| |||
Михаил Ларионов. Лучи "полуночного солнца" • Биография Ларионова • Бубновый валет • Ослиный хвост • Биографии художников • Российские художники • Знаменитые Михаилы «Предмет таким, как принято его изображать на картинах, предмет, существующий как таковой, мы нашим глазом не ощущаем. Мы воспринимаем сумму лучей, идущих от источника света, отраженных от предмета и попавших в поле нашего зрения. Следовательно, если мы желаем написать буквально то, что видим, то и должны написать сумму отраженных от предмета лучей…» - писал в книге «Лучизм» 1913 года Михаил Ларионов. Но «буквально» в контексте его творчества никогда не было синонимом «реалистического». Михаил Ларионов родился 3 июня 1881 года на юге Бессарабии (современная Молдова) в Бендеровской крепости недалеко от Тирасполя, в семье полкового врача. Отец – помор из Архангельска, из старообрядческой семьи, учился в Московском Университете. Мать – южанка, дочь местного агронома. Детство Михаила Ларионова прошло в доме бабушки. Вокруг дома был большой сад, спускающийся к реке. Там, в этом саду, были написаны лучшие импрессионистические серии художника – «Угол сарая. Часы вечера», «Розовый куст», «Сирень», «Белые розы», «Цветущие акации». С 1898 по 1909 Ларионов формально числился учеником Московского училища ваяния и зодчества. В 1909 был отчислен по «итогам весенних годичных экзаменов», но диплом художника 2-го класса и право отбывать воинскую повинность вольноопределяющимся все-таки сумел получить в сентябре 1910. Там же, в училище, он познакомился со своей будущей женой Наталией Гончаровой – художницей, двоюродной правнучкой «той самой» Натальи Гончаровой – жены Александра Сергеевича Пушкина. Ларионов рано начал выставляться. Летом 1906 получил предложение от Сергея Дягилева принять участие в выставке русского искусства в Париже. В 1907 начал писать примитивистские работы: его полотна, как и холсты Натальи Гончаровой, были представлены на выставке «Бубновый валет». Это название, кстати, скорее всего тоже придумал Ларионов. Впрочем, это не помешало ему в конце 1911 публично объявить о своем принципиальном расхождении с художниками группы. Ларионов основал свою группу «Ослиный хвост», уже через год, в 1912, у «Ослиных хвостов» прошла первая выставка. Ларионов очень любил устраивать то, что в сейчас называется перформансом: так, в 1913 Ларионов организовал футуристические прогулки по Москве. Появление в центре города художников с раскрашенными лицами бурно обсуждалось в прессе. Совместно с Ильей Зданевичем, поэтом и писателем, Ларионов издает манифест футуристов «Почему мы раскрашиваемся»: «После долгого уединения мастеров мы громко позвали жизнь, и жизнь вторгнулась в искусство, пора искусству вторгнуться в жизнь. Раскраска лица – начало вторжения. Искусство – не только монарх, но и газетчик, и декоратор. Синтез декоративности и иллюстрации – основа нашей раскраски. Мы украшаем жизнь и проповедуем – поэтому мы раскрашиваемся...» В марте 1914 Ларионов организует выставку «№4. Футуристы, лучисты, примитив», - последнюю в серии выставок группы «Ослиный хвост». Весной того же года вместе с женой он уезжает в Париж, куда Гончарова приглашена Дягилевым оформлять постановку «Золотого петушка» в Гранд Опера. Они вернулись в Россию, узнав о начале Первой мировой войны. Ларионова отправили на фронт, он участвовал в боях в Восточной Пруссии. 30 августа 1914 года получил контузию, а 5 января 1915 года «признан к несению военной службы неспособным». 23 июня 1915 Ларионов и Гончарова уехали из России навсегда. Они продолжали работать с Дягилевым над театральными постановками, путешествовали, писали картины, в 20-е годы устраивали в Париже Балы для художников («Большой заумный Бал-маскарад», «Банальный Бал», «Бал Большой Медведицы»). В 1938 Ларионов и Гончарова получили французское гражданство, в 1955 – официально зарегистрировали свой брак. 17 октября 1962 умерла Наталия Гончарова. Михаил Ларионов пережил ее на полтора года. Оба они похоронены на кладбище Иври в Париже. Из эссе Марины Цветаевой «Наталья Гончарова». (Жизнь и творчество): Имя Ларионова несколько раз встречается в моем живописании. Хотела было, сначала, отдельную главу «Гончарова и Ларионов», но отказалась, поняв, что отделить — умалить. Как выделить в книге о Гончаровой Ларионова — в главу, когда в книге Гончаровой, ее бытия, творчества, Ларионов с первой строки в каждой строке. Лучше всех моих слов о Гончаровой и Ларионове — них — собственные слова Гончаровой о нем: «Ларионов — это моя рабочая совесть, мой камертон. Есть такие дети, отродясь все знающие. Пробный камень на фальшь. Мы очень разные, и он меня видит из меня, не из себя. Как я — его». Живое подтверждение разности. Приношу Гончаровой напоказ детские рисунки: ярмарку, — несколько очень ярких, цветных, резких, и других два, карандашом: ковбои и танцовщица. Гончарова сразу и спокойно накладывает руку на ярмарочные. Немного спустя явление Ларионова. — «Это что такое?» И жест нападчика, хищника — рукой, как ястреб клювом — выклевывает, выхватывает — ковбоев, конечно, — «Вот здорово! Может, подарите совсем? И это еще». — Второй, оставленный Гончаровой. Много в просторечии говорится о том, кто больше, Гончарова или Ларионов. — «Она всем обязана ему». — «Он всем обязан ей». — «Это он ее так, без него бы...» — «Без нее бы он...» и т. д., пока живы будут. Из приведенного явствует, что — равны. Это о парности имен в творчестве. О парности же их в жизни. Почему расстаются лучшие из друзей, по-глубокому? Один растет — другой перерастает; растет — отстает; растет — устает. Не перестали, не отстали, не устали. Не принято так говорить о живых. Но Гончарова и Ларионов не только живые, а надолго живые. Не только среди нас, но и немножко дальше нас. Дальше и дольше нас. Государственный интернет-канал "Россия" 03.06.06 Добавить комментарий к статье • Биография Ларионова • Бубновый валет • Ослиный хвост • Биографии художников • Российские художники • Знаменитые Михаилы Ссылка на эту страницу: |
|
||
©Кроссворд-Кафе 2002-2024 |
dilet@narod.ru |