Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Наши проекты
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Реклама
Web-мастерам
Генератор паролей

Случайная статья

Интересно
  • Центральная Швейцария: калейдоскоп впечатлений
  • Гейдельберг. Личная история идеального города
  • Биография Джакомо Мейербера

  • Биографии композиторов
  • Немецкие композиторы


  • Мейербер вошёл в музыкальный мир как пианист-вундеркинд. Первые его учителя - Муцио Клементи, Карл Фридрих Зельтер и аббат Фоглер. Поощряемый Фоглером, он пишет свою первую оперу, которая позорно проваливается. Мейербер покидает своего учителя и поселяется в Вене. Но и здесь удача не приходит к нему. Юный композитор уже подумывает проститься с сочинением музыки. Его новый учитель, Сальери (гениальный итальянец, опекавший Бетховена, Шуберта, Листа и, наконец, Мейербера), даёт своему новому воспитаннику отличный совет: надо учиться! Мейербер следует совету и уезжает в Италию, где, познав все тайны создания итальянских мелодий, сценической техники и оркестрового сопровождения, вновь берётся за композиторскую деятельность.

    Главные произведения Мейербера, написанные "на итальянский лад": "Ромильда и Констанца" (1817), "Семирамида" (1819), "Маргарита Анжуйская" (1820), "Крестоносец в Египте" (1824).

    Добившись успехов в Италии, композитор перебирается в Париж, где около пяти лет ничего не пишет. Он завязывает дружбу с Алеви, Обером и Керубини. Встречи с ними означают для Мейербера не только светские связи. За эти пять лет Мейербер перенимает их стиль, приёмы, настраивается на французский лад и первой же своей парижской премьерой - оперой "Роберт-Дьявол" доказывает, что он замечательный ученик, который пошёл дальше своих учителей.

    Через пять лет после всемирного успеха "Роберта-Дьявола" Мейербер предстаёт перед мировой публикой с "Гугенотами". И снова - триумф.

    После более чем десятилетнего молчания - на этот период приходится дирижёрская деятельность Мейербера в Берлине и сочинение оперы "Лагерь в Силезии", - композитор вновь возвращается в парижскую "Гранд-Опера", где ставится его опера "Пророк". Либретто её написал опытный драматург Эжен Скриб.

    Герои новой оперы "Пророк" - Иоанн Лейденский и вожди анабаптистов: Иона, Матисен и Захарий. Историческая основа сюжета взята из времён мюнстерского восстания анабаптистов в 1534 году. Фанатически настроенные анабаптисты захватили город Мюнстер и, следуя библейским заветам, создают в нём "Царство Сиона". Разумеется, либретто Скриба (как и музыка Мейербера) разрабатывает вечные для оперы темы: любовь, ревность и месть.

    Триумфальное шествие Мейербера не останавливается на "Пророке". В 1854 году ставится его опера "Звезда Севера", в 1859 году - "Динора" и, наконец, 28 апреля 1865 года, почти через год после смерти композитора, - "Африканка".

    Имре Балашша, Дёрдь Шандор Гал
    Бельканто.ру - в мире оперы

    Джакомо Мейербер (Meyerbeer) (настоящие имя и фамилия Якоб Либман Бер; Liebmann Beer) (5.11.1791, Тасдорф, Берлин - 2.05.1864, Париж) - немецкий композитор. Игре на фортепиано обучался у Ф. Лауска и М. Клементи; по композиции ученик К. Ф. Цельтера, А. Б. Вебера и аббата Г. Фоглера, у которого занимался в одно время с Карлом Марией Вебером. С 7-летнего возраста Мейербер уже выступал публично как пианист. 20 лет Мейербер сочинил первую оперу "Клятва Иевфая" (пост. в 1812 году в Мюнхене). Его следующая опера (зингшпиль) "Хозяин и гость" (пост. 1813) исполнялась (под названием "Алимелек") в нескольких немецких и чешских городах.

