Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Наши проекты
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Реклама
Web-мастерам
Генератор паролей

Случайная статья

Интересно
  • Что Вы знаете о Швейцарии?
  • Горячий август на Корфу
  • Биография Уильяма Мейкписа Теккерея (Thackeray)

  • Афоризмы Теккерея
  • Биографии писателей
  • Английские писатели
  • Раки (по знаку зодиака)


  • Уильям Мейкпис Теккерей (Thackeray) (18.7.1811, Калькутта, - 24.12.1864, Лондон), английский писатель. Крупнейший представитель "блестящей плеяды" английских романистов 19 века. Родился в семье богатого колониального чиновника. В 1829-1830 годах учился в Кембриджском университете; много путешествовал. Работал журналистом (в том числе в журнале "Панч"), талантливый художник-карикатурист.

    Разнообразное в жанровом отношении (романы, комические повести, юморески, сказки, пародии, очерки, баллады и др.) творчество Теккерея едино в своей идейно-художественной направленности. Среди лучших произведений Теккерея - "Записки Желтоплюша" (1840), повесть "Кэтрин" (1840), цикл пародий "Романы знаменитостей" (1847), романы "Книга снобов" (1847), "Ярмарка тщеславия" (1848), "Пенденнис" (1850), "История Генри Эсмонда" (1852), "Ньюкомы" (1855), "Виргинцы" (1857). Замечательными образцами английской прозы являются литературно-критические очерки Теккерея ("Английские юмористы XVIII века", 1853), его письма.

    Понимание социально-исторических закономерностей, критика викторианской буржуазной эпохи соединяются у Теккерея с представлением о жизни как о вечном "маскараде существования"; в истории он видит трагикомический гротеск, движение по замкнутому кругу (письмо к матери от 10 марта 1848 года). В своих философских воззрениях Теккерей был близок к М. Монтеню, Д. Юму.

    Теккерей создал новый тип сатирико-юмористического романа, в котором, опираясь на традиции европейской литературы (Аристофан, Петропий, Ф. Рабле, Сервантес, Дж. Свифт, Г. Филдинг, Л. Стерн, В. Скотт и др.), соединил путём особых "игровых" приёмов жизнеподобные формы отражения действительности с целой системой художественных условностей, восходящих к народному искусству (мотивы мифологические, сказочные, басенные, из английской "рождественской пантомимы"), тем самым значительно расширив возможности социальной сатиры, углубив реализм изображения. Гротескно-сатирические образы Теккерея (Желтоплюш, Барри Линдон, Бекки Шарп, маркиз Стайн, Барнс Ньюком), раскрывающие глубину отчуждения человека в классовом обществе, выступают как социально обусловленные и одновременно "вечные" типы. В обрисовке их Теккерей прибегал к символике, ироническому подтексту, алогизму, пародийной стилизации и т. п. Особое внимание он уделяет разработке образа автора-рассказчика, выступающего под масками-псевдонимами (Айки Соломоне, Микель Анджело Титмарш, Пендиннис). В России творчество Теккерея, поддержанное революционно-демократической критикой, пользовалось широкой известностью в начале 50-х годов 19 века.

    В. С. Вахрушев.

    Уильям Мейкпис Теккерей (William Makepeace Thackeray) (1811-1863), английский писатель, автор знаменитого романа "Ярмарка тщеславия". Родился 18 июля 1811 года в Калькутте (Индия) в семье высокопоставленного чиновника Ост-Индской компании. Шести лет был отправлен в Лондон для учебы. Учился в частных школах и в 1822-1828 годах в Чартерхаус-скул. Вскоре в Лондон переехала и мать, после смерти мужа вторично вышедшая замуж. После школы Теккерей поступил в Тринити-колледж Кембриджского университета, однако счастливый и плодотворный университетский период скоро закончился: юноша проигрался в карты, а затем потерял остаток своего значительного состояния при крахе Индийского агентства недвижимости.

    Поначалу Теккерей пробовал себя в графике и живописи. Он брал уроки рисования в Париже, впоследствии иллюстрировал свои произведения. В 1836 году едва не состоялся его творческий союз с Диккенсом, искавшим художника для "Посмертных записок Пиквикского клуба". Женившись в том же году на Изабелле Шо, он всерьез обратился к литературе. В последующее десятилетие сочинения Теккерея в малых жанрах (зачастую под псевдонимами) украшали страницы лучших периодических изданий того времени. В серии литературных пародий "Романы прославленных авторов" ("Novels by Eminent Hands", 1839-1847) писатель выказал взыскательный вкус и отменное чувство стиля. В прошлом симпатии Теккерея были отданы восемнадцатому столетию, Веку Разума, а персонально - Г. Филдингу, Т. Смоллетту и другим просветителям. Теккерей не принял идеализации Средневековья в романах Скотта, и его наиболее язвительной пародией стало бурлескное окончание "Айвенго" - "Ребекка и Ровена" ("Rebecca and Rowena", 1850). Сын своего времени, Теккерей, впрочем, не был свободен от викторианских предубеждений и, например, в характеристике своего любимого Филдинга (лекции "Английские юмористы") показал себя весьма строгим моралистом.

