Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Наши проекты
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Реклама
Web-мастерам
Генератор паролей

Случайная статья

Интересно
  • Географическое кафе
  • 10 лучших блюд тайской кухни
  • Он слишком Галич, чтобы умереть...

  • Биография Галича
  • Увидеть Париж и умереть
  • Пленник свободы
  • Афоризмы Галича
  • Советский Дон Кихот
  • "Я вернусь почти наверняка..."
  • Интересные факты о Александре Галиче
  • Русские поэты
  • Биографии поэтов
  • Барды
  • Весы (по знаку зодиака)
  • Знаменитые Александры
  • Кто родился в Год Лошади
  • Биографии бардов
  • Интересные факты о людях
  • Интересные факты о поэтах


  • Драмопоэтическое дитя устности и улицы


    Поэт-артист Александр Галич – вечный странник, бродяга, забредший в наш век со своей неискоренимой гитарой – не из наших лет, роковых-тоталитарных, а – из тьмы веков.

    Он занял ту вечную, скоморошьи-площадную, поэзобродячью, устно-уличную, рифмолицедейскую нишу, что кем-нибудь на подмостках-пространствах Истории всегда занималась... Среди его непосредственных предколлег, предтечь и предречь, занимавших эту нишу в разные времена, – были Омар Хайям, Франсуа Вийон, Артюр Рембо, Владимир Маяковский, Александр Вертинский... Родственные типажи и маски. Поэт-скоморох, балаганный трагик, изысканный уличный Бард.

    В поэтике Александра Галича всегда артистично сталкивались в дуэте-дуэли две стихии, два состояния – журнализм, хроникальность, дневниковость, попытка поймать на перо, на голос, на ритм мистически непостижимое движение самой жизни – и жажда обострить, спровоцировать, взвести в беспределы художественности нашу обыденность и повседневность.

    Совсем не случайно – а очень органично – входят во все галичские сочинения его многочисленные радиоэссе, сделанные для Радиостанции «Свобода» явно не по службе, а по натуре, – острая, поэтически обостренная, лирически взнервленная хроника-исповедь нашего времени... Почти как листовки Ильи Эренбурга времен Мировой войны...

    Как лирический дневник, как журналистская летопись звучат и некоторые его песни – и манифестационная «Я выбираю свободу», и портретная «Горестная ода счастливому человеку», и пронзительная «Прощание», и горькая «В этом мире великого множества»...

    Александр Галич – драмопоэтическое дитя устности и улицы. И потому, наверно, он так голосоцарствен. Голос – самый настоящий, физический голос Галича – вот самая оперсоненная, «штучная» деталь организма его пьесен (пьес-песен!). Его рифмы, его факты еще могут перепутаться с соседними по Времени или по Поэзии. Но голос, неповторимо окрашенный и непередаваемый, почти дриблинговый (ох, не случайно все здесь так мною непроизвольно оспортивнено: этот поэт-бард – бомбардирен и пружинист).

    Голос Галича выдает с головой – именно поэта. Вся жизнь, все строки его, гербариями рассыпанные по архивам, книгам, воспоминаниям, лишь увлекательная партитура, требующая единственного прочтения – голосом Галича...

    Его стихи обретают себя не в нашем зрении при чтении, а в его голосе при речитапении. Написанные строчки как бы возвращаются в лоно, их породившее, – в ладонь гортани... Ибо ни одной пьесни своей Александр Галич не создал, не пропустив сквозь себя.

    Он – живая иллюстрация к поразительным прозрениям Поля Валери:


    «...Лирика есть поэтический жанр, предполагающий голос в действии...


    ...Все наше тело представлено в голосе: и в нем же находит опору, свой принцип устойчивости наша мысль...


    ...Все качества, которые можно выразить с помощью человеческого голоса, должны изучаться и выказываться в поэзии...


