Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Наши проекты
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Реклама
Web-мастерам
Генератор паролей

Новости

Интересно
  • Франция. Страна вежливых рационалистов
  • Марокко. Горький "шоколад" за синим морем
  • Иван Дыховичный. Неисправимый оптимист

  • Биография Дыховичного
  • Российские актеры
  • Биографии актеров


  • Есть такие люди, для которых стакан всегда наполовину полон, а не наполовину пуст. Есть такие люди, которые никогда сами не теряют надежды и не дают другим её потерять. Есть такие люди, которые не предаются унынию и не вздыхают тяжко из-за каждого пустяка («ах, как несправедлива жизнь»), а стараются использовать каждый день для того, чтобы сделать что-то радостное для себя и полезное для людей. И когда такие люди уходят, все начинают с особой силой чувствовать, насколько их не хватает. Одним из таких людей был и Иван Дыховичный.

    Собственно говоря, подавляющее большинство людей только слышало о том, что Иван Дыховичный был кинорежиссёром, не видя и не зная его фильмов. Что поделать: лишь начало его режиссёрской карьеры пришлось на относительно благоприятные в кинематографическом плане времена - на вторую половину 1980-х годов. В 90-е годы российское кино переживало не самые лучшие времена, снимать фильмы было просто не на что; а в XXI веке основной спрос у отечественного зрителя и продюсеров был на фильмы голливудского, блокбастерного образца. Однако не слишком большая профессиональная известность не помешала стать Ивану Дыховичному популярным в первую очередь у широкой телевизионной аудитории.

    Большую роль в этом сыграло то обстоятельство, что Дыховичный не был лишь «специалистом узкого профиля», не был только режиссёром. Немногие знают, что он начинал свою творческую карьеру с актёрской профессии. Конечно, этому способствовала и его семья: Иван Дыховичный родился 16 октября 1947 года Москве в семье драматурга и поэта Владимира Абрамовича Дыховичного и балерины Александры Иосифовны Синани. После школы поступил на актёрский факультет театрального училища имени Щукина, который благополучно окончил в 1969 году. Проработав год в Ленинградском государственном театре миниатюр, Дыховичный вернулся в родной город, где стал частью легендарной труппы Театра на Таганке под руководством Юрия Любимова.

    Правда, выдающегося актёра из Дыховичного не получилось, в чём он никогда не стеснялся признаться. Проработав десять лет в Театре на Таганке и снявшись за это время в двух кинофильмах (роли были второстепенными), Иван Дыховичный принял решение завершить актёрскую деятельность. К тому моменту он уже понял, что его призвание в кинематографе другое - режиссура и написание сценариев. В 1982 году он окончил высшие курсы сценаристов и режиссёров (в мастерской великого Эльдара Рязанова), а короткометражные фильмы начал снимать ещё во время учёбы. В первой половине 1980-х годов Дыховичный работал преимущественно в «малой форме», то есть, снимая короткометражки и оттачивая свой фирменный стиль: отстранённый и вместе с тем ироничный взгляд на персонажей. К 1986 году этот стиль у начинающего режиссёра сформировался - иначе вряд ли его картине «Испытатель» в том же году присудили бы приз «Золотой дракон» на международного кинофестивале короткометражных фильмов в Кракове.

    Следующим логическим шагом на творческом пути Ивана Дыховичного стали съёмки первого полнометражного фильма «Чёрный монах» по одноимённому рассказу А.П. Чехова. Фильм вышел на экраны в 1988 году и сразу привлёк внимание критиков своеобразной манерой повествования. Дыховичный решил выйти за рамки традиционной отечественной режиссуры, главную ставку всегда делавшей на актёрскую игру. Дыховичного в имевшем явный мистический оттенок чеховском произведении интересовала именно таинственная атмосфера, а не личности героев. С помощью особой манеры съёмок и акценте на изобразительных средствах режиссёру удалось создать не классический игровой фильм, а фильм-настроение, фильм-предчувствие. Теперь уже признание к Дыховичному пришло от европейских ценителей кино: фонд культуры Франции удостоил режиссёра специального приза за лучший дебют.

    Не менее громкой получилась и следующая работа Дыховичного, лента «Прорва», увидевшая свет в 1992 году. И снова Иван Владимирович не побоялся выйти из «наезженной колеи»: в то время, когда все с воодушевлением стали говорить об ужасах и преступлениях коммунистического строя, Дыховичный снял очень красочную картину о сталинской эпохе. Визуальная картинка была столь похожа на агитационные плакаты советских времён, изображавших райскую жизнь двигавшихся к построению коммунизма людей, что многие стали обвинять режиссёра чуть ли не в пропаганде сталинизма. Немногие уловили протестный намёк режиссёра, который стремился показать, что жизнь очень противоречива и неоднозначна и не стоит бросаться и одной крайности в другую. Однако коллеги Дыховичного по достоинству оценили его работу как профессионала: за фильм «Прорва» он был номинирован на премию «Ника» в номинации «лучший режиссёр».

    Столкнувшись с периодом безвременья в российском кино (что всё-таки не помешало ему снять несколько художественных и документальных фильмов), Дыховичный с присущей ему активностью принялся осваивать телевизионные просторы. Так, в 1995-1996 годах он являлся автором и ведущим программы «Уловка 22» на НТВ, а в последние годы вёл передачу «Невероятные истории» на канале РЕН-ТВ. В его работе в качестве телеведущего импонировало то, что, с одной стороны, у него было личное, неформальное мнение на темы программы, с другой, ему было искренне интересно то, о чём он рассказывал зрителям.

    Несколько лет назад врачи объявили Ивану Дыховичному о том, что он неизлечимо болен и отмерили ему срок оставшейся жизни в три-четыре года. Дыховичный не замкнулся в себе, не посчитал себя обречённым человеком. Он постарался за оставшееся у него время успеть как можно больше: не оставил работу на телевидении и не прекратил активную общественную деятельность. Совместно с Ренатой Литвиной он проделал огромную работу по организации кинофестиваля «Завтра», главной задачей которого он считал «привить молодому поколению вкус к хорошему кино». Он успел снять комедию абсурда «Европа-Азия», которая вошла в конкурсную программу «Кинотавра». Иван Дыховичный до последнего дня оставался неисправимым оптимистом, не скрывая своей болезни и не акцентируя на ней общественного внимания.


    Александр Бабицкий
    Наш Фильм - журнал о российском кино 05.10.2009


    Добавить комментарий к статье



  • Биография Дыховичного
  • Российские актеры
  • Биографии актеров



  • Ссылка на эту страницу:

     ©Кроссворд-Кафе
    2002-2017
    Рейтинг@Mail.ru     dilet@narod.ru