Кроссворд-кафе Кроссворд-кафе
Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Игры онлайн
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Наши проекты
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Угадай кто это!
Реклама
Web-мастерам
Генератор паролей
Шаржи

Случайная статья

Биография Акиры Куросавы (Akira Kurosawa)


Биографии режиссеров
Японские режиссеры
Кто родился в Год Собаки

АКИРА КУРОСАВА (Akira Kurosawa) (1910-1998), японский кинорежиссер, один из ведущих представителей гуманистического направления искусства 20 века. Новаторство Куросавы, применившего синтез русского эпического полотна, западного гангстерского фильма и вестерна, вдохновило многих его последователей на подражание.

Родился 23 марта 1910 года в Токио. В 1927 году, решив стать художником, поступил в школу западной живописи Досюся. В 1936 году стал ассистентом режиссера на токийской киностудии. В 1943 году поставил первый полнометражный художественный фильм "Сугата Санзиро или Легенда о великом мастере дзюдо", имевший успех у японских зрителей. Среди его первых работ выделяется "Пьяный ангел", фильм о гангстере, умирающем от рака. Это первая совместная работа с молодым актером Тосиро Мифуне. Мировую известность Куросаве принес фильм "Расёмон" (в ролях Тосиро Мифуне и Такеси Симура), поставленный по произведениям Р.Акутагавы "Ворота Расёмон" и "В чаще". Новаторский в плане сюжетного повествования фильм (история изнасилования и убийства рассказана с четырех разных точек зрения) получил Гран-При на кинофестивале в Венеции "Золотой Лев" и премию Американской Академии Киноискусства "Оскар" за лучший иностранный фильм года. Фильм "Расёмон" открыл западному зрителю послевоенное японское кино.

В 1951 году Акира Куросава экранизировал роман Ф.М.Достоевского "Идиот", перенеся действие в послевоенную Японию, но сохранив дух и глубину первоисточника. В следующем году поставил "Жить / Икиру" (приз "Серебряный Медведь" на МКФ в Берлине) — историю о чиновнике, который узнав, что умирает, пытается осмыслить, переоценить свою жизнь и успеть сделать что-то перед смертью.

Этапной для мирового кино стала картина в жанре "дзидайгеку" (фильмы о воинах феодальной Японии — самураях) "Семь самураев", в которой отчетливо ощущаются мотивы американского вестерна. Режиссеры этого жанра и, в частности, Джон Форд оказали большое влияние на творчество Куросавы. Рассказ о группе самураев, обороняющих деревню от шайки разбойников, представлен как эпическое полотно, с мастерски поставленными сценами боев и ярко выписанными полноценными характерами персонажей. Впечатление, которое производит ключевое сражение в Семи самураях, является результатом не столько самих событий, сколько набора технических приемов. Но главное в "Семи самураях" — гуманистический посыл фильма, в рамках жанрового кино воспевающего такие понятия, как героизм и верность долгу. Кинокартина оказала неоценимое влияние на развитие кинематографа, не раз входя в списки десяти лучших фильмов, составляемые по опросам деятелей кино и кинокритиков. В 1960 году в Голливуде на основе "Семи самураев" был поставлен вестерн "Великолепная семерка".

В 1957 году Акира Куросава экранизировал произведения сразу двух классиков мировой литературы — Уильяма Шекспира и Максима Горького. Перенеся действие пьесы Шекспира "Макбет" в средневековую Японию, Куросава создал "Трон в крови" (или "Замок паутины", в роли Макбета — Тосиро Мифуне), визуально завораживающую историю о разрушающей силе власти. Действие пьесы Горького "На дне" режиссер перенес в современную Японию, наделяя фильм точными психологическими образами и нюансами. В следующем году Куросава снял в жанре "самурайского фильма" (в более легком, комедийном варианте) кинокартину "Затаенная крепость", сюжетные ходы которой легли в основу известного фильма Джорджа Лукаса "Звездные войны" (1977).

Отголоски шекспировского Гамлета отчетливо ощущаются в психологической драме "Плохие спят спокойно", истории о сыне бизнесмена, который мстит косвенным убийцам своего отца, доведенного ими до самоубийства. Одной из вершин жанра самурайского фильма стала комедия Куросавы "Телохранитель" (в главной роли Тосиро Мифуне — приз МКФ в Венеции за роль) о воине, которого нанимают одновременно две враждующие банды. Этот фильм — сатира на условности японского исторического фильма. Двумя годами позже сюжет "Телохранителя" лег в основу картины Серджио Леоне, первопроходца жанра "спагетти-вестерн" (фильмы о Диком Западе, которые снимались итальянскими режиссерами в Италии), "За пригоршню долларов" с Клинтом Иствудом в главной роли.

