Кроссворд-кафе Кроссворд-кафе
Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Игры онлайн
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Наши проекты
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Угадай кто это!
Реклама
Web-мастерам
Генератор паролей
Шаржи

Самое популярное

Пионер. Чарльз Стюарт Роллс



"Автомобиль – не роскошь, а средство передвижения", - восклицал великий комбинатор Остап Бендер, который обычно был прав. Но в этом вопросе он все-таки просчитался. Он мечтал отправиться со своим миллионом от гражданина Корейко в сказочный Рио-де-Жанейро и зажить там красивой жизнью. Если бы мечта сбылась, то симпатичный турецкоподданный не мог бы обойтись без Роллс-Ройса. Это бы значило не уважать себя. Конечно, такой автомобиль не создан для того, чтобы на нем автопробегом "ударить по бездорожью", или вывозить на дачу семейство со скарбом, или стоять в многочасовых пробках среди рядовых собратьев. Но товарищ Бендер, очевидно, откорректировал бы свои манеры. Роллс-Ройс совсем из другой жизни. И в этом его неповторимость.

Сто лет назад - 12 июля 1910 года - мир потерял человека, который подарил нам, кажется, самый изящный символ роскоши. Этому человеку было всего 33 года. Блестящий аристократ, богатый, умный, спортивный, предприимчивый. Его называют пионером автомобильного дела и авиации. Это Чарльз Стюард Роллс (Charles Stewart Rolls). Когда мы говорим Роллс, конечно же, подразумеваем и Ройс.

Действительно, биография нашего героя не стала бы столь яркой без Фредерика Генри Ройса (Frederic Henry Royce). Потому что легендарный автомобиль Rolls-Royce был результатом их совместного бизнеса.

Ч.С. Роллс родился 28 августа 1877 года в Лондоне в семействе барона Лангаттока. Он получил прекрасное образование и даже ученую степень в области механики и прикладных наук. Студенческие годы молодых аристократов всегда были наполнены интересными развлечениями и серьезными увлечениями. Чарльз Роллс увлекся автомобильным спортом и воздухоплаванием. Участвовал в гонках на велосипедах, мотоциклах, автомобилях. Во Франции он окончил курсы пилотов-аэронавтов и стал членом французского аэроклуба. Мы знаем, что мир запомнил его как одного из лучших пилотов своего времени. Но, наверное, началом всех начал можно назвать подарок его отца – автомобиль Peugeot Phaeton, купленный в конце пребывания во Франции. Чарльз сам перегнал ее в Кембридж всего за 2 дня и стал первым владельцем автомобиля, что заставило смотреть на него с уважением и восхищением и мужчин, и женщин. Это были времена, когда действовала странные для современного человека правила техники безопасности. Впереди автомобиля должен был бежать человек с красным флагом и размахивать им, очевидно, предупреждая о движении машины. Чарльз Роллс не только нарушал скорость и, таким образом, ставил рекорды, но и сам устранял технические неисправности.

Любовь к автомобилям приобрела коммерческую направленность, когда Чарльз Роллс вместе с Клодом Джонсоном основал компанию Rolls&Co. В помещении бывшего конькобежного салона они начали продавать автомобили престижных французских марок и запчастей к ним. Шел 1903 год. В этом году в Дублине на автомобиле Mors он ставит мировой рекорд скорости – 136,4 км в час, который, к сожалению, не был зачтен. Причина оказалось банальной: в машине было установлено неучтенное оборудование для хронометра.

Но у Чарльза была и другая мечта – продавать не импортные, а британские машины. 1904 год дарит Ролсу знаковое знакомство: он знакомится с Фредериком Генри Ройсом (Frederic Henry Royce). Он был старше Чарльза и не был аристократом. Ройс родился 27 марта 1863 года в семье мельника. С 9 лет ему пришлось продавать газеты и быть разносчиком телеграмм, параллельно получая так называемое регулярное образование. Сердобольная тетя решила оплатить его учебу на заводе Великой Северной железной дороги. Здесь он изучил основы электротехники и машиностроения и в 19 лет начал работать в компании, занимавшейся электрическим освещением, и сделал небольшую карьеру. В 21 год вместе с партнером он уже был владельцем собственной фирмы по производству электротехнических приборов. Так же как и Чарльз Роллс, в 1903 году он становится автовладельцем. Это была французская машина Decauvill, которая постоянно ломалась. Роллс так увлекся ее усовершенствованием, что пришлось сделать вывод: после всех переделок получился совершенно новый автомобиль, который требовал своего названия. И он его получил. 1 апреля 1904 года праздновалось рождение автомобиля 10 CV. Как это обычно бывает, следующие два автомобиля были собраны для партнера по бизнесу Эрнста Клермонта и приятеля Генри Эдмундса, одного из основателей Королевского автомобильного клуба. Именно он через месяц и познакомил гениального создателя своего автомобиля с аристократом, автогонщиком и продавцом автомобилей иностранного производства Чарльзом Роллсом. Это произошло 4 мая 1904 года в манчестерском отеле "Мидланд". Чарльз прокатился на автомобиле Ройса и искренне сказал: "Я встретил самого выдающегося инженера в мире".

