Кроссворд-кафе Кроссворд-кафе
Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Игры онлайн
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Наши проекты
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Угадай кто это!
Реклама
Web-мастерам
Генератор паролей
Шаржи

Новости

Владислав Стржельчик. Стриж благородных манер


Российские актеры
Знаменитые Владиславы

Владислав Стржельчик Сейчас таких актеров, как Владислав Стржельчик (в нынешнем январе ему исполнилось бы 90), днем с огнем не сыщешь. Уникальный артист неподражаемо играл утонченных аристократов, интеллигентов, голубую кровь, белую кость. Сегодня даже необходимость в таких исполнителях практически отпала — зачем они современным сериалам. А когда-то…

Когда-то строгий режиссер Георгий Товстоногов, пришедший в 1956 году реформировать пребывающий в кризисе Большой драматический театр им. М. Горького в Ленинграде, оставил Стржельчика в труппе, несмотря на то, что режиссеру было позволено уволить чуть ли не половину актеров. Стржельчик был не только одним из старожилов театра, он был нужным, необходимым персонажем в новой истории БДТ.

Тринадцать артистов уволили, а красавец Владислав остался. И стал одним из лучших актеров блистательной товстоноговской труппы, первого театра страны на протяжении нескольких десятилетий. Вальяжные манеры, бархатные интонации — в каждой своей роли Владислав Игнатьевич выступал покорителем женских сердец, удивительным мастером, подлинным интеллигентом. Кстати, кумир дам всю жизнь прожил с одной женой — Людмилой Шуваловой.

Много и ярко играл в классике. В «Трех сестрах» он был Кулыгиным, в «Горе от ума» — Репетиловым, в «Варварах» — Цыгановым. Кажется, с возрастом он становился все более популярным. До сих пор ходят легенды, как в миллеровской «Цене» он создавал образ старого еврея Соломона Грегори. Как он молчал, качал головой, каким мудрым был, как знаменито чистил прихваченное с собой вареное яйцо. Это была не просто роль — учебник актерского мастерства. Кстати, многие и в жизни принимали его за еврея, несмотря на то, что он был поляк, власти даже пытались сделать его членом антисионистского комитета.

Друзья называли Стржельчика Владик, Слава, а то и просто Стриж. Стриж никогда не был близок к властям, как Кирилл Лавров, никогда не фрондировал, как Сергей Юрский, не был актером «не от мира сего», как Иннокентий Смоктуновский, или «молчальником» типа Ефима Копеляна. В товстоноговской труппе он был Актером в старом понимании этого слова — роскошным, возвышенным, преувеличенно эмоциональным.

Еще одна коронная его роль — в товстоноговской «Хануме», спектакль этот и сейчас бесконечно показывают по телевидению. Князь Вано Пантиашвили — безумно смешной образ разорившегося аристократишки. Все время попадающий в смешные ситуации, нелепый и жалкий, потешный в своем желании выглядеть и соответствовать титулу (а кроме титула, ничего и не осталось) — поистине бенефисная роль. В череде других ярких работ этого спектакля — а в нем заняты Л. Макарова, Н. Трофимов, В. Медведев — работа Стржельчика была, наверное, самой яркой. Он легко пел в ней, заразительно танцевал.

Еще одна замечательная комедийная роль актера, только в кино, — Фердинанд Нонанкур в «Соломенной шляпке». Хлопотливый отец, выдающий замуж свою любимую дочь и носящийся с нелепым миртовым деревом — подарком со смыслом. Вместе с Андреем Мироновым и другими замечательными актерами он ведет свою роль концертно, приводя зрителей в восторг эскападами своего героя, трогательного и восторженного придурка.

Надо ли говорить, что образ другого француза — Наполеона — никак не перекликался с персонажами водевилей. Император и полководец стал одной из самых лучших актерских работ в киноэпопее Сергея Бондарчука.

И совсем другой образ Стржельчика, совсем другая роль, ставшая классикой телевидения, — генерал Владимир Зенонович Ковалевский в сериале «Адъютант его превосходительства». Для красных генерал — враг, но враг уважаемый.

Интеллигентнейшему Владиславу Игнатьевичу на роду было написано всю жизнь создавать образы благородных лиц дворянского происхождения, поруганных советской властью. Кстати, в фильме «Корона Российской империи» он сыграл рафинированного жулика Нарышкина, пытавшегося стибрить эту самую корону из-под носа у экспроприировавших ее большевиков, — но не тут-то было.

В «Адъютанте» Стржельчик играл, в общем-то, хорошего белогвардейца, он был ничуть не хуже безусловно положительного капитана Кольцова в исполнении Юрия Соломина. Актеры подружились, Соломин предлагал Стржельчику переехать из Ленинграда в Москву, поступить на службу в Малый театр. Но «Владимир Зенонович» остался верен Петербургу.

С приемом картины были сложности. Телевизионное начальство, просмотрев материал, всполошилось: «Это же гимн белогвардейщине!» Премьеру фильма решено было отложить, но создатели сериала подключили зампреда КГБ Семена Цвигуна, отвезли ему прямо в больницу копию фильма, и находившийся на лечении чекист дал отмашку. Фильм разрешили, а через год даже дали ему Государственную премию РСФСР.

Впервые в 1970 году сериал показывали не ежевечерне, а через день, растянув, таким образом, удовольствие на десять дней, вернее, десять телевечеров. Спустя чуть больше месяца запустили «Адъютанта» в повторный показ.

…Уходил из жизни Владислав Игнатьевич театрально-трагично. Уже не было в живых Товстоногова, уже был совсем другой театр, но он продолжал работать, играл с Алисой Фрейндлих дуэтный спектакль «Последний пылкий влюбленный», репетировал в «Макбете» роль короля Дункана. И вдруг стал забывать на репетициях текст. Вначале думал — случайность. Потом считали — инсульт. Оказалось, злокачественная опухоль мозга…


Первая крымская N 360, 4 ФЕВРАЛЯ/10 ФЕВРАЛЯ 2011


Добавить комментарий к статье




Российские актеры
Знаменитые Владиславы


Ссылка на эту страницу:

 ©Кроссворд-Кафе
2002-2024
dilet@narod.ru