Кроссворд-кафе Кроссворд-кафе
Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Наши проекты
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Реклама
Web-мастерам
Генератор паролей

Случайная статья

Интересно

Информация о Таиланде для путешественников
Бангкок: как получить настоящее тайское наслаждение

Труды и дни Олега Янковского


Лицо Олега Янковского
Барон Мюнхгаузен не страдает ностальгией
Четыре послания Олегу Янковскому
Последний народный артист эпохи
Биография Янковского
Он завещал нам мудрую улыбку барона Мюнхгаузена
Фотографии Янковского
Самый честный Мюнхгаузен
Тот самый Янковский
Его зеленые глаза
Две черные розы барону Мюнхгаузену
Янковский работал на износ
Интересные факты
Фильмография
Новости
Российские актеры
Биографии актеров
Люди с фотографиями
Рыбы (по знаку зодиака)
Знаменитые люди по имени Олег
Интересные факты о людях
Интересные факты об актерах
Фильмографии актеров
Кто родился в Год Обезьяны

Добавить отзыв о человеке


 Мне снилась осень в полусвете стекол,
 Друзья и ты в их шутовской гурьбе,
 И, как с небес добывший крови сокол,
 Спускалось сердце на руку к тебе.

                        "Сон". Борис Пастернак

Я познакомилась с Олегом Янковским в возрасте 8 лет. Мы встретились в "Обыкновенном чуде" Марка Захарова, поставленном по пьесе Евгения Шварца. Волшебник смотрел на меня с улыбкой, и, хотя я отчетливо понимала, что смотрит "он" не на меня, а в камеру, и что это вовсе не волшебник, а актер, это чувство предопределило мое отношение ко всем его героям.

После этого я смотрела фильмы с Янковским n+1 раз, причем картины, в которых снимался Олег Иванович, являлись "его" картинами, - я ассоциировала фильмы не только с режиссером, но и с актером. Даже ультраиндивидуальные "Зеркало" и "Ностальгию" Тарковского я воспринимаю в том числе и в качестве фильмов (а не только актерских работ) Олега Янковского.

Но что, кроме благородной осанки, объединяет его героев? Что общего между Генрихом Шварцкопфом, Франсиском Скориной, Кондратием Рылеевым, и Сергеем Макаровым или Игорем Гориным? Глубина личности - и не только личности артиста, но и личности воплощенного героя. Олег Янковский никогда не выносил оценок своим персонажам, оставляя за ними право и возможность уйти в себя, - но в предлагаемых обстоятельствах, в полном соответствии с внутренним пространством фильма. И, в то же время, персонаж Янковского являлся и одной из доминант создаваемого художественного пространства, - и на этой незаменимости основана его удивительная гармоничность, включенность в пространство "Крейцеровой сонаты", "павловского" или "петровского" времени, или же в пространство проинтерпретированной "современности".


 Но время шло, и старилось, и глохло,
 И, поволокой рамы серебря,
 Заря из сада обдавала стекла
 Кровавыми слезами сентября.

                         "Сон". Борис Пастернак

О ролях Олега Янковского в фильмах Андрея Тарковского или Марка Захарова и вовсе разговор особый. Вот, например, образ Отца из "Зеркала", стоит особняком даже в образной системе Тарковского, ведь в Александре есть черты и Арсения Тарковского, одного из самых ярких поэтов 20 века, и черты самого режиссера, и его отношения к отцу и к самому себе. А насквозь символичная роль Александра Горчакова из "Ностальгии"? Это ведь не кино, это философия, которую можно передать исключительно кинематографическими средствами, причем Олег Янковский, воплощающий Горчакова - уже не актер. Он становится инструментом, способом, художественный приемом, с помощью которого можно не только выразить мысль, но и указать на контекст, в котором следует понимать метания Горчакова.

