Кроссворд-кафе Кроссворд-кафе
Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Игры онлайн
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Наши проекты
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Угадай кто это!
Реклама
Web-мастерам
Генератор паролей
Шаржи

Новости

Екатерина Максимова. Лирическая героиня


Прерванный полет
Малышка Большого театра
Биография
Артисты балета
Знаменитые Екатерины

По странному капризу судьбы Екатерина Максимова, одна из самых блистательных балерин своего поколения, умерла в канун Международного дня танца. Она, ученица Елизаветы Гердт и Галины Улановой, сама воспитавшая плеяду звезд, была связующим звеном между балетом XIX и XXI веков. Ее равно превозносили у нас и на Западе.


С XIX и началом XX века Екатерину Сергеевну связывали прочные узы: она доводилась внучкой философу Густаву Шпету. Прабабушка балерины была двоюродной сестрой Сергею Рахманинову. В хореографическом училище Екатерина Максимова занималась у Елизаветы Гердт, которая сама была легендой балета: дочь выдающегося танцовщика Павла Гердта (первый Зигфрид в "Лебедином", первый принц Дезире в "Спящей красавице"), она училась у Михаила Фокина и танцевала в Мариинском театре. "Эти ниточки, связывающие поколения, бесценны. Тем более в нашем искусстве, в котором мастерство передается только из рук в руки, из ног в ноги", - говорила Максимова о своих учителях.

Миниатюрная, очень хрупкая Екатерина Максимова, обладавшая невероятной точностью движений и громадным драматическим даром, сразу после училища оказалась в Большом театре, ею заинтересовался Юрий Григорович, и она получила партию Катерины в "Каменном цветке" Прокофьева. С этим спектаклем она оказалась в США на легендарных гастролях Большого театра. Американская пресса не забыла этот визит, и критики вспоминали о блеске Максимовой вплоть до 1990-х.

Ей довелось перетанцевать в десятках балетов, сыграть в нескольких фильмах, пережить неизбежные травмы. Ее возвращение на сцену после самой тяжелой истории, потребовавшей года занятий в корсете, стало общей радостью для балетоманов. "Весь мой первый выход шел под нескончаемые овации - музыки просто не было слышно. А во время танца в зале стояла гробовая тишина. Мне рассказывали, что в антракте люди поздравляли друг друга", - вспоминала она.

Ее брак с Владимиром Васильевым был не меньшей легендой, чем ее дарование. Они были знакомы еще подростками и провели вместе всю взрослую жизнь. В 1961-м на экраны вышел совместный советско-французский фильм "СССР с открытым сердцем", в котором молодые, влюбленные Максимова и Васильев играли самих себя. "Французы хотели показать что-то красивое. А что может быть красивее балета?!", - так просто объясняла потом она смысл этой картины. В 1972-м Парижская академия танца признала Максимову и Васильева лучшим дуэтом в мире. Владимир Викторович ставил балеты специально для жены, и они неизменно пользовались успехом и популярностью. Многие из них были сняты для телевидения и таким образом сохранились для следующих поколений зрителей. Екатерина Сергеевна называла своей любимой ролью из современного репертуара Анюту из одноименного балета по рассказу Чехова "Анна на шее". И этот спектакль по счастью довольно часто показывают по телевидению и до сих пор.

Максимову и Васильева не миновали известные конфликты внутри Большого театра. Уйдя оттуда, они вдруг обнаружили себя более свободными. Это едва ли искупало горечь расставания с любимой сценой, но открывало новые возможности. Публика в Европе и Америке обожала их и буквально носила на руках, о них снимали фильмы и называли запросто "Катя и Володя". Но они всегда возвращались в Россию.

Екатерина Сергеевна рассказывала, что у них с мужем совершенно разные темпераменты: он открытый, экспансивный, стремительный, а она - замкнутая, спокойная, преданная своему делу. Уйдя со сцены, она погрузилась в балетную жизнь и заботы своих учеников, причем так глубоко, что с изумлением обнаружила, как мало в поздние годы у нее оказалось собственного времени.

Она никогда не говорила о себе как о великой балерине, а только как о честолюбивой и трудолюбивой. Она никогда себя не хвалила, а лишь благодарила своих домашних, учителей и друзей за то, как они ей помогают. Скромная и сильная, она вошла в историю русского балета еще молодой женщиной, и ее имя останется там навсегда.


Юлия Штутина
Lenta.ru 28.04.2009
Лирическая героиня


Добавить комментарий к статье




Прерванный полет
Малышка Большого театра
Биография
Артисты балета
Знаменитые Екатерины


Ссылка на эту страницу:

 ©Кроссворд-Кафе
2002-2024
dilet@narod.ru