Кроссворд-кафе Кроссворд-кафе
Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Наши проекты
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Реклама
Web-мастерам
Генератор паролей

Случайный словарь

Интересно

Великобритания. Знакомство перед путешествием
Магическая Прага. Город исполнения желаний

Биография Альберта Швейцера (Albert Schweitzer)


Гений человечности
Врач без границ
Биографии врачей
Знаменитые люди по имени Альберт

Альберт Швейцер (Schweitzer) [14.1.1875, Кайзерсберг, Эльзас, — 4.9.1965, Ламбарене (Габон)], немецко-французский мыслитель, близкий философии жизни; богослов, врач, музыковед и органист; всемирно известен антивоенными выступлениями. Образование получил в университетах Страсбурга, Берлина, Парижа. С 1899 года доктор философии (диссертация "Философия религии Канта", 1899), с 1900 года доктор теологии, с 1913 года доктор медицины.

В начале 20 века завоевал известность как концертирующий органист. Основное значение Швейцера как музыковеда связано с его работой о И. С. Бахе. Оказал влияние на современный стиль исполнения музыки Баха, способствовал возрождению интереса к его творчеству.

В 1913 году вместе с женой — медицинской сестрой Элен Бреслау на собственные средства основал больницу в Ламбарене, которая стала для Швейцера главным делом жизни и трибуной проповеди его идей. В 1928 году Альберту Швейцеру присуждена Франкфуртская пр. Гёте, в 1952 году — Нобелевская премия мира, на средства от которой Швейцер построил лепрозорий в Ламбарене.

Исходный принцип мировоззрения Швейцера — факт жизни (противопоставляемый у Швейцера факту мысли как производному). Возражая декартовскому "я мыслю, следовательно, существую", Швейцер предлагает формулу: "я — жизнь, которая хочет жить среди жизни". Отсюда он выводил основной этический принцип "благоговения перед жизнью", требующий сохранения и совершенствования жизни. Поэтому нравственность, по Швейцеру, — не только закон, но и коренное условие существования и развития жизни. "Благоговение перед жизнью" должно, по мысли Швейцера, стать основой этического обновления человечества, выработки норм универсальной космической этики.

Отстаивая идею свободного и нравственного индивида, Альберт Швейцер выступал против господства "всеобщего" над "конкретно-личным". В экзистенциальном духе он противополагал два жизненных принципа: волю как выражение свободного и нравственного существа человека — знанию (пониманию) как такому отношению к жизни, в основе которого лежит стремление к подчинению внешней необходимости. По мысли Швейцера, "понимающее" отношение к миру приводит к скептицизму, выражающему "духовное банкротство цивилизации". Швейцер противопоставлял культуру цивилизации, критиковал "техническую эру" и "внешний прогресс". Согласно Швейцеру, этика призвана органично сливаться с культурой, что должно обеспечить прогресс человечества, духовное совершенствование индивида. Критерием развития культуры он считал уровень гуманизма, достигнутый конкретным обществом. Швейцер ставил своей задачей создание философски обоснованного и практически применимого оптимистического мировоззрения, способного утвердить человеческую личность в неблагоприятных условиях и восстановить её творческую активность. С этой гуманистические позиции Швейцер критиковал нравственное состояние современного буржуазного общества, переживающего глубокий духовный кризис. В 1969 году Альберту Швейцеру сооружены памятники в Веймаре и Гюнсбахе; мемориальный музей в Кайзерсберге.


В. А. Петрицкий, И. В. Венгрова.


Добавить комментарий к статье




Гений человечности
Врач без границ
Биографии врачей
Знаменитые люди по имени Альберт
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я



Ссылка на эту страницу:

 ©Кроссворд-Кафе
2002-2018
Рейтинг@Mail.ru     dilet@narod.ru