    По совету Сальери Мейербер отправился в 1815 году в Италию, где в эти годы царил Россини. Мейербер удачно подражал стилю его драматических опер. Итальянские театры охотно ставили оперы Мейербера. Большое впечатление на него произвела встреча в Берлине в 1824 году со старым другом К. М. Вебером, который критически отнесся к итальянскому стилю произведений Мейербера. В 1827 году Мейербер переехал в Париж и вскоре начал работу над оперой "Роберт-дьявол", написанной уже во французском стиле. (Современники говорили про Мейербера, что у него солидность гармонии немца, плавность мелодии итальянца и пикантность ритма француза.) Премьера оперы "Роберт-дьявол" в Париже (1831) прошла с сенсационным успехом. Мейербер нашел идеального для себя либреттиста в лице популярного драматурга Э. Скриба. С триумфом парижане встретили в 1836 году следующую оперу на либретто Скриба "Гугеноты" - лучшее произведение композитора. Религиозные войны католиков и протестантов в 16 веке во Франции с трагической Варфоломеевской ночью дали возможность авторам создать блестящий спектакль с динамичными контрастами, с нагромождением всевозможных сценических эффектов. Мейербер стал в Париже законодателем музыкальной моды, стилю его музыки подражали многин композиторы.

    С конца 1830-х годов Мейербер разъезжал по разным городам для постановки своих опер. В 1842 году он снова в Берлине, где ему был предложен пост генерального музыкального директора вместо Спонтини. Четыре года Мейербер интенсивно работал здесь как оперный и симфонический дирижер; при нем значительно повысилась музыкальная культура спектаклей. Мейербер привлекал молодых композиторов, в т. ч. Вагнера, оперы которого Мейербер широко пропагандирует. В одном из своих симфонических концертов Мейербер исполнил трио из оперы "Иван Сусанин" Глинки. Но Мейербер тяготился обстановкой немецкой придворной оперы. С 1847 года он жил в столице Франции. Через два года здесь с колоссальным успехом прошла премьера его оперы "Пророк" из эпохи крестьянского восстания нидерландских анабаптистов в 16 веке. На русской сцене шла как "Иоанн Лейденский". Хотя в основе сюжета оперы острый социальный конфликт, основное внимание авторы уделяют любовным переживаниям героев; это и является характерной чертой всех произведений Мейербера.

    В 1854 году состоялась премьера оперы Мейербера "Северная звезда"; фактически это переделка старого произв. "Лагерь в Силезии" (пост. 1844) с новым либретто Скриба. Действие спектакля было перенесено из Германии в Россию; героем оперы вместо Фридриха II стал Петр I. (Любопытно, что когда по цензурным условиям в Петербурге место действия было перенесено в Швецию, то героем стал шведский король Эрик.)

    При жизни Мейербера последним его триумфом была премьера комической оперы "Динора" (пост. 1859, Париж) на текст Барбье и Карре. Мейербер усиленно работал над сочинением романтической оперы с экзотическим сюжетом "Африканка", но ему не удалось дожить до ее постановки (1865, Париж).

    Мейербер считается творцом французской "большой оперы", к жанру которой принадлежат его наиболее известные оперы; "Роберт-дьявол", "Гугеноты", "Пророк" и "Африканка". Этими произведениями Мейербер создает эталон для романтических опер на исторический сюжет с элементами занимательности и мелодрамы, отличающихся пышной зрелищностью, с шествиями и танцами в 3-м акте, с драматическим дуэтом в предпоследнем 4-м акте и т. п. "При кажущейся художественной беспринципности и в известной мере бесспорном эклектизме Мейербера создал в музыкальном театре свой стиль большой, помпезной, "обстановочной" оперы с характерной драматургической композицией и индивидуальными оркестровыми приемами", - писал И. И. Соллертинский, сравнивая оперы Мейербера по увлекательности с "Тремя мушкетерами" Александра Дюма. Ставя на первое место угождение вкусам публики, Мейербер в то же время пытался обновить мелодический и гармонический язык своих опер. Отдельные арии из них и поныне входят в вокальный репертуар. Значительный интерес представляют и разнообразные оркестровые находки Мейербера.

    Хотя виднейшие музыканты - современники Мейербера (Вагнер, Шуман, Берлиоз, Серов и другие) отрицательно относились к его творчеству, оперный стиль Мейербера оказал исключительное влияние как на современников, так и на последующее поколение композиторов. Отзвуки его музыки можно обнаружить и в ранних операх наиболее горячего противника Мейербера - Вагнера, у Доницетти, молодого Верди, Обера, Галеви, Серова (опера "Юдифь") и др.


    М. Ю. Миркин

  • Ссылки на эту страницу


  • Добавить комментарий к статье



  • Биографии композиторов
  • Немецкие композиторы

  • А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я



    Ссылка на эту страницу:

     ©Кроссворд-Кафе
    2002-2017
    Рейтинг@Mail.ru     dilet@narod.ru