Кроссворд-кафе Кроссворд-кафе
Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Наши проекты
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Реклама
Web-мастерам
Генератор паролей

Случайная статья

Интересно

Лангедокская колыбель альбигойской ереси
Гейдельберг. Личная история идеального города

Иван Дыховичный. Неисправимый оптимист


Биография Дыховичного
Российские актеры
Биографии актеров

Есть такие люди, для которых стакан всегда наполовину полон, а не наполовину пуст. Есть такие люди, которые никогда сами не теряют надежды и не дают другим её потерять. Есть такие люди, которые не предаются унынию и не вздыхают тяжко из-за каждого пустяка («ах, как несправедлива жизнь»), а стараются использовать каждый день для того, чтобы сделать что-то радостное для себя и полезное для людей. И когда такие люди уходят, все начинают с особой силой чувствовать, насколько их не хватает. Одним из таких людей был и Иван Дыховичный.

Собственно говоря, подавляющее большинство людей только слышало о том, что Иван Дыховичный был кинорежиссёром, не видя и не зная его фильмов. Что поделать: лишь начало его режиссёрской карьеры пришлось на относительно благоприятные в кинематографическом плане времена - на вторую половину 1980-х годов. В 90-е годы российское кино переживало не самые лучшие времена, снимать фильмы было просто не на что; а в XXI веке основной спрос у отечественного зрителя и продюсеров был на фильмы голливудского, блокбастерного образца. Однако не слишком большая профессиональная известность не помешала стать Ивану Дыховичному популярным в первую очередь у широкой телевизионной аудитории.

Большую роль в этом сыграло то обстоятельство, что Дыховичный не был лишь «специалистом узкого профиля», не был только режиссёром. Немногие знают, что он начинал свою творческую карьеру с актёрской профессии. Конечно, этому способствовала и его семья: Иван Дыховичный родился 16 октября 1947 года Москве в семье драматурга и поэта Владимира Абрамовича Дыховичного и балерины Александры Иосифовны Синани. После школы поступил на актёрский факультет театрального училища имени Щукина, который благополучно окончил в 1969 году. Проработав год в Ленинградском государственном театре миниатюр, Дыховичный вернулся в родной город, где стал частью легендарной труппы Театра на Таганке под руководством Юрия Любимова.

Правда, выдающегося актёра из Дыховичного не получилось, в чём он никогда не стеснялся признаться. Проработав десять лет в Театре на Таганке и снявшись за это время в двух кинофильмах (роли были второстепенными), Иван Дыховичный принял решение завершить актёрскую деятельность. К тому моменту он уже понял, что его призвание в кинематографе другое - режиссура и написание сценариев. В 1982 году он окончил высшие курсы сценаристов и режиссёров (в мастерской великого Эльдара Рязанова), а короткометражные фильмы начал снимать ещё во время учёбы. В первой половине 1980-х годов Дыховичный работал преимущественно в «малой форме», то есть, снимая короткометражки и оттачивая свой фирменный стиль: отстранённый и вместе с тем ироничный взгляд на персонажей. К 1986 году этот стиль у начинающего режиссёра сформировался - иначе вряд ли его картине «Испытатель» в том же году присудили бы приз «Золотой дракон» на международного кинофестивале короткометражных фильмов в Кракове.

Следующим логическим шагом на творческом пути Ивана Дыховичного стали съёмки первого полнометражного фильма «Чёрный монах» по одноимённому рассказу А.П. Чехова. Фильм вышел на экраны в 1988 году и сразу привлёк внимание критиков своеобразной манерой повествования. Дыховичный решил выйти за рамки традиционной отечественной режиссуры, главную ставку всегда делавшей на актёрскую игру. Дыховичного в имевшем явный мистический оттенок чеховском произведении интересовала именно таинственная атмосфера, а не личности героев. С помощью особой манеры съёмок и акценте на изобразительных средствах режиссёру удалось создать не классический игровой фильм, а фильм-настроение, фильм-предчувствие. Теперь уже признание к Дыховичному пришло от европейских ценителей кино: фонд культуры Франции удостоил режиссёра специального приза за лучший дебют.

Не менее громкой получилась и следующая работа Дыховичного, лента «Прорва», увидевшая свет в 1992 году. И снова Иван Владимирович не побоялся выйти из «наезженной колеи»: в то время, когда все с воодушевлением стали говорить об ужасах и преступлениях коммунистического строя, Дыховичный снял очень красочную картину о сталинской эпохе. Визуальная картинка была столь похожа на агитационные плакаты советских времён, изображавших райскую жизнь двигавшихся к построению коммунизма людей, что многие стали обвинять режиссёра чуть ли не в пропаганде сталинизма. Немногие уловили протестный намёк режиссёра, который стремился показать, что жизнь очень противоречива и неоднозначна и не стоит бросаться и одной крайности в другую. Однако коллеги Дыховичного по достоинству оценили его работу как профессионала: за фильм «Прорва» он был номинирован на премию «Ника» в номинации «лучший режиссёр».

Столкнувшись с периодом безвременья в российском кино (что всё-таки не помешало ему снять несколько художественных и документальных фильмов), Дыховичный с присущей ему активностью принялся осваивать телевизионные просторы. Так, в 1995-1996 годах он являлся автором и ведущим программы «Уловка 22» на НТВ, а в последние годы вёл передачу «Невероятные истории» на канале РЕН-ТВ. В его работе в качестве телеведущего импонировало то, что, с одной стороны, у него было личное, неформальное мнение на темы программы, с другой, ему было искренне интересно то, о чём он рассказывал зрителям.

Несколько лет назад врачи объявили Ивану Дыховичному о том, что он неизлечимо болен и отмерили ему срок оставшейся жизни в три-четыре года. Дыховичный не замкнулся в себе, не посчитал себя обречённым человеком. Он постарался за оставшееся у него время успеть как можно больше: не оставил работу на телевидении и не прекратил активную общественную деятельность. Совместно с Ренатой Литвиной он проделал огромную работу по организации кинофестиваля «Завтра», главной задачей которого он считал «привить молодому поколению вкус к хорошему кино». Он успел снять комедию абсурда «Европа-Азия», которая вошла в конкурсную программу «Кинотавра». Иван Дыховичный до последнего дня оставался неисправимым оптимистом, не скрывая своей болезни и не акцентируя на ней общественного внимания.


Александр Бабицкий
Наш Фильм - журнал о российском кино 05.10.2009


Добавить комментарий к статье




Биография Дыховичного
Российские актеры
Биографии актеров


Ссылка на эту страницу:

 ©Кроссворд-Кафе
2002-2018
Рейтинг@Mail.ru     dilet@narod.ru