Одна из лучших работ режиссера — "Рай и Ад", экранизация детективного романа "Королевский выкуп" Эда Макбейна (под псевдонимом Эван Хантер), в котором Акира Куросава поставил проблему классовой ненависти в капиталистической Японии. Фильм о преуспевающем бизнесмене, сына которого похищает студент, разделяющий взгляды Раскольникова.

Необходимость гуманистического отношения к миру и к людям — основная мысль кинокартины "Красная Борода", в котором свою, возможно, лучшую роль сыграл Тосиро Мифуне (приз МКФ в Венеции). Из-за творческих разногласий (и, в первую очередь, из-за финансовых интересов Мифуне, основавшего собственную компанию, сделавшую упор на развлекательной продукции) союз режиссера и актера распался.

Режиссер получил предложение работать в Голливуде и переехал в США. Первый проект, философскую драму "Поезд-беглец", реализовать не удалось (в 1986 году фильм будет поставлен в США Андреем Кончаловским). В 1967 году Акира Куросава заключил контракт с голливудской киностудией "20 век Фокс" на постановку японской части кинокартины "Тора! Тора!" об атаке на Перл-Харбор в декабре 1941 года. Однако невозможность работать в условиях Голливуда заставила его отказаться от съемок и, выплатив неустойку, он вернулся в Японию. В 1969 году Куросава вместе с режиссерами Кейсуке Киношита, Масаки Кобаяши и Коном Ичикавой (считающими себя его учениками) основал компанию "Четыре всадника" и поставил свой первый цветной фильм "Додескаден" ("Под стук трамвайных колес"). Фильм провалился в прокате, а студия разорилась. В декабре 1971 года Акира Куросава совершил попытку самоубийства. Его удалось спасти.

В 1973 году он получил предложение от киностудии "Мосфильм" экранизировать роман Владимира Арсеньева "Дерсу Узала". Роль Арсеньева исполнил Юрий Соломин. Выйдя на мировые экраны в 1974 году, "Дерсу Узала" получил прекрасные отзывы прессы и удостоился премии "Оскар" за лучший иностранный фильм года. Но фильм не имел успеха у зрителей, и Куросава в течение нескольких лет не мог найти средств на новый проект "Кагемуша / Тень воина". Деньги на постановку дали Френсис Форд Коппола и Джордж Лукас, которые очень высоко ценили творчество Куросавы, и его влияние на них огромно. В этой эпической кинокартине о воре, ставшем двойником правителя в средневековой Японии (Золотая Пальмовая Ветвь МКФ в Канне, номинация на "Оскар" за лучший иностранный фильм года) наиболее полно проявилось умение режиссера сочетать тончайшие психологические нюансы и тщательно выписанные характеры персонажей с грандиозностью и масштабностью постановки.

Фильм "Ран / Смута" по сути является экранизацией шекспировского "Короля Лира". Действие фильма перенес в феодальное прошлое Страны Восходящего Солнца и поставил как грандиозное эпическое полотно, необходимое для создания этого масштабного трагического произведения. Этот фильм вызвал настоящий фурор у западной кинообщественности и был представлен к соисканию "Оскаров" в номинациях "режиссура", оператор, художник-постановщик, но был удостоен только одной статуэтки — за костюмы.

Стивен Спилберг спродюсировал фильм "Сны", состоящий из восьми новелл. В одной из них роль Ван Гога исполнил Мартин Скорсезе. В марте 1990 года Куросава удостоился почетного "Оскара" с формулировкой "за достижения, которые вдохновили и оказали огромное влияние на кинематографистов всего мира". В 1991 году он снял "Августовскую рапсодию", медитативный, тонкий и удивительно красивый фильм о прямых и косвенных последствиях, которые оказала на жизнь одной японской семьи бомбардировка Хиросимы. В 1993 году Куросава поставил кинокартину "Нет, еще нет / Мададайо", об отношениях престарелого преподавателя университета и его учеников. Название фильму дала фраза одного из персонажей: "Готов ли ты перейти в мир иной? Нет, еще нет". Мададайо стал последним фильмом величайшего художника и гуманиста, вклад которого в мировое искусство, как это банально не звучит, переоценить невозможно.

Акира Куросава умер в Токио 6 сентября 1998 года.


Михаил Водопьянов
Энциклопедия Кругосвет


Комментарии к статье:

Семья
2016-03-18 20:50:26

Супруга: Ёко Ягути — японская актриса.

К биографии
2018-02-22 14:58:52

Смерть

Куросава умер 6 сентября 1998 года от инсульта в токийском районе Сэтагая, в возрасте 88 лет.

Добавить комментарий к статье




Биографии режиссеров
Японские режиссеры
Кто родился в Год Собаки
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я



Ссылка на эту страницу:

 ©Кроссворд-Кафе
2002-2024
dilet@narod.ru