    ...К тому же поэзия постоянно in actu (в действии). Поэма обретает жизнь лишь в момент своего прочтения, и ее реальность неотделима от этой обусловленности исполнением. Вот почему всякое преподавание поэзии, пренебрегающее искусством произношения и декламации, абсолютно лишено смысла...»


    О том же – и Федерико Гарсиа Лорка: «Неодетый стих – еще не стих» (неодетый в голос! – имел в виду поэт!).


    Взобравшись на Голос, как на самой природой специально для них воссочиненные подмостки, слова пьесен Галича оказываются не просто на сцене – на котурнах. Они оказываются насквозь проветрены, просвечены, прозвучены – и сами себя превосходят из-за своей новой – интонационной, тембриальной, ритмической выразительности.

    Александр Галич – поэт-театр, поэт-перформанс. Но если Высоцкий театрально-площаден, действо почти шекспировских страстей, то Галич – это сцена более уютная, одомашненная, это грустный клоун на манеже... И голос с доставкой на дом... (Хоть сатирическая злость, темпераментная гроздь бродящих, раблезианских рифм – пиршество, превосходящее нормальные дома качеством и количеством...)

    Вдоволь нахлебавшись коллективных театродейств, вкусив и высокого коллективизма (а галичский театральный опыт начинается аж с последней студии Станиславского), и чистой студийности (в предвоенной студии Алексея Арбузова), Галич не смог жить в контексте, создаваемом не им.

    Но он – и слишком лицедеен, чтобы стать атеатральным. И Галич решает задачу просто и эффективно: создает зрелище вокруг себя и – из себя, строя его по собственным законам, но – театра таки, пусть и самобытно галичского...

    Его театр – это сценогитарография, это расстеленный коврик любого подвернувшегося под каблуки пространства, это музыка, источаемая из Голоса. И сквозь струны – струящийся мир имиджей и масок его бесконечно разыгранных и – выигранных – ролей.

    Но Галич-Театр – это и спектакль внутри пьесен...

    Не только персонажность – но и сама пластика стиха, редчайшее мастерство интонирования, и напряженная мизансценность с танцами строк, с эпатажной звукописью, с головоломными кульбитами рифм – хотя бы так:

    
     ...Он таращит метровые буквы, 
     Он вопит и качает права... 
     Только буквы, расчертовы куклы, 
     Не хотят сочетаться в слова. 
     – Миру – мир! 
     – Мыру – мыр! 
     – МУре – мУра! 
     – Мира – миг, мира – миф, в мире – мер... 
     И вникает в бессмыслицу хмуро 
     Участковый милиционер... 
     ...Так неужто с берега Леты 
     Мы увидим, как в звездный простор 
     Поплывут кумачовые ленты: 
     – Мира – миф! 
     – Мира миг! 
     – Миру – мор! 
    
    

    Все это тоже – тот еще театр и острая зрелищная словесность.

    И выдает не станиславскую, а скорее – брехтовскую, зонговую природу его театра. И дело не только в пронзительной балладности его пьесен, и не только в площадной природе его поэтической роли и маски, но и в принципиальной неперевоплотимости барда в персонажей...


    Владимир Климов
    НГ-ExLibris 04.12.2008 Он слишком Галич, чтобы умереть...


    Добавить комментарий к статье



  • Биография Галича
  • Увидеть Париж и умереть
  • Пленник свободы
  • Афоризмы Галича
  • Советский Дон Кихот
  • "Я вернусь почти наверняка..."
  • Интересные факты о Александре Галиче
  • Русские поэты
  • Биографии поэтов
  • Барды
  • Весы (по знаку зодиака)
  • Знаменитые Александры
  • Кто родился в Год Лошади
  • Биографии бардов
  • Интересные факты о людях
  • Интересные факты о поэтах



  • Ссылка на эту страницу:

     ©Кроссворд-Кафе
    2002-2017
    Рейтинг@Mail.ru     dilet@narod.ru