| ||||
Биография Николая Владимировича Станкевича • Биографии философов • Российские философы НИКОЛАЙ ВЛАДИМИРОВИЧ СТАНКЕВИЧ (1813-1840), русский философ. Родился 27 сентября (9 октября) 1813 года в селе Удеревка Воронежской губернии, в дворянской семье. Учился на словесном отделении Московского университете (1830-1834). Под влиянием М. Павлова и Н. Надеждина переживает увлечение философией Шеллинга. С энтузиазмом восприняв эстетику романтизма и трансцендентализм Шеллинга, ставил перед философией религиозную задачу, утверждая, например, что "выше системы Шеллинга возможна только одна ступень, проникновение этой системы религией: она может развиваться в чистое христианство". С 1836 года духовные искания Станкевича и его друга М. Бакунина целиком приводят их к системе Гегеля. Станкевич — организатор одного из первых в России кружков, на собраниях которого о философских проблемах (в первую очередь о немецком идеализме) спорили М. Бакунин и В. Белинский, В. Боткин, К. Аксаков и др. Изучением системы Гегеля Станкевич занимался и после отъезда за границу в 1837 году. Вместе с Т. Грановским посещал в Берлинском университете лекции Вердера по диалектической логике. Взгляды Станкевича нашли отражение в его переписке. Н.О. Лосский в своей "Истории русской философии" писал, что Станкевич так и не стал гегельянцем. Взгляды молодого человека не успели оформиться в сколько-нибудь целостное мировоззрение. Но значение гегелевской диалектики Станкевич воспринял и оценил по достоинству. Не принимая, как и многие российские интеллектуалы, отвлеченный логицизм в учении немецкого философа (именно это он имел в виду, когда писал Бакунину, что философия Гегеля "обдает меня холодом"), Станкевич в то же время не отвергал гегелевскую философию истории и лежащий в ее основе "принцип тождества". "Действительность, в смысле непосредственного, внешнего бытия — есть случайность, — утверждал он, — действительность в ее истине есть разум, дух". Все это дает основание рассматривать Станкевича, как ключевую фигуру в истории раннего российского гегельянства. Умер Николай Владимирович Станкевич в Нови-Лигуре (Италия) 25 июня (7 июля) 1840 года. Комментарии к статье: Личная жизнь 2019-10-08 18:30:21 Личная жизнь Николая Владимировича не складывалась. Первой и последней настоящей его любовью, главным (но не единственным) увлечением была сестра Михаила Бакунина Любовь. Они познакомились в Москве, девушка посещала философский кружок, через некоторое время Михаил пригласил своего друга погостить в имении Бакуниных Прямухино, где Люба и Николай объяснились. После отъезда его в Москву отношения не прекратились — они писали друг другу полные нежности и любви письма. Но сложный характер их отношений и болезненность обоих не позволили роману разрешиться счастливо. Станкевич уехал за границу, а Люба умерла в Прямухино от чахотки. Через несколько лет от той же болезни погиб сам Станкевич, полагавший, впрочем, что разлюбил Любовь, которая осталась для него вечным духовным идеалом. Автор: Внешность и характер Дата: 2019-10-08 18:31:26 По воспоминаниям Тургенева, одного из участников кружка: «Станкевич был более нежели среднего роста, очень хорошо сложен — по его сложению нельзя было предполагать в нём склонности к чахотке. У него были прекрасные чёрные волосы, покатый лоб, небольшие карие глаза; взор его был очень ласков и весел, нос тонкий, с горбиной, красивый, с подвижными ноздрями, губы тоже довольно тонкие, с резко означенными углами…» Станкевич умел увлечь, вдохновить, наставить; был артистичен, мастер пошутить и даже передразнивать. Но все же «болезненный, тихий по характеру, поэт и мечтатель», говорит его современник, «Станкевич естественно должен был больше любить созерцание и отвлеченное мышление, чем вопросы жизненные и чисто практические». Романтик, он «сам о себе не думал, истинно интересовался каждым человеком и, как бы сам того не замечая, увлекал его за собой в область Идеала». Станкевич был горячей, увлекающейся натурой. Разочаровавшись в одной философской системе, он тут же с жаром обращался к другой. Был также и глубоко религиозен. Отличительной чертой его отношения к товарищам было отсутствие властности. Так, во время отсутствия Станкевича (он находился за границей), Бакунин стал претендовать на его место, но Белинский возмутился, указав на то, что «Станкевич никогда и ни на кого не налагал авторитета, а всегда и для всех был авторитетом, потому что все добровольно и невольно сознавали превосходство его натуры над своею…». Добавить комментарий к статье • Биографии философов • Российские философы
Ссылка на эту страницу: |
|
|||
©Кроссворд-Кафе 2002-2024 |
dilet@narod.ru |