Что до куда более популярных фильмов Марка Захарова - "Обыкновенное чудо", "Тот самый Мюнхгаузен", "Дом, который построил Свифт" или "Убить дракона", - в них Янковский вообще является элементом образной системы. И дело тут не только в таланте, но и в личности самого артиста, в тех качествах, которые позволяют играть (или быть) мудрым отстраненным волшебником (а скорее всего - волхвом), или бароном Мюнхгаузеном, который понимает суть происходящего настолько глубоко, что может позволить себе "несерьезную" привычку быть собой. Правда и в том, что знания рождают печаль, которая не всегда приводит к позитивному взгляду на действительность, - и образы разочаровавшегося Свифта и ни разу не очарованного Дракона не только подтверждают это мрачное наблюдение, но и объясняют, на чем основаны тирания и мизантропия как способ отношений с миром.


 Но время шло и старилось. И рыхлый,
 Как лед, трещал и таял кресел шелк.
 Вдруг, громкая, запнулась ты и стихла,
 И сон, как отзвук колокола, смолк.

                       "Сон". Борис Пастернак

Герои Олега Янковского не удовлетворены жизнью, и уже потому являются, в современном понимании, неудачниками. Ведь без самолюбования счастья не достичь, проклятые вопросы добавляют не только седых волос, но и инфантильности, для "поисков себя" отводится юность и молодость, а к сорока годам пора остепениться, потому что это время зрелости, и уж неприлично отвечать только за себя самого. Конфликт этот настигает всякого, но, чтобы выразить его нелепость и его глубину, необходимо как-то разрешить его в себе самом, иначе не получится даже постановки задачи. Более того, разрешить этот конфликт удается не каждому, и значит нужно показать, что шанс на жизнь все-таки остается. Несмотря ни на что.

Несмотря ни на что живут многие персонажи Янковского - они всегда современны, даже если это Каренин, граф Пален или Комаровский. Его герои - отражение множественности жизненных путей, которые предоставил мужчинам прекрасный и жестокий XX век, главным навыком которого оказалось умение стискивать зубы. И герои Янковского, стиснув зубы, продолжают жить - в нищете, в депрессии, в предательстве, или в состоянии покоя, или с чувством выполненного долга, или с ощущением заката жизни. И потому роли Олега Ивановича Янковского - не только роли, не только материал для создания "идеального культурного типа", который отражал бы советский период, но и, в более широком смысле - зарисовки к портрету героя XX столетия.

И это вам не какая-нибудь фильмография. Так оно и было на самом деле.


 Я пробудился. Был, как осень, темен
 Рассвет, и ветер, удаляясь, нес,
 Как за возом бегущий дождь соломин,
 Гряду бегущих по небу берез.

                     "Сон". Борис Пастернак


Сценарист, кинокритик Наталья Машьянова
ИТАР-ТАСС Урал


Добавить комментарий к статье


Добавить отзыв о человеке    Отзывов пока нет.


Последние новости

2016-06-26. Умер последний из братьев Янковских
В столице Белоруссии скончался народный артист СССР Ростислав Янковский. Об этом в воскресенье, 26 июня, сообщается на сайте Национального академического драматического театра имени Максима Горького в Минске, где служил актер. Янковскому было 86 лет.

2016-05-28. В Саратове открыли памятник Олегу Янковскому в образе Мюнхгаузена
В Саратове открыли памятник народному артисту СССР Олегу Янковскому. Скульптура, изображающая актера в образе барона Мюнхгаузена, расположена в сквере Театра драмы имена Слонова, где служил Янковский. Об этом в субботу, 28 мая, сообщает «Регион 64».





Лицо Олега Янковского
Барон Мюнхгаузен не страдает ностальгией
Четыре послания Олегу Янковскому
Последний народный артист эпохи
Биография Янковского
Он завещал нам мудрую улыбку барона Мюнхгаузена
Фотографии Янковского
Самый честный Мюнхгаузен
Тот самый Янковский
Его зеленые глаза
Две черные розы барону Мюнхгаузену
Янковский работал на износ
Интересные факты
Фильмография
Новости
Российские актеры
Биографии актеров
Люди с фотографиями
Рыбы (по знаку зодиака)
Знаменитые люди по имени Олег
Интересные факты о людях
Интересные факты об актерах
Фильмографии актеров
Кто родился в Год Обезьяны


Ссылка на эту страницу:

 ©Кроссворд-Кафе
2002-2018
Рейтинг@Mail.ru     dilet@narod.ru