Кроссворд-кафе Кроссворд-кафе
Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Игры онлайн
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Наши проекты
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Угадай кто это!
Реклама
Web-мастерам
Генератор паролей
Шаржи

Самое популярное

Жертва Пикассо. Ольга Хохлова


Знаменитые Ольги
Артисты балета

Ольга Степановна Хохлова Ольга Степановна Хохлова родилась 17 июня 1891 года в городе с очень подходящим для будущей балерины названием — Нежин. К слову сказать, в этом городе чуть раньше учился Н.В. Гоголь, а чуть позже родился актёр и певец Марк Бернес.

Отец Ольги был полковником царской армии, и девочка получила воспитание приличествующее положению её семьи в обществе. Но, побывав однажды в Париже и увидев балет мадам Шрессонт, она решила стать балериной. Это занятие было совершенно не подходящим для девушки из благородного семейства. Но Ольга проявила характер и стала балериной. Мало того, она довольно легко поступила в труппу Сергея Дягилева.

Говорят, особым дарованием и темпераментом Ольга не отличалась. Однако Дягилев любил девушек с хорошими манерами из благородных семейств. В этом смысле Ольга была безупречна. Она никогда не получала больших ролей, но её присутствие в кордебалете было заметно, приковывая взгляды не то чтобы особенной грациозностью, но особой статью.

В 1917 году Дягилев начал работу над балетом "Парад". Жан Кокто написал либретто, композитор Эрик Сати написал музыку для двух фортепьяно. Леонид Мясин выступил как хореограф. А Пабло Пикассо пробовал свои силы как художник по костюмам и декоратор. Дягилев намеревался "взорвать" Париж. И ему это удалось. В мае 1917 года Франция была истощена Первой мировой войной и публика ждала чего-то героико-патриотического, но получила нечто странное: скованную кубистическими костюмами хореографию под музыку, в которой то и дело слышался стрекот пишущей машинки, перезвон бутылок и даже горн.

Поэт Гийом Аполинер назвал это действо "союзом живописи и танца, пластики и мимики". Публика оценила его иначе. Артистам кричали "Русские боши! Сати и Пикассо боши!" Боши – это жаргонное название немцев. Нечто вроде "фрицев".

В премьерном спектакле "Парада" участвовала Ольга Хохлова. И, наверное, очень волновалась. Помимо зрителей на неё с явным пристрастием смотрел Пабло Пикассо. Они познакомились в Риме, во время работы над спектаклем. Это не было любовью с первого взгляда. Пикассо не сразу обратил внимание на скромную, сдержанную, даже строгую, Ольгу. В труппе Дягилева было достаточно красивых и ярких танцовщиц. Но заметив Ольгу, всех остальных он просто перестал замечать. Дягилев посчитал своим долгом предупредить, что русские девушки непростые, на них надо жениться! И Пикассо, похоже, был уже готов к этому.

Во время гастролей труппы в Барселоне Пикассо познакомил девушку со своей семьей. Мать хотела, чтобы невестка была испанкой, но безупречное воспитание и здесь сослужило Ольге добрую службу.

А когда Пабло написал её портрет в испанском наряде, мать растрогалась. Только сказала: "Бедная девочка, ты не знаешь, на что обрекаешь себя. Пабло озабочен только собой". Но кого останавливают такие слова, даже если они сказаны будущей свекровью? Ольга уже приняла решение.

Труппа Дягилева собиралась на гастроли в Южную Америку. Ольга понимала, что пик её балетной карьеры уже пройден. Возвращаться в революционную Россию, ей, дочери полковника царской армии, было некуда и незачем. Кажется, у неё не было другого выхода – только замуж за Пикассо.

Они обвенчались 18 июня в Париже в соборе Александра Невского. Гостями были Дягилев, Гертруда Стайн, Макс Жакоб, Жан Кокто и Гийом Аполинер. Все были удивлены, как сильно любит Пикассо свою русскую балерину. А он, похоже, действительно думал, что это любовь на всю жизнь. Доказательство тому брачный контракт, в котором все его картины принадлежат ему и ей поровну.

Они поселились в Париже на улице Ля Бовси. Ольга взялась за устройство просторной квартиры. Как приятно это делать, имея средства! Один этаж Ольга обставила по своему вкусу. Второй – полностью принадлежал художнику Пабло Пикассо и там царил роскошный беспорядок. У них машина с водителем. Породистые собаки. В доме множество диковинных вещей.

Пикассо уже признанный художник. Они ведут светскую жизнь: званые обеды, приёмы. Они знакомы с принцем Монако, с королем Португалии Мануэлем, а ещё с Артуром Рубинштейном, Игорем Стравинским, Коко Шанель и даже со Скоттом Фитцджеральдом. Ольга любит дорогие наряды, икру и шампанское. Пабло тоже не прочь сшить себе костюм у дорогого кутюрье. Золотые часы выглядывают из его жилетного кармана. Он гордится своей женой, её умением держать себя в этом высочайшем обществе, её необычной красотой, осанкой…

А она? Она видит, что он известный художник, но понимает ли она его художества? Он пишет и пишет её портреты. Ольга сказала, что хочет "узнавать своё лицо". Что ж, пожалуйста! Лицо узнаваемо: большие задумчивые глаза, безукоризненно прямой нос и… никогда, никогда ни одной улыбки. Всегда какая-то сдержанность и даже скованность. Словно на ней всё ещё тот тяжёлый кубистический костюм, придуманный Пикассо для балета "Парад".

