Кроссворд-кафе Кроссворд-кафе
Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Игры онлайн
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Наши проекты
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Угадай кто это!
Реклама
Web-мастерам
Генератор паролей
Шаржи

Самое популярное

Фаина Раневская. Дон Кохит в юбке


105 лет со дня рождения Фаины Раневской
Биография Раневской
Философ с папиросой в зубах
Загадка Фаины Георгиевны Раневской
Мудрость глупой жизни
Легенда об одиночестве
Жизнь и судьба Фаины Раневской
Насмешливое мое одиночество
Афоризмы Раневской
Интересные факты
Фильмография
"В жизни мне больше всего мешала душа..."
Как Фаина Раневская обвела вокруг пальца КГБ
Она дышала Пушкиным
Новости
Российские актеры
Биографии актеров
Девы (по знаку зодиака)
Великие женщины XX века по Виталию Вульфу
Интересные факты о людях
Интересные факты об актерах
Фильмографии актеров

Добавить отзыв о человеке

Фаина Георгиевна Раневская появилась на свет 27 августа 1896 года. Разумеется, малышка не знала, что именно в этот день, но в 1919 году, советское правительство примет декрет «О переходе фотографической и кинематографической промышленности в ведение Народного Комиссариата просвещения». Этот день и стал Днем советского кино, которое прославила наша героиня. 19 июля 1984 года не стало выдающегося мастера сцены и экрана, актрисы, которую чопорные и не особо любящие Советский Союз англичане включили в список десяти лучших киноактрис мира XX века (правда, там еще значатся Нонна Мордюкова и Верико Анджапаридзе. Совсем не плохо для одной страны!)

Ее жизнь была полна комического и трагического. Она родилась в Таганроге в семье, как впоследствии говорила сама Фаина Георгиевна, «небогатого промышленника». По ее же словам, с детством она простилась в июле 1904 года, когда умер Антон Павлович Чехов, великий русский писатель, а к тому же ее земляк. С раннего детства Фаечка Фельдман мечтала о карьере актрисы. Георгий Фельдман, разумеется, был против. Но барышня оказалась упрямой и самовольно уехала в Москву, где творил ее кумир - Константин Станиславский.

Это было лето 1915 года. Шла Первая мировая война, но театры работали. А вот места для талантливой провинциалки в столичных труппах не нашлось, но по воле случая ее взяли в Малаховский дачный театр под Москвой. И это было удачей -ведь на сцене дачного театра играли лучшие мастера столичной сцены. Несколько экстравагантная дебютантка понравилась театральным корифеям, один из которых как-то воскликнул: «Душенька, да вы вылитая Раневская из «Вишневого сада»!» Эта реплика стала решающей в артистической судьбе Фаины Георгиевны. Раневской она вошла в историю мирового театра и кино.

Но до всеобщего признания были долгие годы актерских скитаний по стране. Города мелькали с калейдоскопической быстротой: Крым, Баку, Тифлис, Смоленск, Ярославль, Архангельск... В последнем городе мне довелось встречаться со старушками, которые видели Раневскую в ролях Маши в чеховской «Чайке» и леди Мильфорд в трагедии Шиллера «Коварство и любовь». Это были великолепные работы.

И вот в начале 30-х годов Раневская становится актрисой знаменитого Камерного театра Александра Таирова. Это удача, но все главные роли на несколько лет расписаны на жену Таирова - блистательную Алису Коонен. Фаина Георгиевна уходит в Центральный театр Красной Армии, где сыграет одну из лучших своих театральных ролей - Вассу Железнову. Но и здесь актриса надолго не осталась. Она стала странницей по столичным театрам и на вопрос: «Что вы искали, переходя из театра в театр?», отвечала: «Правду жизни». Собеседник не унимался: «И нашли?» Фаина Георгиевна категорично заявляла: «Да! В Третьяковской галерее».

Не мог кинематограф пройти мимо Раневской. И она блистательно дебютирует в фильме Михаила Ромма «Пышка». Ее madame Луазо стала воплощением хамства и лицемерия. С этого образа Раневская стала лепить человеческие характеры. И так, как ни до нее, ни после, не могла сделать ни одна из актрис. Она сдавала меблированные комнаты («Мечта»), играла с жильцами в лото, грубыми, тяжелыми руками рылась в комоде, где под бельем хранились деньги. Она травила служанку и ссорилась с извозчиком, склочничала и страдала из-за копеек, спасала из тюрьмы сына, всем занимаясь всерьез. Потом она третировала кроткого Мулю («Подкидыш»), терпеливо учила прыгать через скакалку маленькую девочку («Слон и веревочка»). А когда кончилась война,она, интеллигентная женщина с «Идиотом» под мышкой, стала комичной жертвой любовного романа («Весна»). Была блистательно злая Мачеха («Золушка») и пьяно-грубоватая фрау Фурст («У них есть Родина»). За последнюю роль она была удостоена Сталинской премии. Причем в 1951 году вождь всех народов впервые вручил две премии своего имени одной актрисе (Раневская получила Сталинскую премию и за роль старой ткачихи в спектакле «Рассвет над Москвой»). Иосиф Виссарионович всегда поступал так, как считал нужным, и, в чем Сталин был убежден, правильным. Настоящий хозяин страны.

