Кроссворд-кафе Кроссворд-кафе
Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Наши проекты
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Реклама
Web-мастерам
Генератор паролей

Случайные афоризмы

Интересно

Интересные факты о странах мира
Гонконг - рай для туристов

Биография Георга Фридриха Генделя (George Frideric Handel)


Афоризмы Генделя
Творчество Генделя
Немецкие композиторы
Биографии композиторов
Рыбы (по знаку зодиака)
Известные немцы

Георг Фридрих Гендель Георг Фридрих Гендель (Händel) [23.2.1685, Галле, - 14.4.1759, Лондон], немецкий композитор. Зрелое творчество Генделя протекало в Англии. Сын придворного цирюльника-хирурга. Как композитор и исполнитель на различных инструментах сформировался под руководством композитора и органиста Ф. Цахау. В 17 лет стал органистом в Галле. В 1703 году переехал в Гамбург, где находился единственный в Германии оперный театр во главе с Р. Кайзером, поставивший первые оперы Генделя "Альмира" и "Нерон". После закрытия театра (1706) жил в Италии, где создал итальянские оперы "Родриго" (1707), "Агриппина" (1709), ораторию "Триумф Времени и Правды" (первоначальную редакцию), пасторальную серенаду "Ацис, Галатея и Полифем" (1708), камерные кантаты, дуэты, терцеты, псалмы. В Италии Гендель завоевал славу выдающегося клавесиниста.

В 1710-1716 годы жизнь Генделя была связана попеременно с Ганновером и Лондоном. Большой успех имела в Лондоне его опера "Ринальдо" (1711). С 1720 года возглавил в Лондоне оперный театр, создал оперы "Радамист" (1720), "Отгон" (1723), "Юлий Цезарь" (1724), "Роделинда" (1725) и др. В этих операх Гендель опирался на распространённый в Западной Европе тип итальянской оперы-сериа. Однако положение композитора в Англии было трудным. Английская знать предпочитала произведения композиторов-итальянцев, буржуазно-демократические круги видели в итальянских операх Генделя ущемление национальных интересов. Особенно сильный удар оперной деятельности Генделя нанёс поставленный в 1728 году спектакль "Опера нищих" (текст Дж. Гея, музыка Дж. Пепуша), в котором высмеивалась аристократия и пародировалась итальянская опера (здесь были и цитаты из опер Генделя). Театр Генделя был закрыт, но композитор продолжал писать оперы: "Орландо" (1733), "Альцина" (1735), "Ксеркс" (1738) и др. Новые крушения надежд привели Генделя в 1737 году к параличу. По выздоровлении композитор возвратился к творческой деятельности. В творчестве английского периода Гендель не остался в стороне от английских музыкальных традиций. Он изучал музыку крупнейшего композитора Г. Пёрселла, ещё в 1717-1719 годах им были написаны хоровые произведения в стиле английской культовой музыки "Антемы". Обратившись к популярной в Англии библейской тематике, он создал ораторию "Эсфирь" (1720; 2-я редакция 1732).

В 1730-х годах Гендель всё чаще обращается к жанру монументальной оратории ("Дебора", 1733, "Саул", 1739, "Израиль в Египте", 1739, и др.). В 1740-х годах оратория полностью вытеснила оперу в творчестве композитора (последняя опера Генделя - "Деидамия", 1741). В 1742 году в Дублине с большим успехом была исполнена оратория "Мессия", в 1743 году завершена оратория "Самсон".

В 1745-1746 годах, во время вооруженной борьбы англичан против попыток реставрации династии Стюартов с помощью шотландской армии, героическое творчество Генделя получило наконец всеобщее признание. Произведения Генделя этих лет - "Гимн добровольцев", оратории "На случай" и "Иуда Маккавей" принимались с энтузиазмом патриотически настроенной аудиторией. До конца жизни Генделю сопутствовала репутация крупнейшего композитора. Неизменным успехом сопровождались выступления Генделя в качестве органиста. Слепота и тяжёлая болезнь, поразившие Генделя в начале 1750-х годов, не дали возможности завершить ораторию "Иевфай".

Оперы (свыше 40) и оратории (свыше 30) занимают ведущее место в наследии Генделя. В них выразилось тяготение композитора к драматизму и монументальности. Гендель стремился драматизировать оперу-сериа, усилил роль оркестра и хора, но не смог до конца реформировать этот устаревший к тому времени оперный жанр. Гораздо свободнее проявились важнейшие черты творчества Генделя в жанре оратории. Опираясь на образцы 17 века (Дж. Кариссими, Г. Шюц) и достижения оперного искусства, Гендель создал новый тип оратории, грандиозной по масштабам, демократической по музыкальному языку, повлиявшей на творчество многих западно-европейских и русских композиторов. В своих произведениях Гендель не только раскрывал с большой силой личную драму ("Самсон", "Иевфай"), но и показал страдания и борьбу народных масс. Библейские сюжеты в героико-драматических ораториях Генделя выражали стремления и чаяния широких демократических слоев английского народа. Некоторые оратории написаны на античные сюжеты ("Геркулес", "Альцеста", "Семела"). Оптимистические концепции ораторий "Самсон", "Израиль в Египте", "Иуда Маккавей" и др. во многом предвосхитили симфонические замыслы Л. Бетховена.

В ораториях Гендель использует формы арий, ансамблей и речитативов, но особое значение приобретает в них хор. В хорах Гендель выступает, как и И. С. Бах, крупнейшим полифонистом. Значительна в ораториях Генделя и роль оркестра (увертюры, эпизоды изобразительного характера, насыщенный тематическим развитием аккомпанемент в вокальных эпизодах). К вокально-инструментальным жанрам относятся также пассионы, кантаты, различные культовые произведения Генделя.

Инструментальное наследие Генделя включает оркестровые концерты. Наиболее популярны 12 кончерто-гроссо, 12 органных концертов в сопровождении оркестра или ансамбля - новый жанр, созданный Генделем, сонаты и трио-сонаты для различных инструментов, клавесинные сочинения. Особо выделяются произведения для большого оркестрового состава с участием духовых инструментов, предназначенные для исполнения на открытом воздухе, - "Музыка на воде" (1716), "Музыка к фейерверку" (1749).


Г. В. Крауклис.

  • Ссылки на эту страницу


  • Комментарии к статье:

    К биографии
    2018-02-18 17:54:34

    Происхождение

    По всей видимости, семья Генделя переместилась в саксонский город в начале XVII века. Дед композитора Валентин Гендель был медником из Бреслау; в Галле он женился на дочери мастера-медника Самуэля Байхлинга. Его сын, Георг был придворным цирюльником—хирургом, служившим в суде Бранденбурга и Саксонии, и почётным гражданином Галле. Когда родился Георг Фридрих, первый ребёнок Георга от второго брака, ему было 63 года.

    Мать Георга Фридриха Доротея выросла в семье священника. Когда её брат, сестра и отец умирали от чумы, она до конца оставалась рядом с ними и отказывалась их покидать. Георг и Доротея обвенчались в 1683 году в электорате Бранденбурга. Родители Генделя были очень религиозны и являлись типичными представителями буржуазного общества конца XVII века.

    Добавить комментарий к статье




    Афоризмы Генделя
    Творчество Генделя
    Немецкие композиторы
    Биографии композиторов
    Рыбы (по знаку зодиака)
    Известные немцы
    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я



    Ссылка на эту страницу:

     ©Кроссворд-Кафе
    2002-2019
    Рейтинг@Mail.ru     dilet@narod.ru