Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Реклама
Web-мастерам

Случайная статья

Интересно
  • Информация о Китае
  • Древние пирамиды: легенды и мифы
  • Джордж Истман. Человек и фотоаппарат

  • Изобретатели
  • Знаменитые люди по имени Джордж


  • Благодаря американскому предпринимателю Джорджу Истману и созданной им компании Eastman Kodak Company фотографировать стало так просто!

    Джордж Истман родился 12 июля 1854 года в американском городке Уотервилл, штат Нью-Йорк. Семья его была небогатой, но, видимо, у отца будущего изобретателя и бизнесмена Джорджа Вашингтона Истмана какие-то деньги водились. Через несколько лет после рождения мальчика он закрыл все свои дела в тихом и спокойном Уотервилле и перевез супругу Мэри Килбурн, двух дочерей и сына в более крупный город Рочестер того же штата. Здесь Истман-старший задумал открыть торговый колледж, в строительство которого и вложил все свои сбережения.

    Однако затея с колледжем потерпела фиаско, через два года после переезда Джордж Вашингтон заболел и умер, а колледж так и не был открыт. Лишившаяся кормильца семья столкнулась с финансовыми трудностями, настолько серьезными, что Джордж, отучившись в местной школе несколько лет, в 14 лет был вынужден ее бросить и поступить на работу. Он трудился в страховых компаниях, изучал бухгалтерское дело, потом стал банковским служащим. Человек, ставший впоследствии миллионером и одним из известнейших американских предпринимателей, так и не получил системного образования и так и не покинул Рочестер. Через несколько десятков лет с легкой руки Истмана этот город, ставший ему родным и любимым, превратился в центр оптико-механической промышленности Америки и культурный центр.


    Остановить мгновенье


    В 22 года скромный банковский служащий увлекся фотографией. К тому времени новое искусство приобретало все большую популярность, однако для массового распространения фотографии существовало множество «но». Главным из них было то, что простому любителю было довольно трудно ею заниматься. Полный комплект, состоящий из фотокамеры и всех необходимых для получения фотоснимков средств (мокрых коллодионных пластинок, которые нужно было готовить и проявлять на месте, фотоэмульсии, химических растворов, палатки, в которой проводились все операции по приготовлению эмульсии и проявлению, штатива и прочих принадлежностей) получался довольно увесистым, и чтобы доставить все это хозяйство до места съемки, фотографу требовалось немало физической силы. Да и эксплуатировать все эти приспособления было непросто, а ремеслу фотографа еще надо было учиться. В довершение всего — фотоаппарат и необходимые к нему аксессуары были недешевым удовольствием, позволить себе которое мог далеко не каждый.

    В 1877 году со всем ворохом таких проблем столкнулся и Истман, приобретший как-то по случаю фотоаппарат и решивший использовать его в одной из своих поездок. Первый опыт в фотоделе у молодого человека, видимо, не удался, но руки он не опустил — напротив, не на шутку увлекся фотографией и подобно многим своим современникам принялся разгадывать сложную задачу: как облегчить занятие фотографией и сделать это искусство доступным любому желающему.

    Еще несколько лет Истман продолжал работать в банке, но все свободное время отдавал фотографии: читал публикации в научных журналах о новейших изобретениях в этой области, сам экспериментировал. Все «коллеги» Истмана понимали: для того чтобы справиться с проблемой, нужно ответить на два вопроса — как разделить процесс обработки материала и непосредственно съемки и можно ли избавиться от тяжелых и неудобных стеклянных пластин.

    Тем временем британские фотолюбители предложили использовать броможелатиновую эмульсию — сверхчувствительную эмульсию для покрытия фотопластины. Это делало пластины сухими и разделяло процесс их подготовки и проявки. Технология была перспективной и казалась востребованной, однако ее внедрение в массовое использование затянулось.

    Однажды публикация о новой эмульсии попалась на глаза Джорджу Истману. Оценив новый метод, он принялся его совершенствовать. В 1879 году Истман предложил свой рецепт изготовления эмульсии и создал аппарат для массового производства сухих броможелатиновых фотографических пластин. Оба изобретения были запатентованы в Великобритании. В 1880 году в Рочестере начался коммерческий выпуск сухих пластинок Истмана. Через несколько месяцев, в 1881 году, бизнес Истмана был оформлен юридически, а сам он навсегда покинул банк — на свет появилась компания Eastman Dry Plate Company, в штат которой поначалу входило всего шесть человек. Открыть свое дело начинающему предпринимателю помог давний друг семьи, бизнесмен Генри Стронг, ставший его компаньоном на долгие годы.


