Кроссворд-кафе Кроссворд-кафе
Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Игры онлайн
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Наши проекты
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Угадай кто это!
Реклама
Web-мастерам
Генератор паролей
Шаржи

Случайная статья

Биография Николая Семеновича Лескова (Nikolay Semyonovich Leskov)


Афоризмы Лескова
Произведения
Новости
Русские писатели
Биографии писателей
Водолеи (по знаку зодиака)
Знаменитые Николаи

Добавить отзыв о человеке

Николай Семенович Лесков Николай Семенович Лесков (1831-1895) - русский писатель. Родился в семье мелкого чиновника. Учился в Орловской гимназии. С 16 лет начал работать чиновником в Орле, затем в Киеве. Несколько лет был помощником управляющего крупными имениями, много ездил по стране. В 1861 году переселился в Петербург. Писательскую деятельность начал со статей и фельетонов. В 60-е годы Лесков создаёт ряд прекрасных реалистических рассказов и повестей: "Погасшее дело" (1862), "Язвительный" (1863), "Житие одной бабы" (1863), "Леди Макбет Мценского уезда" (1865), "Воительница" (1866), пьесу "Расточитель" (1867) и др., в которых широко показана русская жизнь. В то же время одна из ранних статей Лескова (1862) - о петербургских пожарах - послужила началом его длительной полемики с революционной демократией. Рассказ "Овцебык" (1863), романы "Некуда" (1864; под псевдонимом М. Стебницкий) и "Обойдённые" (1865) направлены против "новых людей"; Лесков пытается доказать тщетность и беспочвенность усилий революционного лагеря, создаёт шаржированные типы нигилистов - в повести "Загадочный человек" (1870) и особенно в романе-пасквиле "На ножах" (1870-1871). Сам Лесков не считал себя антинигилистом, ссылаясь на то, что в его романах есть образы нигилистов идеальных.

В середине 70-х годов в мировоззрении Лескова происходит заметный перелом. В повести "Смех и горе" (1871) он сатирически изображает социальную действительность царской России. В это время Лесков начинает создавать целую галерею типов праведников - могучих духом, талантливых патриотов русской земли: роман "Соборяне" (1872), повести и рассказы "Очарованный странник", "Запечатленный ангел" (обе - 1873), "Несмертельный Голован" (1880), "Печерские антики" (1883), "Однодум" (1889) и др. Праведники Лескова не сочувствователи, а борцы, отдающие себя людям; они - из самой гущи народной. М. Горький писал по этому поводу: "После злого романа "На ножах" литературное творчество Лескова сразу становится яркой живописью или, скорее, иконописью, - он начинает создавать для России иконостас ее святых и праведников. Он как бы поставил себе целью ободрить, воодушевить Русь, измученную рабством... В душе этого человека странно соединялись уверенность и сомнение, идеализм и скептицизм" (Собр. соч., т. 24, 1953, с. 231, 233). В творчестве Лескова чрезвычайно сильны мотивы национальной самобытности русского народа, вера в его творческие силы: сатирическая повесть "Железная воля" (1876), "Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе" (1881) и др. Левша в "Сказе..." противостоит миру злых кукол, облечённых властью; и хотя судьба его трагична, моральная победа остаётся за ним. Необычайно оригинален и красочен язык "Сказа...". Герой переосмысливает комически и сатирически язык чуждой ему среды, трактует многие понятия по-своему, создаёт новые словосочетания. Тема гибели народных талантов на Руси с проникновенным лиризмом раскрыта Лесковым в повести "Тупейный художник" (1883).

