Кроссворд-кафе Кроссворд-кафе
Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Игры онлайн
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Наши проекты
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Угадай кто это!
Реклама
Web-мастерам
Генератор паролей
Шаржи

Новости

Юлия Солнцева. Счастливый выбор Александра Довженко


Российские актеры
Знаменитые Юлии

Юлия Ипполитовна Солнцева Немногим больше 20 лет назад, в конце 1989 года, умерла Юлия Ипполитовна Солнцева, прожив долгую (родилась в 1901 году) и во многих отношениях загадочную жизнь. Последнее утверждение может показаться преувеличением, ибо биография ее мужа, великого кинорежиссера Александра Петровича Довженко, изучена, казалось бы, вдоль и поперек, и какие могут быть "загадки", если они были вместе с 1928 года и до самой смерти режиссера. Однако современные исследователи признаются, что в жизни Довженко остались еще "белые пятна", не говоря уже о жене. Тем более, таинственности этой поспособствовала сама Юлия Ипполитовна, закрыв свой архив для широкого доступа вплоть до 2009 года. Будем надеяться, что изучение этих материалов прольет свет на "темные места" биографии Довженко и его верной спутницы, а пока ограничимся теми сведениями, которые можно считать более или менее достоверными…


Они познакомились и связали свои судьбы в Одессе, точнее, на Одесской киностудии, в то время именовавшейся кинофабрикой ВУФКУ. Случилось это в 1928 году…

Солнцева тогда уже была знаменитостью, но вряд ли могла назвать свою жизнь счастливой. Юлия (в то время еще Пересветова) родилась 7 августа 1901 года в Москве в семье Ипполита Пересветова и Валентины Тимохиной. Мама работала в знаменитом московском магазине "Мюр и Мерилиз" (нынешний ЦУМ) старшим кассиром, а отец… В семье он был нечастым гостем, да и те визиты нередко оканчивались выяснением отношений. В 1905 году отец погиб в катастрофе на сахарном заводе. Вслед за ним скончалась и мама. Девочка осталась на попечении бабушки и дедушки. Вскоре дедушку перевели в Петербург, и они всей семьей уехали в северную столицу. Чтобы как-то прожить, Юля вместе с бабушкой шила на продажу женскую одежду. На вырученные деньги девочка училась в гимназии. Свободное время она отдавала книгам. Увлечение литературой и подтолкнуло ее после окончания школы поступить на философский факультет Московского университета. В университете Юлия проучилась недолго и вскоре "подалась в артистки", став студенткой Московской филармонии (впоследствии — Государственный институт музыкальной драмы).

В 1922 году, после окончания института, Юлия приняла приглашение в труппу Московского Камерного театра. Для актерской деятельности она выбрала себе псевдоним Солнцева. Вот только поработать на сцене ей так и не удалось. Причиной тому стал кинематограф…

Судьба волшебно переломилась, когда ее увидел знаменитый кинорежиссер Яков Протазанов и пригласил на главную роль в экранизации повести Алексея Толстого "Аэлита". Первоначально главную роль должна была исполнять Елена Гоголева. Просмотрев пробы, Протазанов был так очарован молодой актрисой, что изменил свое решение и доверил Юлии роль Аэлиты. Попадание оказалось идеальным. Красивая, грациозная, властная и загадочная героиня Юлии Солнцевой сразу же покорила зрителей, а фильм вошел в классику советского и мирового немого кинематографа. Сама же актриса считала свою работу в "Аэлите" неудачной и неубедительной и в многочисленных интервью на вопросы об этой роли старалась отделаться стандартными фразами…

Тем не менее актриса стала "звездой" — едва ли не первой в советском кинематографе. А вот вторую свою роль на киноэкране — Зину Весенину из картины Юрия Желябужского "Папиросница от Моссельпрома" актриса очень любила. Наверное, это неслучайно. Сценарий о девушке, торгующей на улице папиросами и мечтающей стать кинозвездой, писался специально под Юлию, и этот образ был ей очень близок.