    Правило двух «К»


    Исполнительный директор молодой фирмы — а именно такую должность занял Джордж — полностью сосредоточился на своей работе. Он продолжал экспериментировать с фотографией и вскоре решил, что его компании вовсе не стоит ограничиваться выпуском фотопластин (хотя продавались они очень хорошо). Время шло вперед, и в той же Великобритании вот уже несколько лет как была найдена простая и удобная альтернатива все еще популярным пластинам — кассеты к фотоаппаратам, заряженные рулонной светочувствительной бумагой.

    Еще в середине 70-х годов некто Леон Варнерке (а вообще-то урожденный российский подданный, поляк Владислав Малаховский) предложил миру новую систему фотографирования — катушечный фотоаппарат и роликовую кассету с желатинированной бумажной лентой. Эта технология не только оставляла в прошлом фотопластины, но и подразумевала полное разделение съемки и обработки — фотографировать мог фотолюбитель, а проявлять — специальные лаборатории. Идея была перспективная, но, увы, затратная. Фотоаппарат Варнерке и кассета к нему стоили очень дорого — слишком сложно было их производство. Тем не менее фирма Варнерке фотоаппараты выпускала, хотя большим спросом из-за дороговизны они не пользовались.

    Джордж Истман обладал редким и очень полезным для предпринимателя качеством: у него было исключительное чутье на перспективные идеи. И в один прекрасный день он почувствовал, как может изменить мир фотографии система, предложенная его английским коллегой. В 1884 году его компания стала акционерным обществом и предусмотрительно чуть изменила название: туда добавилось слово Film — пленка. Это означало, что отныне Eastman Dry Plate and Film Company будет выпускать не только фотопластины.

    Так и случилось. В 1885 году на рынок была выпущена EASTMAN American Film — кассета к фотоаппаратам с рулонной светочувствительной бумагой, усовершенствованная идея Варнерке. Пленка эта подходила к большинству типов фотоаппаратов, технология ее производства была проще, чем у британского конкурента, и стоила она дешевле. Однако, к большому удивлению Истмана, успехом у фотолюбителей она не пользовалась. Пока...

    Успех, причем громадный, пришел в 1888 году, когда на свет появился первый фотоаппарат Истмана — первый портативный фотоаппарат Kodak.

    Что значил этот товарный знак, зарегистрированный в 1888 году, и откуда такое странное название? Версий предостаточно. Сам же Истман объяснял это просто: он сам придумал такое название. Буква К — его любимая буква алфавита, хотелось, чтобы слово на нее начиналось и ею же заканчивалось, и еще — чтобы оно было запоминающимся и ни с чем больше не ассоциировалось. Кстати, в названии фирмы это слово появилось лишь в 1892 году , во время регистрации в Нью-Йорке. Тогда она, уже будучи концерном Eastman Company (в него компания реорганизовалась в 1889 году), стала называться Eastman Kodak Company.

    Первый фотоаппарат Kodak был совсем невелик, он заряжался кассетой с пленкой на 100 кадров, был прост в использовании, а стоил комплект $25 — не очень дешево, конечно, но значительно дешевле, чем продукция других фирм. К тому же фирма-производитель взяла на себя обязанности по проявлению негативов и печати, и стоили эти услуги совсем недорого.

    Дебют фотоаппарата на рынке сопровождался активной рекламной кампанией. Суть ее проста и понятна: благодаря Kodak искусство фотографии становится доступным каждому. Кстати, реклама и маркетинг — еще одна область, где Истман смог реализовать свой талант. Ему очень нравилось работать над продвижением продуктов компании. Так, к новинке 1888 года самим Джорджем был придуман емкий слоган, позже вошедший во все учебники по рекламе: «Вы нажимаете кнопку — мы делаем остальное» (You press the button — we do the rest).

