Кроссворд-кафе Кроссворд-кафе
Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Наши проекты
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Реклама
Web-мастерам
Генератор паролей

Случайная статья

Интересно

Лангедокская колыбель альбигойской ереси
Обзор курортов Египта

Владимир Мотыль ушел, но "Белое солнце" не погасло


Биография Мотыля
Человек, который всегда шагал поперек строя
"Не везет мне в смерти..."
Российские режиссеры
Биографии режиссеров
Кто родился в Год Кролика
Знаменитые Владимиры

«Не везет мне в смерти, повезет в любви…» Это слова из его фильма — знаменитой картины «Белое солнце пустыни». Говорят, она была (и есть) любимой картиной космонавтов. Вернее сказать, этот фильм любили все.

Веселый фильм с грустинкой. Не верилось, что его снял такой строгий, немногословный человек — именно таким предстал много лет назад Владимир Яковлевич Мотыль на одном из ялтинских фестивалей. Был он там с дочерью Ириной — художницей по костюмам в кино. Бурно ни с кем не общался, не тусовался, так сказать. Производил впечатление суховатого человека с непростым характером.

Умер Владимир Мотыль в минувшее воскресенье, в больнице, куда его привезли с инсультом. Был один дома, ему стало плохо, он успел вызвать «скорую», но дверь открыть уже не смог — потерял сознание. Дверь пришлось взламывать. Любимый герой «Белого солнца» — таможенник Верещагин в исполнении Павла Луспекаева — наверное, легко бы вышиб ее плечом.

«Белое солнце пустыни» поначалу совершенно не казалось безусловно успешным проектом. Было стремление развивать жанр «истерна», и только. Замысел сценария под названием «Пустыня» был довольно-таки странным, кино должен был снимать Андрон Кончаловский. Он даже начал писать сценарий вместе с В. Ежовым и Р. Ибрагимбековым (кстати, процесс этот протекал в Крыму, в Коктебеле, представляете, как там писалось, а какие были загулы!), но потом так получилось, что Кончаловский переключился на Тургенева и снял в результате «Дворянское гнездо», а за «пустынное» кино взялся Мотыль.

Не все складывалось хорошо, пришлось менять главного героя — Г. Юматова на А. Кузнецова, был серьезно болен П. Луспекаев, которому предстояло играть физически сложную роль Верещагина… Но в результате получилось замечательное кино.

Ирония судьбы — только тридцать лет спустя после премьеры «Белого солнца» фильм признали окончательно, дали ему государственную премию, воздали В. Мотылю, так сказать, по заслугам с тридцатилетним опозданием.

Мотыль и до «Белого солнца» был известен замечательной светлой комедией «Женя, Женечка и «катюша» с Олегом Далем в главной роли. Комедия о войне — где это видано? Почему-то все главные фильмы режиссера выходили на широкий экран с трудом.

И «Жене, Женечке…» ставили палки в колеса, и «Белое солнце» на экраны не выпускали, пока фильм не посмотрел генсек Л.И. Брежнев. Вклад дорогого Леонида Ильича в развитие современного кинематографа до сих пор недооценен: сколько хороших фильмов увидели свет благодаря тому, что Л.И. посмотрел их на досуге. И от «Звезды пленительного счастья» тоже, кстати, никто из руководства не был в восторге: какие такие декабристы, Трубецкие с Волконскими, белая кость, зачем ворошить скользкую тему, призывать к новой революции что ли?..

А «Лес» по пьесе Островского и вовсе канул в лету — показался слишком современным.

Но вместе с тем все эти картины запомнились особо и заняли свое место в истории отечественного кинематографа, заняли по праву. В них был некий фирменный знак, особая интонация — и в режиссерском взгляде, и в неповторимой музыке Исаака Шварца, и в актерских работах-откровениях. В «Жене, Женечке…» — Олег Даль, в «Белом солнце пустыни» совершенно особенный Верещагин (мощный киновзлет Павла Луспекаева). А «Звезда пленительного счастья» открыла всем звезду милого, интеллигентного, романтичного Игоря Костолевского. Ах, как он выглядел, как гарцевал на коне, как любил свою Полину Геббль в исполнении польки Эвы Шикульской (Мотыль, кстати, родился в семье польского эмигранта).

Есть у Владимира Мотыля еще один фильм, правда, не очень известный, «Несут меня кони», поставленный по мотивам чеховской повести «Дуэль». Действие в этой картине происходит в Крыму, именно в нашей атмосфере, именно у нашего моря разворачивается очередной любовный роман, главный герой которого — Лешков в исполнении молодого еще Андрея Соколова. Этот фильм не только снимался в Крыму, но и был отмечен призом на Ялтинском кинофестивале.

А вот премьеру последнего своего фильма — «Багровый цвет снегопада» — Владимир Яковлевич увидеть не успел. Он работал над этой картиной шесть лет — как долго!

Но — не судьба.


АРТУР МАКАРОВ
Первая крымская N 314, 26 ФЕВРАЛЯ/4 МАРТА 2010


Добавить комментарий к статье




Биография Мотыля
Человек, который всегда шагал поперек строя
"Не везет мне в смерти..."
Российские режиссеры
Биографии режиссеров
Кто родился в Год Кролика
Знаменитые Владимиры


Ссылка на эту страницу:

 ©Кроссворд-Кафе
2002-2018
Рейтинг@Mail.ru     dilet@narod.ru