Тут зрители увидели "реальную" Солнцеву, и оказалось, что и без "царского" грима она необыкновенно хороша собой. После этого предложения от кинорежиссеров посыпались одно за другим. Но, судя по ее окружению, где преобладали не кинематографисты, а литераторы (Белый, Маяковский, Асеев, Крученых и другие), Юлия была девушкой неординарной. В нее влюблялись, за ней ухаживали, ей посвящали стихи, но замуж Солнцева вышла за человека, который был далек от искусства и даже пытался запретить ей сниматься. ("Муж — специалист по автомобильному делу; человек мрачный", — писала о нем Лидия Гинзбург, в будущем знаменитый литературовед.) Не исключено, что по этой причине молодая "звезда" на два года покидает кинематограф и снова появляется на экране только в 1926 году, в картине "Леон Кутюрье". В одном из поздних интервью Солнцева призналась, что оказалась на Одесской студии, так как сбежала от мужа. И этому можно поверить, поскольку кинофабрика ВУФКУ на фоне киностудий Москвы и Ленинграда считалась (да и была) глубоко провинциальной, и всесоюзные "звезды" снимались тут весьма редко. Солнцева была одним из "редких исключений"…

Кинематографическое счастье в Одессе она вряд ли испытала, ибо ленты с ее участием — "Буря", "Глаза, которые видели", "Две женщины" — следа в кинематографе, как говорится, не оставили. Единственное исключение — "Джимми Хиггинс", да и то об этой картине вспоминают лишь потому, что в ней в главной роли снялся Амвросий Бучма. Проверить, насколько оправданно это забвение и какой актрисой была Солнцева, нам, увы, не дано: эти ленты утеряны и, кажется, навсегда…

Но зато в Одессе произошло главное событие в жизни Солнцевой — знакомство с Довженко. Вот что рассказывала об этом Юлия Ипполитовна: "Однажды я остановилась около выхода из киностудии с друзьями по работе, чтобы показать им мои кинопробы из "Джимми Хиггинса". Вдруг чья-то рука сзади неожиданно взяла фотографии, и кто-то сказал: "Дайте, я посмотрю". Я обернулась. Передо мной стоял Довженко. "Это хорошо, а это нехорошо", — очень решительно, уверенно говорил он. Потом вернул фотографии (мне показалось — довольно небрежно) и, не сказав больше ни слова, исчез. Всем этим я была несколько удивлена.

Через несколько дней я посмотрела картину Довженко "Звенигора". На просмотре мы были вместе с семьей режиссера Шпиковского (я жила с ними в одной гостинице). Картину мы смотрели внимательно и не разговаривали друг с другом, но, выйдя из киностудии, я тут же сказала, что потрясена увиденным. Зато на лице Шпиковского увидела недоумение и даже недовольство.


— Как это замечательно! — тем не менее, снова повторила я. — Как это талантливо, как ни на что не похоже!


— Вы с ума сошли, Юлия Ипполитовна! — ответил Шпиковский. — Бред, а не картина!


Через несколько дней я сидела у Шпиковских и пила чай (мы обыкновенно собирались у них по вечерам). И здесь появился Довженко. Все удивились. Он не был знаком с этой семьей, не бывал здесь.


— Знаете, я принес апельсины, — весело сказал он. И стал, как фокусник, вынимать из карманов пальто, из шляпы, из-под рубашки громадные апельсины. Все рассмеялись. И стали пить чай. Потом Довженко сказал мне:


— Я пришел за вами.


Мы вышли от Шпиковских вместе и долго ходили в тот вечер по коридору гостиницы. Он рассказывал мне о своем детстве, о жизни в Харькове, о работе за границей. Так мы познакомились. И стали часто встречаться".