    Успех первого фотоаппарата не заставил Истмана почивать на лаврах. К тому времени его компания существенно разрослась, открылся офис в Лондоне (через несколько лет в Великобритании появилось и производство), а в штате работало много ученых-иследователей — считается, что Джордж Истман был одним из первых американских коммерсантов, начавшим привлекать на постоянную работу научные кадры. Кстати, научно-исследовательское направление является приоритетным для компании и сегодня.

    В 1889 году компания выпустила на рынок первую прозрачную катушечную пленку, еще через два года — первый фотоаппарат, который можно было заряжать на свету, потом — первый карманный фотоаппарат, чуть позже — складной карманный фотоаппарат Folding Pocket Kodak Camera, первый широкопленочный фотоаппарат в мире.

    Стоит отметить, что цена на фотоаппараты Истмана постоянно снижалась. Так, в 1895 году одному из ее новых аппаратов была назначена цена всего $5, а в 1900 году вообще произошло беспрецедентное событие: выпущена первая модель знаменитейшей серии Kodak BROWNIE, названная по фамилии своего первого конструктора, стоила она скандально невысоко — всего $1, а катушка к нему — 15 центов!

    Начало ХХ века стало для Eastman Kodak Company счастливым. Компания выпускала огромное количество моделей фотокамер для разных типов пленки и не собиралась на этом останавливаться. Расширялись рынки влияния, открывались новые производства, создавалась сеть обслуживания потребителей. Отделения, представительства, дочерние компании, заводы Eastman Kodak Company работали во многих странах мира: Великобритании, Германии, Франции, Канаде, Мексике, Австралии, Аргентине, Бразилии, Испании.

    Кстати, деятельность Eastman Kodak Company была сосредоточена не только на мире фотоаппаратуры, но и на смежных отраслях. Так, получили распространение рентгеновские аппараты — и компания начала производить для них фотобумагу. Началась эра кинематографа — и Eastman Kodak Company стала производить для него специальную пленку, а в 1929 году выпустила пленку для производства звуковых кинофильмов (кстати, пленка Kodak использовалась большинством киностудий). Вообще с кинематографом у Eastman Kodak Company, предложившей для него множество ноу-хау, случился долгий и счастливый «роман». За свою историю компания восемь раз удостаивалась премии Американской киноакадемии «Оскар».


    Не в деньгах счастье


    В историю Джордж Истман вошел не только как изобретатель и предприниматель, но и как филантроп. Судя по всему, Истман был очень добрым и скромным человеком, не скупился на пожертвования и никогда не стремился афишировать свою меценатскую деятельность. Исследователи подсчитали, что в течение всей свой жизни на благотворительность он отдал свыше $100 млн.

    Он жертвовал на высшее образование, особенно поддерживая прославленный Массачусетский технологический институт (MIT) — главную кузницу инженерных кадров США и Рочестерский технологический институт (в дни Истмана он носил название Института механики в Рочестере). Известно, что MIT Истман жертвовал анонимно, выступая под псевдонимом Мистер Смит. В частности, благодаря этому таинственному и щедрому незнакомцу главная кузница технических кадров США смогла существенно расширить свои площади и переехать в новые просторные здания, в которых университет помещается до сих пор. Сейчас в университете висит мемориальная доска, увековечивающая память Истмана, и она никогда не бывает пыльной или грязной, и не только потому, что здесь продолжают чтить память своего щедрого благотворителя, но и потому, что, как гласит студенческое предание, тому, кто ее вытирает, сопутствует удача.

    Что же касается Рочестерского технологического института, то ему предприниматель систематически жертвовал крупные суммы в течение всей своей жизни, а после смерти оставил колоссальное наследство. В 1921 году при институте на средства Истмана, страстного любителя классической музыки, была учреждена школа музыки, получившая имя своего инициатора, очень известная и в наши дни. Чтобы привить жителям любимого Рочестера вкус к хорошей музыке, Истман открыл при университете музыкальный театр и взял на финансовое обеспечение филармонический оркестр. Его усилиями при вузе были открыты больница, медицинский и стоматологический центры.

    Помогал Джордж Истман и другим вузам. Например, институту Таскиджи — первому институту для афроамериканцев (ныне Tuskegee University) и другому известному афроамериканскому вузу — Институту Хэмптона (сейчас Hampton University).

