Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Реклама
Web-мастерам

Случайная статья

Интересно
  • Мальта. Гозо. Остров великанов
  • Древние пирамиды: легенды и мифы
  • Биография Сергея Иосифовича Юткевича



    СЕРГЕЙ ИОСИФОВИЧ ЮТКЕВИЧ (1904-1985), русский кинорежиссер, художник, теоретик кино. Народный артист СССР (1962), Герой Социалистического Труда (1974). Родился 15 (28) декабря 1904 года в Петербурге. В 1917-1923 годах работал как художник, режиссер и актер в театрах Киева, Севастополя и Москвы. В 1921-1923 годах учился в Высших художественно-технических мастерских (ВХУТЕМАС) и в Государственных Высших режиссерских мастерских под руководством Вс.Э. Мейерхольда. Работал художником театральной мастерской Н.М.Фореггера ("Мастфор"), где оформил ряд спектаклей с С. Эйзенштейном.

    В 1922 году Юткевич вместе с Г. Козинцевым, Л. Траубергом и Г. Крыжицким выпустил манифест "Эксцентризм", ставший теоретической платформой "Фабрики эксцентрического актера" (ФЭКС). В кино пришел как художник, создав декорации к фильмам "Предатель" и "Третья Мещанская" А. Роома. Режиссерским дебютом Юткевича в кино стала короткометражка "Даешь радио!" (совместно с С. Грюнбергом) — эксцентрическая комедия из жизни беспризорников. Был принят художником на 1-ю Московскую Госкинофабрику, а вскоре стал режиссером и возглавил "Экспериментальный киноколлектив Юткевича". В Москве, в 1928 году, Юткевич поставил свою первую полнометражную картину — "Кружева". Вязь причудливо смонтированных кадров делала весь зрительный ряд картины похожим на "кружево". То же сочетание эстетского формализма и плакатной агитации было свойственно и фильму "Черный парус".

    С 1928 года Сергей Иосифович Юткевич начинает работать на "Ленфильме" (руководит Первой киномастерской). В фильме "Златые горы" основой сюжета которого стала история крупного завода. Заводская тема находит продолжение во "Встречном" (1932, совместно с Ф. Эрмлером), где режиссерское образное мышление, богатая звуковая партитура (музыка Д. Шостаковича), прекрасная актерская игра (прежде всего В. Гардина и Б. Тенина) поднимают сюжет о борьбе за выполнение плана до уровня высокой реалистической драмы.

    В 1938 году Юткевич ставит свой первую картину из цикла фильмов о Ленине ("Человек с ружьем"). В своем следующем фильме о деятелях революции ("Яков Свердлов", Государственная премия, 1941) он порой переходит грань, за которой реалистический характер превращается в "иконописный" образ.

    В 1938-1944 годах Юткевич был режиссером и художественным руководителем киностудии "Союздетфильм", в 1939-1946 — главным режиссером Ансамбля песни и пляски НКВД. В годы войны принимал участие в создании "Боевых киносборников", в эвакуации (в Сталинабаде) поставил сатирическую антифашистскую комедию "Новые похождения Швейка". Документальный фильм "Освобожденная Франция" (1944) с монтажным переосмыслением нацистской кинохроники в чем-то предвосхитил стиль авторской кинопублицистики 1960-х годов (Ромм).

    Вскоре после войны Сергей Юткевич приходит работать в основанный академиком Грабарем Институт истории искусств и одновременно продолжает свою режиссерскую карьеру. Его биографические фильмы начала 1950-х годов ("Пржевальский", "Великий воин Албании Скандерберг") носят явный отпечаток "сталинского ампира" в кино, однако масштабы и пышность исторической саги об албанском полководце высоко оцениваются даже на Западе (премия и почетный диплом Международного кинофестиваля в Канне, 1954). Вместе с тем, международным успехом в полном смысле этого слова для Юткевича становится экранизация трагедии Шекспира "Отелло" (премия МКФ в Канне, 1956). Режиссер отходит от привычных для советского кино канонов "фильма-спектакля" во всех главных элементах постановки — в работе с актерским ансамблем (где выделялся С. Бондарчук), творческом взаимодействии с оператором Е.Андриканисом или собственно в режиссерских монтажных метафорах.

    В большинстве своих последующих фильмов: в "лениниане" ("Рассказы о Ленине"; "Ленин в Польше", Государственная премия, 1967; "Ленин в Париже", Государственная премия, 1983) или поисковых, анимационно-игровых фильмах по мотивам Маяковского ("Баня", "Маяковский смеется") Юткевич пытался решить почти неразрешимую задачу: сохраняя верность идеологической догме, за счет формальных новаций сделать последнюю более "человечной" и исторически-аргументированной. Исключением стала лирическая драма о жизни и любви А.П. Чехова ("Сюжет для небольшого рассказа"), поставленная совместно с французскими кинематографистами.

    Начиная с конца 1920-х годов Юткевич занимался преподавательской деятельностью, в 1938-1941 годах заведовал кафедрой актерского мастерства ВГИКа (с 1939 года — профессор), в дальнейшем неоднократно набирал режиссерские мастерские, вел занятия на Высших режиссерских курсах. Работая в Институте истории искусств (1947-1949, 1956-1973) и ВНИИ киноискусства (1974-1985), углубленно изучал проблемы теории кино, написал ряд монографий на материале советского и зарубежного киноискусства ("Контрапункт режиссера", 1960; "Шекспир в кино", 1973; "Модели политического кино", 1978). В 1982 году, на МКФ в Венеции, ему была присуждена премия "Золотой Лев" за вклад в мировое киноискусство.

    Сергей Иосифович Юткевич умер в Москве 23 апреля 1985 года.


    Энциклопедия Кругосвет


    Добавить комментарий к статье


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я



    Ссылка на эту страницу:

     ©Кроссворд-Кафе
    2002-2016
    Рейтинг@Mail.ru     dilet@narod.ru