Кроссворд-кафе Кроссворд-кафе
Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Игры онлайн
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Наши проекты
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Угадай кто это!
Реклама
Web-мастерам
Генератор паролей
Шаржи

Случайная статья

Михаил Ларионов. Лучи "полуночного солнца"


Биография Ларионова
Бубновый валет
Ослиный хвост
Биографии художников
Российские художники
Знаменитые Михаилы

«Предмет таким, как принято его изображать на картинах, предмет, существующий как таковой, мы нашим глазом не ощущаем. Мы воспринимаем сумму лучей, идущих от источника света, отраженных от предмета и попавших в поле нашего зрения. Следовательно, если мы желаем написать буквально то, что видим, то и должны написать сумму отраженных от предмета лучей…» - писал в книге «Лучизм» 1913 года Михаил Ларионов.

Но «буквально» в контексте его творчества никогда не было синонимом «реалистического».


Михаил Ларионов родился 3 июня 1881 года на юге Бессарабии (современная Молдова) в Бендеровской крепости недалеко от Тирасполя, в семье полкового врача. Отец – помор из Архангельска, из старообрядческой семьи, учился в Московском Университете. Мать – южанка, дочь местного агронома.

Детство Михаила Ларионова прошло в доме бабушки. Вокруг дома был большой сад, спускающийся к реке. Там, в этом саду, были написаны лучшие импрессионистические серии художника – «Угол сарая. Часы вечера», «Розовый куст», «Сирень», «Белые розы», «Цветущие акации».

С 1898 по 1909 Ларионов формально числился учеником Московского училища ваяния и зодчества. В 1909 был отчислен по «итогам весенних годичных экзаменов», но диплом художника 2-го класса и право отбывать воинскую повинность вольноопределяющимся все-таки сумел получить в сентябре 1910. Там же, в училище, он познакомился со своей будущей женой Наталией Гончаровой – художницей, двоюродной правнучкой «той самой» Натальи Гончаровой – жены Александра Сергеевича Пушкина.

Ларионов рано начал выставляться. Летом 1906 получил предложение от Сергея Дягилева принять участие в выставке русского искусства в Париже. В 1907 начал писать примитивистские работы: его полотна, как и холсты Натальи Гончаровой, были представлены на выставке «Бубновый валет». Это название, кстати, скорее всего тоже придумал Ларионов. Впрочем, это не помешало ему в конце 1911 публично объявить о своем принципиальном расхождении с художниками группы. Ларионов основал свою группу «Ослиный хвост», уже через год, в 1912, у «Ослиных хвостов» прошла первая выставка.

Ларионов очень любил устраивать то, что в сейчас называется перформансом: так, в 1913 Ларионов организовал футуристические прогулки по Москве. Появление в центре города художников с раскрашенными лицами бурно обсуждалось в прессе. Совместно с Ильей Зданевичем, поэтом и писателем, Ларионов издает манифест футуристов «Почему мы раскрашиваемся»: «После долгого уединения мастеров мы громко позвали жизнь, и жизнь вторгнулась в искусство, пора искусству вторгнуться в жизнь. Раскраска лица – начало вторжения. Искусство – не только монарх, но и газетчик, и декоратор. Синтез декоративности и иллюстрации – основа нашей раскраски. Мы украшаем жизнь и проповедуем – поэтому мы раскрашиваемся...»

В марте 1914 Ларионов организует выставку «№4. Футуристы, лучисты, примитив», - последнюю в серии выставок группы «Ослиный хвост». Весной того же года вместе с женой он уезжает в Париж, куда Гончарова приглашена Дягилевым оформлять постановку «Золотого петушка» в Гранд Опера.

Они вернулись в Россию, узнав о начале Первой мировой войны. Ларионова отправили на фронт, он участвовал в боях в Восточной Пруссии. 30 августа 1914 года получил контузию, а 5 января 1915 года «признан к несению военной службы неспособным».

23 июня 1915 Ларионов и Гончарова уехали из России навсегда. Они продолжали работать с Дягилевым над театральными постановками, путешествовали, писали картины, в 20-е годы устраивали в Париже Балы для художников («Большой заумный Бал-маскарад», «Банальный Бал», «Бал Большой Медведицы»). В 1938 Ларионов и Гончарова получили французское гражданство, в 1955 – официально зарегистрировали свой брак.

17 октября 1962 умерла Наталия Гончарова. Михаил Ларионов пережил ее на полтора года. Оба они похоронены на кладбище Иври в Париже.


Из эссе Марины Цветаевой «Наталья Гончарова». (Жизнь и творчество):


Имя Ларионова несколько раз встречается в моем живописании. Хотела было, сначала, отдельную главу «Гончарова и Ларионов», но отказалась, поняв, что отделить — умалить. Как выделить в книге о Гончаровой Ларионова — в главу, когда в книге Гончаровой, ее бытия, творчества, Ларионов с первой строки в каждой строке. Лучше всех моих слов о Гончаровой и Ларионове — них — собственные слова Гончаровой о нем: «Ларионов — это моя рабочая совесть, мой камертон. Есть такие дети, отродясь все знающие. Пробный камень на фальшь. Мы очень разные, и он меня видит из меня, не из себя. Как я — его». Живое подтверждение разности. Приношу Гончаровой напоказ детские рисунки: ярмарку, — несколько очень ярких, цветных, резких, и других два, карандашом: ковбои и танцовщица. Гончарова сразу и спокойно накладывает руку на ярмарочные. Немного спустя явление Ларионова. — «Это что такое?» И жест нападчика, хищника — рукой, как ястреб клювом — выклевывает, выхватывает — ковбоев, конечно, — «Вот здорово! Может, подарите совсем? И это еще». — Второй, оставленный Гончаровой.

Много в просторечии говорится о том, кто больше, Гончарова или Ларионов. — «Она всем обязана ему». — «Он всем обязан ей». — «Это он ее так, без него бы...» — «Без нее бы он...» и т. д., пока живы будут. Из приведенного явствует, что — равны. Это о парности имен в творчестве. О парности же их в жизни. Почему расстаются лучшие из друзей, по-глубокому? Один растет — другой перерастает; растет — отстает; растет — устает. Не перестали, не отстали, не устали.

Не принято так говорить о живых. Но Гончарова и Ларионов не только живые, а надолго живые. Не только среди нас, но и немножко дальше нас. Дальше и дольше нас.


Государственный интернет-канал "Россия" 03.06.06


Добавить комментарий к статье




Биография Ларионова
Бубновый валет
Ослиный хвост
Биографии художников
Российские художники
Знаменитые Михаилы


Ссылка на эту страницу:

 ©Кроссворд-Кафе
2002-2024
dilet@narod.ru