    Еще одна область социальных инициатив Истмана — медицина, и особенно стоматология. Он пожертвовал миллионы на финансирование стоматологической клиники в Рочестере, поддерживал производство лекарственных стоматологических препаратов для детей, также усилиями Истмана были открыты стоматологические учреждения в нескольких европейских городах.

    Не менее щедр был Истман и в отношении своих служащих. Они получали не только высокие зарплаты, а особо отличившиеся и высокие премии (кстати, из собственного фонда Истмана, а не компании), но и ежегодные диведенты от прибыли компании. Истман также считается первым американским бизнесменом, установившим в своей компании систему социального страхования работников, введя пособия по уходу на пенсию, пособия в случае потери трудоспособности и страхование жизни.


    Когда все сделано…


    В 1925 году Джордж Истман покинул кресло президента компании, став председателем совета директоров Kodak. С этого времени он фактически отошел от оперативной работы в фирме, сосредоточившись на своих многочисленных хобби. Как и раньше, много занимался благотворительностью, часто ездил в Европу, где продолжал присматривать картины для своей коллекции (она у предпринимателя была очень богатой), собирал книги, путешествовал по США и Африке. Истман был заядлым охотником, дома любил столярничать, работать в саду, и, ко всему прочему, отлично готовил. А жил предприниматель одиноко, он так и не обзавелся семьей, не имел ни жены, ни наследников, но был окружен многочисленными друзьями.

    Еще одна любопытная деталь из частной жизни Истмана: как ни странно, в архиве человека, сделавшего искусство фотографии массовым явлением, было очень мало личных фотокарточек. Почему так произошло — сказать трудно. Может быть, как считают некоторые исследователи, Джордж Истман просто не любил фотографироваться. Может быть, его постигла участь большинства фотографов — ведь, согласитесь, человек снимающий, редко сам попадает в объектив фотокамеры.

    Тем временем Eastman Kodak продолжала расти и развиваться. К началу 30-х компания фактически стала монополистом на рынке США и завоевала прочные позиции в Европе. В компании, когда-то начинавшейся с небольшого офиса, где работало несколько человек, трудилось свыше 20 тыс. сотрудников. Eastman Kodak Company удалось без особых потерь пережить Великую депрессию. И пока в 1930 году другие американские предприятии считали убытки, компания Истмана методично достраивала 16-этажное здание своей штаб-квартиры в Рочестере. Этот гигант, построенный для Eastman Kodak Company в 1917 году, через полтора десятилетия оказался тесен для все разраставшейся корпорации. В то время как конкуренты Истмана испытывали на себе все тяготы нестабильной ситуации в экономике и пытались свести концы с концами, Eastman Kodak Company открывала дочерние фирмы в США и Европе и покупала другие компании.

    Однако для ее создателя наступили не лучшие времена — у него начались проблемы со здоровьем. Два последних года жизни Истмана болезнь прогрессировала, и в 1932 году предприниматель принял свое последние в жизни решение: 14 марта, приведя в порядок все свои дела, он пустил себе пулю в сердце, оставив записку «Моя работа сделана. К чему ждать?» (My work is done. Why wait?).

    Через 17 лет после смерти Джорджа Истмана, в 1949 году, в его доме в Рочестере, открылся Джордж Истман Хаус (George Eastman House) — сегодня один из старейших, крупнейших и авторитетнейших музеев фотографии в мире и популярный туристический центр. Память об Истмане жива и сегодня — и в благодарном городе, ставшем Истману родным, и в тех университетах, которым он помогал, и в его стране. Штаб-квартира детища предпринимателя Eastman Kodak Company по сей день находится в Рочестере. С тех пор и в мире фотографии, и в жизни компании произошло многое. Фотография превратилась в часть нашей повседневной жизни, а фотографировать стало еще проще, чем во времена Истмана, ведь на смену пленке пришла «цифра».

    Eastman Kodak Company на коне и поныне. Компания выпускает фотопродукцию, производит электронное оборудование, работает в индустрии развлечений, медицине, полиграфии и ряде других отраслей, а также участвует в исследовании космического пространства.


    Анастасия САЛОМЕЕВА
    Босс №11 (2009)


    Добавить комментарий к статье



  • Изобретатели
  • Знаменитые люди по имени Джордж



  • Ссылка на эту страницу:

     ©Кроссворд-Кафе
    2002-2016
    Рейтинг@Mail.ru     dilet@narod.ru