Ей было наплевать на вождей - они для нее все существовали на одно лицо. Для нее главным был Его величество Театр. И людей она ценила именно за отношение к сцене, как к святому месту. Оттого-то и бесцеремонно злой считали ее случайные в искусстве люди. И не только они. Маститые, не лишенные таланта творческие личности не смогли избежать едких характеристик Фуфы, как ласково называли ее в театральных кругах. Она могла одним словом припечатать даже руководителя театра имени Моссовета, Героя Социалистического Труда (ее выражение: «А что наша ГерТруда еще в театре?» - стало классикой), народного артиста СССР, лауреата Ленинской и бесчисленного количества Государственных премий Юрия Завадского. В 1951 году Раневская сыграла маленькую роль спекулянтки Маньки в средней пьесе «Шторм». Сыграла так, что зрители приходили в театр из-за этого десятиминутного эпизода.

Режиссеру-постановщику Ю. Завадскому надоело видеть пустой зал после отыгранной (нет! прожитой!) Раневской сцены и он убрал эту роль из спектакля. Фаина Георгиевна хлопнула дверью и ушла в театр имени А.С. Пушкина, где блестяще сыграла бабушку в пьесе Касоны «Деревья умирают стоя» и Антонину Васильевну в «Игроке» Достоевского. Потом она вернулась в театр имени Моссовета, сыграв по возвращении Марию Александровну в инсценировке «Дядюшкиного сна» Достоевского. Сыграла настолько гениально, что французы попросили привезти этот спектакль, чтобы парижане и Европа увидели великий талант из России. Именно этот талант первым из западных политиков отметил Черчилль, посмотревший из-за Раневской фильм «Мечта» 15 (!!!) раз.

Увы, первая дама театра, бывшая некогда женой Завадского и родившая ему сына, в будущем бездарного режиссера Евгения Завадского, Вера Марецкая втихаря ввелась в «Дядюшкин сон» и поехала в Париж вместо Фаины Георгиевны.

Нет, Раневская не устроила скандал. Она просто уехала в Ленинград к своему большому другу - великому поэту Ахматовой. Анна Андреевна в последние годы тяжело болела, и участие Фаины Георгиевны облегчало боль. Ахматова очень любила Раневскую и глубоко ценила ее человеческую смелость. В то время, когда вышло постановление о ленинградских журналах, а имена Ахматовой, Зощенко, Пастернака, Шостаковича и других выдающихся мастеров были преданы анафеме, Раневская не отвернулась от своего друга - через всю Москву она носила Анне Андреевне горячие обеды. Ахматову не печатали, денег не было, а уже немолодая актриса просто по-человечески помогала ей.

Узнав об этом поступке актрисы, гораздо позднее гений музыки Святослав Рихтер назвал ее «Дон Кихотом в юбке». И ведь был прав. «Донкихотовскими» стали ее последние роли на сцене - миссис Сэвидж («Странная миссис Сэвидж»), Люси Купер («Дальше - тишина») и нянька Фелицата («Правда хорошо, а счастье лучше». Два последних мне посчастливилось увидеть несколько раз. На первом я рыдал, а на втором хохотал до коликов. Когда после долгих отмен спектакля «Дальше - тишина» я, совсем «зеленый» студент, пришел после увиденного шедевра в постановке Анатолия Эфроса на служебный подъезд и перед Раневской грохнулся на колени, еле слышно прошептал: «Вы -гениальная актриса!» - «Что ты, деточка, - ответила Фаина Георгиевна. - Я просто неплохая актриса». Увидев, что следом идет Ростислав Плятт, таинственно прошептала: «Похвали старика. Он сегодня неплохо сыграл. Да, дружочек, Слава Рихтер назвал меня Дон Кихотом в юбке. А стало быть, юноше не пристало целовать руку и становиться на колено перед рыцарем. Хотя, черт побери, приятная это процедура!»


Владимир ВАХРАМОВ.
Курская правда № 180 (24841), 16 августа 2009 года


Добавить комментарий к статье


Добавить отзыв о человеке    Отзывов пока нет.


Последние новости

2019-09-01. В Петербурге открыли памятник Фаине Раневской
На севере Петербурга установили памятник актрисе Фаине Раневской. Об этом сообщается на странице администрации муниципалитета «Озеро Долгое» во «ВКонтакте».

2016-08-30. В Симферополе открыли мемориальную доску на доме, где жила Фаина Раневская
К 120-летию со дня рождения великой актрисы Фаины Раневской в крымской столице торжественно открыли памятную доску на доме, где она жила в годы белой эмиграции.

2016-02-15. О Фаине Раневской снимут сериал
Биографический сериал, посвященный Фаине Георгиевне Раневской, выйдет к ее 120-летию, которое будет отмечаться в конце августа 2016 года. Об этом 15 февраля сообщает ТАСС со ссылкой на пресс-службу компании Star Media, где осуществляется производство картины. 10-серийный телевизионный фильм будет называть «Фаина».





105 лет со дня рождения Фаины Раневской
Биография Раневской
Философ с папиросой в зубах
Загадка Фаины Георгиевны Раневской
Мудрость глупой жизни
Легенда об одиночестве
Жизнь и судьба Фаины Раневской
Насмешливое мое одиночество
Афоризмы Раневской
Интересные факты
Фильмография
"В жизни мне больше всего мешала душа..."
Как Фаина Раневская обвела вокруг пальца КГБ
Она дышала Пушкиным
Новости
Российские актеры
Биографии актеров
Девы (по знаку зодиака)
Великие женщины XX века по Виталию Вульфу
Интересные факты о людях
Интересные факты об актерах
Фильмографии актеров


Ссылка на эту страницу:

 ©Кроссворд-Кафе
2002-2024
dilet@narod.ru