиземного морей" (1885), удостоенный премии Российской АН. В 1882—1886 служил на Балтийском флоте. В 1886—1889, командуя корветом "Витязь", совершил кругосветное плавание, во время которого проводились систематические океанографические работы, особенно подробно — в северной части Тихого океана. Эти работы были Макарова обобщены в труде „Витязь” и Тихий океан" (т. 1—2, 1894). В 1890 назначен младшим флагманом Балтийского флота, а в 1891 главным инспектором морской артиллерии. В 90-х годах изобрёл бронебойные наконечники (так называемые "наконечники Макарова") к артиллерийским снарядам, значительно увеличившие пробивную силу снаряда. С конца 1894 — командующий эскадрой Средиземного моря. В 1894—1896 совершил второе кругосветное путешествие: в конце 1894 из Петербурга прибыл на Средиземное море, в 1895 перешёл с эскадрой, которой он командовал, из Средиземного моря через Суэцкий канал на Дальний Восток, в 1896 перешёл через Тихий океан в Северную Америку, проехал через США и через Атлантический океан вернулся в Россию. В 1896 командовал эскадрой Балтийского флота. Выдвинул идею создания мощного ледокола для исследования Арктики и руководил постройкой ледокола "Ермак". В 1897 опубликовал капитальный труд "Рассуждения по вопросам морской тактики", (2 изд., 1943), в котором изложил основы тактики парового броненосного флота, обосновал необходимость взаимодействия артиллерийских и минно-торпедных кораблей в бою, целесообразность применения кильватерного строя в боевых порядках броненосных эскадр, сформулировал принципы противоминной и противолодочной обороны. В марте 1899 на "Ермаке" Макаров перешёл из Ньюкасла в Кронштадт, преодолев льды Финского залива, затем совершил поход в Ревель. В июне — августе того же года совершил на "Ермаке" два пробных арктических рейса, проник к северу от Шпицбергена до 81°21' с. ш. В 1901 плавал в Баренцевом море в тяжёлых ледовых условиях, дважды подходил к Земле Франца-Иосифа и северо-западному берегу Новой Земли. С 1899 главный командир Кронштадтского порта. В труде "Без парусов" (1903) разработал вопросы обучения и воспитания личного состава флота в мирное время. После начала русско-японской войны 1904—1905 назначен 1(14) февраля командующим Тихоокеанской эскадрой и 24 февраля (8 марта) прибыл в Порт-Артур. Успешно руководил действиями кораблей при обороне Порт-Артура, но вскоре погиб на броненосце "Петропавловск", подорвавшемся на мине. В 1913 в Кронштадте Макарову сооружен памятник (работы Л. В. Шервуда).


Л. М. Еремеев.

  • Ссылки на эту страницу


  • Добавить комментарий к статье




    Флотоводец, ученый, изобретатель
    Путешественники
    Биографии военных
    Биографии путешественников
    Великие мореплаватели
    Российские полководцы
    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я



    Ссылка на эту страницу:

     ©Кроссворд-Кафе
    2002-2018
    Рейтинг@Mail.ru     dilet@narod.ru