В "перестроечные времена" начала муссироваться и по сей день живет гнусная версия, что, дескать, Солнцеву "подложило под Довженко" ОГПУ, чтобы "держать под контролем" известного "националиста". Но есть свидетельство уже упоминавшейся Лидии Гинзбург, которая летом 1928 года познакомилась с Солнцевой и Довженко и поражалась тому, "как красивая женщина может в два дня потерять рассудок". Но куда существеннее другое. Почему-то никто из распространителей версии об "агенте ГПУ Юлии Кировой" (под именем которой подразумевается Солнцева) не дает себе труда задуматься над таким вопросом: что могло заставить актрису в расцвете красоты и славы бросить профессию и стать помощницей тогда еще мало кому известного режиссера, посвятить ему всю жизнь и после смерти делать все для увековечивания его памяти? Воля чекистов, державших "на крючке" своего агента? Страх перед разоблачением? Чушь!

Однажды, уже в весьма пожилом возрасте, вспоминая своего мужа, Юлия Ипполитовна, слывшая "железной женщиной", вдруг расплакалась: "После Сашка у меня никого не было". Довженко увлекался другими женщинами (хотя, говорят, большей частью платонически). О Солнцевой эротических сплетен не было; надо знать кинотусовку, чтобы оценить этот факт…

Так или иначе, но все 33 года после смерти Довженко Солнцева посвятила ему… Увлекшись искусством кинорежиссуры, она начала свой путь ассистентом режиссера. Работала на ВУФКУ, "Мосфильме", Киевской киностудии. Затем, в конце 30-х, в качестве сорежиссера Юлия Солнцева участвовала в создании фильмов мужа "Щорс" и "Мичурин", а также ряда его документальных лент.

С начала 50-х Юлия Ипполитовна приступила к созданию собственных лент. Одной из ее первых работ стал телеспектакль "Егор Булычов и другие". Главным учителем, вдохновителем и одновременно критиком для нее оставался муж, чье мировоззрение Юлия Ипполитовна безусловно разделяла.

В 1956 году Александр Петрович Довженко ушел из жизни. Неожиданная смерть мужа стала сильным ударом для Юлии Солнцевой, но не сломила ее. Теперь целью ее жизни стало претворение в жизнь неоконченных произведений мужа. По сценариям Александра Петровича Юлией Солнцевой был поставлен ряд фильмов: "Поэма о море" (1958), "Повесть пламенных лет" (1960), "Зачарованная Десна" (1964); по его военным рассказам и заметкам — картина "Незабываемое" (1967). В 1969 году увидел свет фильм "Золотые ворота", посвященный памяти Довженко, а в 70-е вышли картины "Такие высокие горы" и "Мир в трех измерениях". Кроме того, при непосредственном участии Юлии Ипполитовны в издательстве "Искусство" в 70-е годы вышло собрание сочинений Александра Довженко.

Сейчас ей ставят в вину, что фильмы, которая она сняла по сценариям мужа, чуть ли не дискредитируют его. Но разве не смешно обвинять человека в том, что он — не гений? И почему тогда не вспомнить, что за "Повесть пламенных лет" Солнцева в 1961 году получила приз "за режиссуру" на самом престижном в мире Каннском кинофестивале?! Этой награды, между прочим, удостаивались Бунюэль, Трюффо, Скола, Тарковский, Юткевич и другие мастера мирового уровня.

Но шут с ними, с теми, кого в жизни художников интересует не их творчество, а сплетни. Куда важнее признание самого Александра Петровича Довженко, который писал: "В Одессе произошел поворот в моей жизни: там я стал кинематографистом, там я нашел свое призвание, там я встретил Солнцеву, которая стала моей женой".


Александр ГАЛЯС
"Киевский ТелеграфЪ" 12 - 18 февраля 2010 №6 (508)


Добавить комментарий к статье




Российские актеры
Знаменитые Юлии


Ссылка на эту страницу:

 ©Кроссворд-Кафе
2002-2024
dilet@narod.ru