Сближение писателя с демократическим лагерем в 80-90-е годы 19 века усиливается. Лесков идёт по пути углубления критики социального строя царской России, подвергая пересмотру многие свои взгляды и убеждения. В рассказах "Человек на часах" (1887), "Простое средство" (опубликованы 1917), "Административная грация" (опубликован 1934) и многих др. Лесков раскрывает произвол государственного аппарата самодержавия, единение реакционных сил в борьбе с инакомыслящими. Много места уделяет Лесков изображению морального облика буржуа: "Чертогон" (1879, под названием "Рождественский вечер у ипохондрика"), "Отборное зерно" (1884), "Грабёж" (1887), "Полунощники" (1891) и др. В жанре острой политической сатиры написаны повести "Зимний день" (1894), "Дама и фефёла" (1894) и др. Но идеал Лескова не революционер, а просветитель, пытающийся усовершенствовать общественный строй при помощи морального убеждения, пропаганды евангельских идеалов добра и справедливости. Последняя повесть Лескова "Заячий ремиз" (1891-1894, опубликована 1917) - сатира на политическую реакцию 80-90-х годов. Используя средства гиперболы, гротеска и сатирической фантастики, Лесков создаёт жуткую картину деятельности охранителей, помешавшихся на ловле "сицилистов".

Лесков тщательно изучал безбрежную стихию народного языка; его повествовательный стиль характеризуется использованием народных речений, жаргонных словечек, варваризмов и неологизмов, богатого лексикона вымышленных слов, сатирически переосмысливающих общепринятые понятия, Сплав литературного и народного языка образует неповторимо яркую и живую сказовую манеру Лескова, в которой образ раскрывается посредством его речевой характеристики. По повести Лескова "Леди Макбет Мценского уезда" Д. Д. Шостакович создал одноименную оперу (1934; возобновлена в 1962 году под названием "Катерина Измайлова").



  • Ссылки на эту страницу


  • Комментарии к статье:

    Автор: Личная и семейная жизнь
    Дата: 2016-02-11 16:00:32

    В 1853 году Николай Лесков женился на дочери киевского коммерсанта Ольге Васильевне Смирновой. В этом браке родились сын Дмитрий (умер в младенческом возрасте) и дочь Вера. Семейная жизнь Лескова сложилась неудачно: жена страдала психическим заболеванием и в 1878 году была помещена в петербургскую больницу Св. Николая, на реке Пряжке. Главным врачом её был известный в своё время психиатр О. А. Чечотт, а попечителем — знаменитый С. П. Боткин.

    В 1865 году Лесков вступил в гражданский брак с вдовой Екатериной Бубновой (урождённой Савицкой), в 1866 году у них родился сын Андрей. Его сын, Юрий Андреевич (1892—1942) стал дипломатом, вместе с женой, урождённой баронессой Медем, после революции осел во Франции. Их дочь, единственная правнучка писателя, Татьяна Лескова (род. 1922) — балерина и педагог, внёсшая весомый вклад в становление и развитие бразильского балета. В 2001 и 2003 годах, посетив дом-музей Лескова в Орле, она передала в его коллекцию семейные реликвии — лицейский значок и лицейские кольца своего отца.

    Добавить комментарий к статье


    Добавить отзыв о человеке    Отзывов пока нет.


    Последние новости

    2022-01-15. Русская балерина и правнучка писателя Лескова получила медаль МИД Бразилии
    Русская балерина и правнучка писателя Николая Лескова Татьяна Лескова получила медаль «Риу Бранку» Министерства иностранных дел Бразилии за весомый вклад в развитие балета и танцевального искусства в стране. Об этом сообщает ТАСС.

    2012-12-12. Родион Щедрин напишет для открытия Мариинки-2 оперу по Лескову
    Для открытия второй сцены Мариинского театра Родион Щедрин напишет оперу "Левша". Эту информацию композитор подтвердил в интервью "Российской газете".





    Афоризмы Лескова
    Произведения
    Новости
    Русские писатели
    Биографии писателей
    Водолеи (по знаку зодиака)
    Знаменитые Николаи
    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я



    Ссылка на эту страницу:

     ©Кроссворд-Кафе
    2002-2024
    dilet@narod.ru