    Семейная жизнь Теккерея складывалась драматически. У него родились три дочери, но из-за развившейся душевной болезни жены супруги вынуждены были расстаться. Теккерей вернулся к холостяцкой жизни, отдав двух дочерей (третья умерла) на попечение матери и отчима. В 1846 году он купил дом и перевез туда дочерей.

    Слава и материальное благополучие пришли к Теккерею в 1847-1848 годах, когда ежемесячными выпусками издавалась "Ярмарка тщеславия" ("Vanity Fair"). Роман повествует о тесно связанных между собой, но во многом противоположных судьбах двух подруг по пансиону; время действия - первые десятилетия 19 века. В образе яркой авантюристки Ребекки Шарп, ради положения в обществе забывшей о совести и чести, писатель дал исторически конкретный английский вариант бальзаковского Растиньяка. Название романа и всеобъемлющий образ "ярмарки житейской суеты" пришли из аллегорического романа Д. Беньяна "Путь паломника". Обнажив глубоко поразившие общество лицемерие, эгоизм и моральную нечистоплотность, Теккерей дал многозначительный подзаголовок своему остросатирическому роману: "Роман без героя".

    Духом критицизма проникнуты и другие масштабные романы Теккерея: "Пенденнис" ("Pendennis", 1848-1850), "История Генри Эсмонда" ("The History of Henry Esmond", 1852), "Ньюкомы" ("The Newcomes", 1853-1855), "Виргинцы" ("The Virginians", 1857-1859), "Приключения Филиппа" ("The Adventures of Philip", 1861-1862). Писатель находил время и для более скромных литературных предприятий: выпустил пять рождественских книг (среди них хрестоматийное "Кольцо и роза" - "The Rose and the Ring", 1854), писал стихи и баллады, читал лекции в Англии и Америке (изданы в 1853 году под названием "Английские юмористы XVIII века" - "The English Humourists of the Eighteenth Century"), редактировал журнал "Корнхилл" ("Cornhill", 1860-1862), где вышли его "Ловел, вдовец" ("Lovel the Widower", 1860), "Филипп" и "Заметки о разных разностях" ("Roundabout Papers", 1860-1863) - серия очерков, написанных с великолепной легкостью и демонстрирующих мудрую зрелость его взглядов на жизнь. Два года спустя Теккерей оставил журнал и приступил к новому роману, "Дени Дюваль" ("Denis Duval", 1864). Роман не был закончен - писатель умер в Лондоне 24 декабря 1863 года.

    В романах, рассказах и очерках Теккерея развернута широчайшая картина "человеческого бытия, однако она не охватывает все социальные группы в равной степени: низшие классы представлены относительно мало. Писатель имел дело в основном с высшими кругами общества и особенно интересовался людьми, поднявшимися предосудительным образом, из милости либо благодаря тугому кошельку. Он вывел эту многоликую породу в "Книге снобов" ("The Book of Snobs", 1846-1847). Британцу, утверждал Теккерей, свойственно стремление любыми способами занять более высокое положение.

    Теккерей любил рассказывать истории и комментировать их в процессе рассказа. Даже повествуя о современности, он играл роль историка: избранный материал представляет общественное достояние, и по отношению к нему должно выдерживать дистанцию. В финале "Ярмарки тщеславия" Теккерей пошел еще дальше, представившись "кукольником". Эта блистательная находка подключила технику кукловода к искусству ведения рассказа. Автор свободно толкует о своих персонажах и ходе действия, словно читатель сидит бок о бок с ним и они вместе наблюдают фантасмагорию спектакля. Образ читателя-собеседника (у Филдинга - читателя-друга) обогатил искусство повествования.


    Энциклопедия - Россия-Он-Лайн

  • Ссылки на эту страницу


  • Добавить комментарий к статье



  • Афоризмы Теккерея
  • Биографии писателей
  • Английские писатели
  • Раки (по знаку зодиака)

  • А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я



    Ссылка на эту страницу:

     ©Кроссворд-Кафе
    2002-2017
    Рейтинг@Mail.ru     dilet@narod.ru