О, подруги художников, улыбайтесь почаще, и мы не будем высматривать в ваших грустных глазах всполохи грядущих разрушительных пожаров!

Но до пожаров ещё далеко. В 1921 году в феврале Ольге 30 лет, Пабло — 40. У них рождается сын Пауло. Пабло счастлив. Множество рисунков и картин с Ольгой и Полем, самые светлые и нежные работы Пикассо. Больше такого "неоклассического периода" в его творчестве не будет. Пауло в костюме Арлекина, в круглой шляпе, рисующий, сидящий на ослике.

Разве такое может длиться вечно? Да, если мужчине достаточно для счастья уютного дома, чудесного сына и красивой жены с хорошими манерами. Есть тому примеры, но весьма немногочисленные.

Пабло Пикассо стал тяготиться своей размеренной жизнью и ролью признанного салонного художника, которую пыталась навязать ему Ольга. Картин в неоклассическом стиле он написал уже предостаточно. Видя его охлаждение, Ольга мучила его и себя ревностью. И, что особенно грустно, поначалу безосновательно.

В 1927 году Пабло Пикассо встретил 17-летнюю Мари-Терез Вальтер, спортсменку, красавицу, ничего не смыслящую в искусстве. Но Пикассо не искал искусствоведа. Он искал новые формы. Вернее, как он сам говорил, он не искал, он находил.

Ольга была в отчаянии. Пабло не скрывал своих отношений с юной Мари-Терез, сначала сняв ей квартиру в доме напротив, а затем и вовсе поселив её в своей мастерской. Так прошло 7 лет, пока Мари-Терез Вальтер не надоело быть просто любовницей. Она появилась на пороге Ольгиного дома с маленькой девочкой на руках и заявила, что это "произведение Пикассо".

Такого унижения Ольга стерпеть не смогла и удалилась в Канны с сыном Полем. Развод? Но в этом случае Пикассо должен был отдать ей половину своих картин. Нет. Он не хотел развода. Мари-Терез Вальтер жестоко просчиталась.

Но и Ольга не осталась в выигрыше… Наверное, у неё не было психолога и психоаналитика. Наверное, в те годы не издавалось в таком количестве душеспасительных книг, для женщин, оказавшихся в подобном положении. Теперь ей сказали бы: "Начни новую жизнь! Ты — балерина из труппы Дягилева! Открой балетную школу для детей, давай уроки русского языка, напиши мемуары, в конце концов!"

Ольга ничего этого делать не стала. Она надеялась, что Пабло к ней вернётся. Но шли годы. Пабло бросил Мари-Терез и увлёкся Дорой Маар, а после неё Франсуазой Жило, молодой художницей. А после Франсуазы Жило была Жаклин Рок. А развода так и не было.

Она писала ему письма полные отчаяния, проклятий, называла его творчество деградацией и присылала портреты Бетховена и Рембрандта, намекая на то, что до таких высот в искусстве ему никогда не подняться.

А Пикассо изображал Ольгу в виде лошади или быка на своих картинах из цикла "Коррида". Впрочем, это уже было неважно. Период, когда Ольга "узнавала своё лицо" в творчестве Пикассо давно закончился. Он разъял на куски некогда любимое им тело и превратил его в груды мяса. Называл Ольгу "полным ничтожеством" и говорил, что жизнь с ней была "худшим периодом в его жизни".

Она была сожжена дотла ревностью и обидой. Дочь полковника русской армии не могла смириться со своим поражением. Ни о какой новой жизни речи быть не могло. А ведь когда-то у неё хватило воли, чтобы наперекор родителям стать балериной и отправиться в Париж. Для чего всё это? Чтобы, в конце концов, прославиться в качестве отвергнутой жены великого художника?

Похоже, что так. Её сердце разбито, душа окровавлена, а ноги парализованы — что может быть страшнее для балерины! Единственной отрадой был сын Поль и внуки Марина и Паблито. Но Поль вырос слабым и безвольным, Пикассо заботился о нём, но, весьма своеобразно: Поль до конца своих дней полностью зависел от отца материально и ничего не мог с этим поделать.

В 1955 году у Ольги Хохловой обнаружили рак, и она легла в клинику неподалёку от города Гольф-Жуан. Внучка Марина в своих воспоминаниях называет её волшебницей, говорит, что только от неё они с братом Паблито слышали в детстве ласковое слово. Марина запомнила её сидящей в кресле с ногами укрытыми норковым манто, подаренным когда-то Пабло Пикассо. Сам Пикассо ни разу не навестил свою жену. Он даже не пришел на её похороны в 1955 году, потому что занят был новой картиной.

"Каждый раз, когда я меняю женщину, — говорил Пикассо, — я должен сжечь ту, что была последней". Так и случалось. Его бывшие подруги, так или иначе, были сожжены, сломаны или сведены с ума. Устояла лишь Франсуаза Жило, которая сама ушла от Пикассо.

"Есть ли у творцов право пожирать и ввергать в отчаяние всех своих близких? Их творчество, пусть и светоносное, — стоит ли оно такой жертвы в виде человеческих жизней", — вопрошает Марина Пикассо в своей книге "Дедушка".

В ответ хочется задать вопрос. Почему же близкие так легко соглашаются на роль жертвы?


Мария Вайсман
Женский журнал Суперстиль • 20.05.2011


Добавить комментарий к статье




Знаменитые Ольги
Артисты балета


Ссылка на эту страницу:

 ©Кроссворд-Кафе
2002-2024
dilet@narod.ru