| |||
Александр Лазарев - актер с репутацией Дон-Кихота • Биография • Российские актеры • Биографии актеров • Знаменитые Александры На этой неделе исполнилось девять дней, как умер Александр Лазарев, ушедший от нас в праздничные майские дни. Актер скоропостижно скончался у себя на даче в Москве. Еще одна потеря в мире искусства — неожиданная, ранившая многих людей, не знавших этого человека лично, но видевших его на экране и на сцене и — любивших. Высокий, красивый, с необычайно богатым и легко узнаваемым голосом. В любом возрасте он был по-настоящему привлекателен (с годами стал ничуть не менее интересным). Всегда был профессионалом — настоящим актером, а не зазвездившейся однодневкой. Некоторая элитарность и старомодная порядочность Лазарева связана с тем, что он прежде всего, конечно, был актером театральным. Все долгие годы работы на сцене он был верен одному коллективу — Московскому театру им. В. Маяковского. Пришел туда практически сразу после института, еще при знаменитом Николае Охлопкове. Они тогда влились в труппу целой когортой — Анатолий Ромашин, Игорь Охлупин, Евгений и Александр Лазаревы, Светлана Мизери, Светлана Немоляева, которая стала спутницей жизни Лазарева на долгие годы. (Вроде бы за Немоляевой ухаживал Ромашин, но навсегда получилось с Лазаревым.) У Охлопкова Лазарев успел ярко сыграть в нескольких спектаклях, в том числе Виктора в знаменитой «Иркутской истории» А. Арбузова, Часовникова в «Океане». Но основной творческий взлет Александра Лазарева связан с режиссером Андреем Гончаровым, сменившим Охлопкова на посту худрука Маяковки. Андрей Александрович, человек с непростым характером, быстро понял, что в руках у него настоящая козырная карта, актер, способный с одинаковой выразительностью играть как героические, так и характерные роли. Легенда о Лазареве как об актере холодном была развеяна в спектакле «Человек из Ламанчи». Это был настоящий мюзикл, не чета нынешним массовым шумным «забегам в ширину». Там была настоящая режиссура, были крупные яркие актерские работы Евгения Леонова, Татьяны Дорониной и, конечно, Александра Лазарева, удивительно страстно, эмоционально, с неподдельным юмором и драматизмом сыгравшего две роли — Сервантеса и Дон-Кихота. «Это я — Дон-Кихот, человек из Ламанчи, зовите меня — я приду!» Он пел эти строки, и не верилось, что в роли прожженного циника Константина в «Детях Ванюшина» выходил тот же самый актер. Но это был он — Лазарев, создавший вместе с режиссером острохарактерный хлесткий образ купеческого сынка, бесчестного, продажного, смешного и страшного одновременно. Актер много играл в Маяковке, играл в заметных спектаклях — «Интервью в Буэнос-Айресе», «Бег»… Он вроде бы все время был на виду при Гончарове. Но сказать, что Лазареву и Немоляевой всегда было легко в этом театре, все-таки нельзя. Маяковка была коллективом, где в рамках очень сильной труппы среди женщин много лет царствовала Наталья Гундарева, а среди мужчин — Армен Джигарханян. Именно под них подбирался репертуар, остальным же приходилось ждать и терпеть, причем порой долгие годы. Но они умели терпеть (хотя ох как непросто актерам самого высокого уровня пребывать на вторых ролях!) — и неслучайно в последний период, когда театром руководил Сергей Арцыбашев, Александр Сергеевич Лазарев сыграл сразу несколько мощных ролей в «Карамазовых», «Женитьбе», «Ревизоре», «Как поссорились»… Чтобы представить Александра Лазарева на экране, достаточно вспомнить старый фильм Георгия Натансона «Еще раз про любовь». Физик-супермен по имени Электрон Евдокимов, проникновенный дуэт с Татьяной Дорониной, любовь, которую в кинематографе того времени не решались показывать. А еще — «Вольный ветер», «Портрет Дориана Грэя», «Цветы запоздалые», «Ермоловы», «Голубка» и еще очень много фильмов. Роли не всегда главные, но всегда запоминающиеся. И еще, что, бесспорно, запомнилось и всегда вызывало уважение в Александре Лазареве, — его 50-летний брак со Светланой Немоляевой. Никогда никакой грязи, никаких интрижек, нормальные человеческие отношения, построенные на любви и уважении. Всегда рядом: и дома, и на работе — и это же надо было уметь не надоедать друг другу. И то, что у такой талантливой пары родился звездный сын-актер, — это, с одной стороны, так естественно, с другой, знак судьбы. Александр Лазарев-младший сверкнул моментально, придя к Марку Захарову в московский театр Ленком. Победительно сыграв графа Альмавиву в «Женитьбе Фигаро», он вместе с Дмитрием Певцовым, Александрой Захаровой и другими актерами заявил о появлении второго звездного поколения театра, которое после ухода из жизни А. Абдулова, О. Янковского, Е. Леонова, болезни Н. Караченцова стало первым и главным ленкомовским достоянием. Казалось, такая счастливая семья — она и была счастливой. Вот только разрушилось это счастье, разрушилось в один миг… Сегодня, конечно, думаешь, как там Светлана Немоляева, как она выдержит теперь одна. Ведь больше полувека рядом с ней был ее благородный Саша. Держитесь, Светлана Владимировна, пусть вам помогут ваши младшие, пусть не забывают вас друзья. И Александр Сергеевич, уверен, незримо будет рядом с вами, несмотря на то, что ушел навсегда. СЕРГЕЙ ПАЛЬЧИКОВСКИЙ Первая крымская N 373, 13 МАЯ/19 МАЯ 2011 Добавить комментарий к статье • Биография • Российские актеры • Биографии актеров • Знаменитые Александры Ссылка на эту страницу: |
|
||
©Кроссворд-Кафе 2002-2024 |
dilet@narod.ru |