Кроссворд-кафе Кроссворд-кафе
Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Игры онлайн
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Наши проекты
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Угадай кто это!
Реклама
Web-мастерам
Генератор паролей
Шаржи

Новости

Ингвар Кампрад. Скромный миллиардер с непритязательными запросами



Ингвар Кампрад О том, что такое «американская мечта», знают все. Какова «шведская мечта», сказать затруднительно. С одной стороны, потомки суровых викингов вроде бы никогда не были замечены в таком возведении материального достатка и карьерного спеха на алтарь жизненных ценностей, какой характерен для жителей США. С другой, основанный на протестантской этике менталитет, в котором немаловажную роль играют трудолюбие и усердие во всех занятиях, тоже нельзя списывать со счетов. Так что сложно определить, является ли история успеха Ингвара Кампрада, отца-основателя всемирно известного бренда ИКЕА (IKEA), национальным идеалом для его соотечественников.

Сам миллиардер, уже более тридцати лет живущий с семьёй в мягком швейцарском климате, появился на свет 30 марта 1926 года в Смоланде, исторической провинции на юге Швеции. Его дед и бабушка были судетскими немцами, у которых не задались дела на родине и которые переехали в Скандинавию в конце XIX века. В 1897 году его дед, находясь в отчаянном положении из-за необходимости выплачивать ссуду, взятую им для приобретения фермы, нашёл наиболее радикальный способ для решения проблем – застрелился из охотничьего ружья. Так что бабушке Ингвара пришлось разбираться с финансовыми трудностями и воспитанием детей самой. Биографы Кампрада единодушно указывают, что характером самый богатый житель Швейцарии больше всего похож именно на бабушку, женщину непростую, но находчивую и в прямом смысле с несгибаемой волей. Будучи совсем ещё маленьким, Ингвар уже проявлял завидную смекалку. Из-за своей болезни (Кампрад всю жизнь страдает от дислексии, осложнениями при чтении) он рос тихим ребёнком и не участвовал столь активно в играх и развлечениях сверстников. Зато у него оставалось уйма времени поразмышлять о том, каким же образом заработать побольше денег. До сих пор, в возрасте «за 80», Кампрад признаётся, что бизнес для него всегда был лишь игрой, цель которой в создании эффективной компании, приносящей большие доходы.

Первый шаг на пути к своим миллиардам Кампрад сделал благодаря спичкам. Во время поездок с родителями в Стокгольм он покупал там небольшими оптовыми партиями спички, которые в родных местах продавал соседям по одному коробку, но уже в три раза дороже. Аналогичную схему он проворачивал впоследствии и со всевозможными школьными принадлежностями, от карандашей до тетрадок, которые реализовывал среди своих одноклассников. Ингвар довольно быстро осознал, что с его специфическим заболеванием (читать он научился, но трудности в обучении были очевидны) трудно рассчитывать на получение престижного образования, так что нужно было заниматься каким-нибудь собственным делом. Обладая к 15 годам определённым личным капиталом, накопленным в результате хитроумных «спичечных» и других торговых операций, он сумел получить от бабушки и отца определённую денежную сумму в подарок. Правда, родственники отчего-то думали, что они дают Ингвару деньги на продолжение образования, но Кампрад не стал их в этом разубеждать и в 1943 году основал свою фирму под названием «Ингвар Кампрад, Ельмтарюд в Агунарюде» (Ельмтарюд – название фермы его отца, Агунарюд – название местного протестантского прихода) – сокращённо ИКЕА.

Как это нередко случается в истории больших корпораций, изначально дело Кампрада было типичной мелкооптовой лавкой и не имело отношения к производству мебели, направлению, ставшему его визитной карточкой. Однако даже в торговле канцелярскими принадлежностями и предметами одежды Ингвар проявил предпринимательскую смекалку. Он первым среди местных торговцев стал использовать доставку товаров непосредственно покупателям после заказов по почте. Сделал он это, договорившись с молочником, который всё равно ежедневно развозившему молоко по домам. Следующей маркетинговой находкой Кампрада стал регулярный выпуск каталогов своих товаров, благодаря которым местным жителям не нужно было еженедельно заходить в его лавку, чтобы обнаружить что-нибудь новенькое. Кроме того, Кампрад проявил свой талант и в сфере рекламы: пусть его шаги по привлечению клиентов на презентации товаров с помощью бесплатных булочек с молоком кажутся наивными и детскими, главное, что они работали.

В начале 1950-х годов произошёл случай, изменивший жизнь Ингвара Кампрада и судьбу ИКЕА. Местный ремесленник, имевший домашнюю фабрику по производству мебели, разорился и предпочёл перебраться в другие места. Кампрад воспользовался случаем, приобрёл фабрику практически за бесценок и начал производить собственную мебель, включив её в свои торговые каталоги – первый мебельный каталог вышел в 1951 году. А в 1956 году ИКЕА окончательно стала на «мебельные рельсы», а сама компания начала приобретать тот инновационный уникальный характер, который и принёс ей известность и огромные доходы. Один из работников компании по имени Гиллис Лундгрен долгое время безуспешно пытался втиснуть просторный обеденный стол в машину покупателя, но стол решительно не вмещался. После долгих усилий Лундгрен разрубил гордиев узел подобно Александру Македонскому: он просто отпилил мешавшие ножки стола. Правда, затем он снабдил их болтами-гайками, которыми можно было прикрепить к крышке стола, и упаковал отдельно. Наблюдавший за этой картиной Кампрад понял, что это золотая жила – производство сборной мебели, которая существенно сократит производственные расходы (минус затраты на сборку и транспортировку массивной мебели), что снизит цену и привлечёт покупателя. Уже затем в философию ИКЕА были добавлены такие принципы, как продажа не отдельных предметов мебели, а целого набора сопутствующих товаров (например, к письменному столу прилагались специально подобранные к нему настольная лампа), использование самых оригинальных и вместе с тем практичных дизайнерских решений, акцент на совместном творчестве продавца и покупателя в деле создания мебельного интерьера и так далее.

Все эти находки, помноженные на трудолюбие, принесли Ингвару Кампраду около 30 миллиардов долларов (в связи с закрытым характером компании многие специалисты считают, что состоянии Кампрада ещё больше, около 50 миллиардов). Миллиардер, который «ушёл на покой» в 70 с лишним лет и передал управление в руки трёх сыновей, до сих пор считает бережливость важнейшим условием успеха. Он летает на самолётах в эконом-классе, он часто ездит в общественном транспорте по льготному проездному билету, а его личному автомобилю около 20 лет, он пользуется одним креслом более 30 лет, а его сыновья на первых порах работали в ИКЕА едва ли не бесплатно. Всем упрёкам в скаредности Кампрад искренне удивляется: «Как я могу требовать от своих сотрудников скромности в запросах, если не буду подавать им пример?».


Александр Бабицкий
24.06.2010


Добавить комментарий к статье




Ссылка на эту страницу:

 ©Кроссворд-Кафе
2002-2024
dilet@narod.ru