В этом же году была создана компания Rolls-Roys Ltd и определена ее политика: создавать самые лучшие автомобили в мире. Такие же лучшие, как, например, пианино Broadwood.

Или лучше?

Это обещание, данное компаньонами самим себе, было выполнено только в 1906 году. Модель Silver Ghost (шасси Rolls-Roys 40\50 HP) c шестицилиндровым двигателем, кажется, поразила воображение. Элегантная и не слишком дорогая машина выделялась среди других автомобилей благодаря изысканности внешнего вида, спортивному духу, логичным техническим решениям и высочайшему качеству материалов и сборки, обеспечивающим долговечность. Она развивала скорость более 110 км в час, но имела плавный ход, и в салоне было на удивление тихо. Эта машина стала самой роскошной для своего времени. Но все же у нее был конкурент – автомобиль российского царя “Delaunay-Belleville”.

В 1906 году Чарльз Роллс занял 3 место на соревнованиях аэростатов на Кубок Гордона Беннета. В июне 1910 года первым из англичан совершил беспересадочный перелет через Ла-Манш. Его имя было известно всей Европе и далеко за ее пределами. 12 июля 1910 года случилась трагедия. Показательный полет на биплане Wright французской постройки, который пилотировал Чарльз Роллс, разбился. Он стал первым английским пилотом, погибшим в авиакатастрофе. Лорд Монтагю де Болье прервал свое выступление в палате лордов и сообщил о гибели Чарльза Роллса. Этот факт говорит о многом.

Увлечение Чарльза авиацией передалось и Ройсу. Но его больше занимала техническая сторона дела. После гибели партнера он занялся проектированием и производством авиационных двигателей, которые использовались при комплектации самолетов британских ВВС в годы Первой и Второй мировых войн. За свои заслуги он был удостоен титула барона и встал на одну ступень с Роллсом. Но, впрочем, это никогда не имело особого значения, ведь вместе они смогли создать автомобиль-легенду.

Как ни странно, но не сохранилось никаких упоминаний о личной жизни Чарльза Роллса. 33 года – слишком короткая жизнь и слишком насыщенная другими событиями. Могли ли они отодвинуть на второй план романы, любовь, брак, ответить трудно. Но, очевидно, могли, потому что часто приходится жертвовать чем-то ради великих целей. Генри Ройс женился в 30 лет на Мини Грейс, которая была владелицей маленького кафе. Он умер в собственном доме в городе Вест Виттеринг в 1933 году.

Могли ли знать эти два выдающихся мужчины, что их имена, вылитые в форме двух переплетенных букв R, станут самой красивой историей не только в машиностроении, но в стиле жизни самых богатых людей мира? Что неотъемлемый атрибут всех моделей - скульптура девушки, чья одежда развивается на ветру, и которая называется "Дух восторга", "Дух вдохновения", "Дух экстаза", созданная Чарльзом Сайком, - будет духом роскоши во все времена?

А ведь у этой скульптурки тоже есть своя история, хотя и немного грустная. Идею этой эмблемы позаимствовали у Лорда Мондагю де Болье. Он был владельцем Роллс-Ройса, для которого в 1911 году скульптор-модернист Чарльз Сайкс разработал талисман в виде скульптуры. Она называлась "Шепот". Говорят, что лорд посвящал ей стихи, называя "задорной феей". Моделью выступила секретарь и возлюбленная лорда Монтагю Элеонор Торнтон, которая утонула в 1915 году при сопровождении сэра Монтегю в поездке в Индию на лайнере "Персия", подбитом немецкой подводной лодкой.

С 1921 года фигурка украшала все модели Роллс-Ройса. Ее выливали из баббита, потом из бронзы и нержавеющей стали, из золота и серебра, и полировали вручную, используя для этого молотые косточки черешни. В 1934 году появилась коленопреклоненная фигурка, которая не отвлекала водителя при управлении автомобилем.

Сегодня название Роллс-Ройс стало символом красивой и богатой жизни, до которой не все могут дотянуться. Но сравнить с ним любое свое творение не запрещается.

Ведь когда-то и сами создатели автомобиля Роллс-Ройс искали сравнений с лучшими фирмами, производящими … пианино и сейфы. Но тогда они были в начале славных дел, а нам удалось увидеть их великую славу, которой, кажется, не суждено пережить свой закат никогда. Потому что сияют на солнце две буквы R, устремлена вперед фигурка девушки-талисмана, и так хочется сесть за руль, чтобы умчаться в светлые дали.


Ольга Сокиркина
Женский журнал Суперстиль • 12.07.2010


Добавить комментарий к статье




Ссылка на эту страницу:

 ©Кроссворд-Кафе
2002-2024
dilet@narod.ru