Кроссворд-кафе Кроссворд-кафе
Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Игры онлайн
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Наши проекты
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Угадай кто это!
Реклама
Web-мастерам
Генератор паролей
Шаржи

Самое популярное

Николай Рерих. В поисках земного рая


Биография Рериха
Афоризмы Рериха
В поисках шамбалы
Зажигающий сердца
Рыцарь Шамбалы
Соединитель миров
Новости
Биографии художников
Российские художники
Биографии философов
Биографии писателей
Весы (по знаку зодиака)
Знаменитые Николаи
Российские философы
Археологи

Добавить отзыв о человеке

Николай Рерих. При упоминании этой фамилии большинство людей прежде всего вспоминают его прекрасные картины, Николай Константинович был настолько талантливым человеком, что сумел проявить себя во многих сферах деятельности. Художник, ученый, философ, деятель культуры, писатель, путешественник...

Впрочем, сам Рерих считал главным свершением в своей жизни многолетнее путешествие в Центральную Азию. И, соответственно, делил жизнь на два периода: подготовка экспедиции и осмысление и обработка ее результатов.

Николай Рерих родился 9 октября 1874 года в Санкт-Петербурге. Представители рода Рерихов (датско-норвежский) появились в России в первой половине XVIII века. Интерес к странам Востока и Центральной Азии возник у Рериха рано. Вся обстановка в доме располагала к этому. Юноша неоднократно присутствовал при беседах об истории, литературе, странах Востока. «Каждая памятка из Азии была чем-то особенно душевным от ранних лет и на всю жизнь», - вспоминал он.

В 1900-е годы Николай Константинович вместе с женой Еленой Ивановной углубился в изучение культуры и философии Индии. В 1913 году Рерих опубликовал статью «Индийский путь», в которой писал о необходимости глубокого изучения культуры этого государства и организации туда экспедиции. Но как настоящий ученый он не мог ограничиться только книжными знаниями. Перед самым началом Первой мировой войны вместе со своим другом археологом Голубевым Рерих начинает готовиться к путешествию, ставя перед собой целью изучение первоисточников восточной философии и древних культурных памятников.

Но в 1917 году произошла революция, изменившая судьбу его отчизны. Художник понимал, что из объятой огнем междоусобной войны России в Индию не попасть. Вначале он перебирается в Финляндию, а затем в Великобританию. Именно в британской столице от русских теософов Николай Константинович впервые узнает о Шамбале. Древние легенды гласили, что где-то высоко в горах, на границе Китая с Индией, расположена Шамбала - обитель богов и хранилище тайных знаний. Отыскать «рай на земле» пытались многие путешественники на протяжении многих веков.

Надо заметить, что Рерих сразу поверил в реальность существования Шамбалы, которой отводил конкретное место на карте, - северо-западную часть Тибетского нагорья. Более того, он полагал, что именно там человек приобретет знания, позволяющие ему через гармонизацию внутренних и внешних энергий осуществить высшее космическое предназначение. Кроме того, россиянин мечтал создать в центре азиатского материка большое монголо-сибирское государство - «Новую страну». Данное образование должно было стать оплотом обновленного миропорядка, построенного по буддийскому образцу, местом пришествия Будущего Будды. Иначе говоря, материализовавшейся на земле Северной Шамбалой.

Но прежде предстояло найти средства на дорогое путешествие. Помощь неожиданно последовала из Америки. Янки-меценаты дали русскому художнику столько денег, что он смог не только снарядить экспедицию, но и основать в Нью-Йорке собственный музей.

В декабре 1923 года семейство Рерихов (Николай Константинович, его жена, сын Юрий) начало грандиозную экспедицию в Шамбалу. Первой остановкой на их пути стало маленькое горное княжество Сикким, где ученого ждала встреча с тибетскими ламами. Монахи вручили ему послание от владык Шамбалы, которое следовало передать лично Ленину. Художник прервал свой путь и отправился в Европу, где и узнал о смерти вождя пролетариата.

Продолжить экспедицию удалось только в августе 1925 года. Под его началом следовали 50 человек на 80 вьючных лошадях. Этому каравану предстояло совершить первый круг странствий по Центральной Азии, пройдя древними караванными тропами через Пенджаб, Кашмир, Малый Тибет, Хотан, Яркенд, Кашгар и Турфан. Путешественников ждали высокогорные перевалы и бурные реки, им приходилось пробираться через заставы воинственных полудиких племен. Первый же буран едва не поставил крест на их планах. Рериха и его спутников спасли низкорослые тибетские лошадки, отыскавшие тропу в снежной круговерти.

Вскоре к экспедиции прибился загадочный монгольский лама, прекрасно говоривший по-русски, - агент ГПУ Яков Блюмкин, планировавший при помощи Рериха попасть на Тибет и попытаться там организовать революцию. Данный факт дошел до британской разведки, получившей задание любой ценой задержать «красных шпионов». В октябре 1925 года по приказу английского резидента в Тибете, Бейли, Рериха задержали в китайском Синьцзяне, запретив двигаться дальше. После 6-месячного ожидания караван двинулся на север и пересек советскую границу. В июне 1926 года Рерих посетил Москву и вручил наркому иностранных дел Чичерину послание махатм (святых буддийских духов). Принципиальный атеист с улыбкой прочитал священный текст. И тем не менее приказал оказать всестороннюю поддержку путешественнику, чей путь лежал на Алтай.

Далее экспедиция проследовала в Монголию. На улицах Урги (Улан-Батор) местные жители повсюду распевали песни о Шамбале. Слушая их, живописец вновь поверил, что заветная земля находится где-то рядом. Путешественники отправились в пустыни Такла-Макан и Гоби. Много диковинных фактов собрал Николай Константинович во время этого путешествия, где его проводниками были местные жители и ламы.

В одном из районов пустыни Такла-Макан, расположенном к северу от горной цепи Каракорум, аборигены сказали, что «за этой горой живут святые люди, которые спасают человечество своей мудростью; многие старались увидеть их, но им это не удавалось - как только они поднимались на вершину, то не могли найти дороги». Индусский проводник сообщил Рериху о существовании в горах Каракорум обширных пещер, где собраны сокровища с самого начала истории. Он утверждал также, что там видели белых людей высокого роста, которые исчезали внутри этих скальных галерей. Сам Рерих не раз находил оазисы в таких суровых местах Тибета, где это было совершенно невероятно.

Путешественники двигались забытыми тропами, мимо давно заброшенных городов, помнивших еще Чингисхана. Несколько раз на них нападали кочевники-голоки. Однако Тибет им покорить не удалось: правительство далай-ламы под нажимом англичан отказалось пускать чужаков на свою землю.

Более пяти месяцев экспедиция простояла на подходах к Лхасе - столице Тибета, - страдая от холода и испытывая острейшую нужду в продовольствии. Людям пришлось встречать зиму в голой степи под ледяным ветром, когда стынет кровь в венах. Погибли почти все лошади, половина проводников. Но Рерихи даже в таких условиях продолжали вести научную работу. На карту были нанесены десятки горных вершин, собраны ценные коллекции животных, минералов, археологических древностей.

Рерихи постоянно посылали письма далай-ламе и нагчуским губернаторам, но в ответ получали только отговорки и отписки. И в конце концов Николай Рерих отказался от мысли попасть в Лхасу, где, по преданию, и находился вход в Шамбалу. С этого момента Шамбала для него не имела ничего общего с Тибетом - этой «музейной редкостью невежества».

4 марта 1928 года путешественники повернули назад. На этом и закончилась великая экспедиция нашего соотечественника. Рерихи первыми из европейцев пересекли Тибетское нагорье с севера на юг с проходом через Трансгималаи и выходом в Индию.

Возвратившись с Тибета, Рерихи предпочли остаться за границей, зная, что в СССР ВЧК ликвидировала всех их коллег и друзей. В 1929 году Николай Константинович учредил Институт гималайских исследований по официальной формулировке - «для обработки результатов экспедиции и дальнейших изысканий». Находился институт Рериха в поселении Нагар (долина Кулу, Западные Гималаи, Индия). Со временем институт стал постоянной его резиденцией. Здесь он и встретил свой смертный час 13 декабря 1947 года. До самого последнего дня Николай Константинович не терял надежды найти заветную Шамбалу. И мечтал вернуться на родину.


К. КОЛЬЦОВ
Журнал Колумб № 14 (2005)
Досуг и организация праздников г. Екатеринбург


Добавить комментарий к статье


Добавить отзыв о человеке    Отзывов пока нет.


Последние новости

2021-12-10. В Казани проведут выставку Николая Рериха
В Галерее современного искусства Музея ИЗО Татарстана проведут экспозицию русского художника, философа, писателя, путешественника и археолога Николая Рериха. Об этом сообщает «Татар Информ».

2017-02-23. Суд занял сторону Минкульта в деле о нацистской символике в фильме про Рериха
Арбитражный суд в Москве отказал Международному центру Рерихов, требовавшему аннулировать решение Министерства культуры России об отзыве прокатного удостоверения на фильм «Зов космической эволюции» производства МЦР. Об этом «Ленте.ру» сообщили в пресс-службе ведомства.

2016-12-27. Минкульт счел фильм о Николае Рерихе пропагандой религиозной идеологии
Картина «Зов космической эволюции», созданная Международным центром Рерихов (МЦР), является пропагандой религиозного течения нью-эйдж. Об этом заявили в пресс-службе Министерства культуры России, передает РИА Новости во вторник, 27 декабря.





Биография Рериха
Афоризмы Рериха
В поисках шамбалы
Зажигающий сердца
Рыцарь Шамбалы
Соединитель миров
Новости
Биографии художников
Российские художники
Биографии философов
Биографии писателей
Весы (по знаку зодиака)
Знаменитые Николаи
Российские философы
Археологи


Ссылка на эту страницу:

 ©Кроссворд-Кафе
2002-2024
dilet@narod.ru