Кроссворд-кафе Кроссворд-кафе
Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Наши проекты
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Реклама
Web-мастерам
Генератор паролей

Случайная статья

Интересно

Чехия. Знакомство перед поездкой
Шри-Ланка - страна настоящих людей

Лариса Рубальская. Автор многих стихов


Биография
Реалистка с налетом романтики?
Отзывы о Ларисе Рубальской
Новости
Русские поэты
Поэты-песенники
Биографии поэтов
Знаменитые Ларисы
Кто родился в Год Петуха

Добавить отзыв о человеке

Лариса Рубальская Она написала тексты более чем 600 песен, которые исполняли Иосиф Кобзон и Алла Пугачёва, Филипп Киркоров и Михаил Муромов, Ирина Аллегрова и Татьяна Овсиенко, Валентина Толкунова, Алсу и многие другие. С творчеством поэтессы знакомы даже те, кто скептически относится к поп-культуре.

"Угонщица", "Напрасные слова", "Странная женщина", "Доченька", "Транзитный пассажир" и другие песни уже прочно осели в народной памяти и стали значительной частью истории современной музыки. Секрет успеха кроется, наверное, в искренности Рубальской, а ещё в понятности и доступности её творчества.

Поэтессу отличает особая жизнерадостность, а на лице её — всегда улыбка. Зрительницы, уже создавшие себе миф о полной безоблачности её жизни, порой обращались к Ларисе Алексеевне с вопросом: "А вы когда-нибудь плачете?" "Плачу, дорогие женщины, плачу. Ничего из того, что есть у каждого человека в жизни — страдания, счастье, радость,— не обошло и меня", — отвечает она. Её жизнь — это сплошная цепь случайностей, как радостных, так и грустных.

Лариса Рубальская родилась 24 сентября 1945 года в Москве в скромной интеллигентной семье. Её отец в своё время переехал с Украины в Москву, чтобы поступить в академию им. Н. Жуковского, и даже сдал вступительные экзамены, но позже его отчислили оттуда по национальному признаку. В итоге ему пришлось преподавать в школе труд и военное дело. Воспитанием детей — у Ларисы был ещё любимый брат, младше её на четыре года — занимались мама и бабушка. Последняя была очень образованной. "И меня, и моего брата воспитывали бабушка, двор и Дом пионеров, — вспоминала потом о своём детстве поэтесса. — Мы много бегали, озорничали. Двор был нашим домом".

До сих пор она хранит дома свою школьную характеристику, где и отмечено, что способности у юной Ларисы самые средние, и что она не проявляет никакого интереса к общественной жизни коллектива. Педагоги часто бывают недальновидны.

Стихи Лариса начала писать ещё в школе, когда ей начали нравиться мальчики. Популярностью у противоположного пола она не пользовалась, и хотела хоть так привлечь к себе внимание. Вскоре главным объектом её страданий и адресатом поэзии стал одноклассник по имени Слава. Рубальская влюбилась без памяти и в течение нескольких лет стерегла мальчика у школы и ходила за ним повсюду. В запасе у неё всегда были двухкопеечные монеты для телефона-автомата. Она звонила своему герою без конца, меняла голос, а он швырял трубку. В итоге он просто возненавидел свою горячую поклонницу.

История имела трагическую развязку. На школьном новогоднем вечере ей наконец-то удалось потанцевать со Славой. Однако тот подготовил для девочки сюрприз. Во время танца завел её в угол и привёл в действие самодельную бомбочку. Тайком позаимствованные у мамы колготки были безнадёжно испорчены, а на ногах остались ожоги. Но Лариса продолжала мечтать о большой любви.

После школы она поступила на заочное отделение педагогического института, работать же пошла машинисткой в Литературный институт. Иногда ей казалось, что именно здесь, в этой творческой обители, произойдёт судьбоносная встреча с каким-нибудь юным поэтом. Но всё получилось не так.

Встреча произошла… Но это был телефонист, который пришёл к ней на работу чинить телефон. Они прожили вместе несколько лет. Телефонист любил нецензурно выражаться, порой подкрепляя свои мысли кулаками. Жизнь была тяжёлой и в материальном плане, иногда и поголодать приходилось. Спасал Ларису… кот соседей по коммуналке. Животное кормили очень хорошо, и она время от времени заимствовала у него деликатесы.

Она была терпеливой. Но после измены мужа всё-таки решила разорвать эти отношения. После окончания Педагогического, её взяли преподавать русский и литературу в школе. Но… "Всё, что я делала, — рассказывала Рубальская, — было “непедагогично”, а я просто любила детей".

Как-то на урок пришла комиссия из РОНО. Лариса проходила с учениками сказку "Морозко", и со свойственною ей непосредственностью объясняла детям, что единственный положительный герой сказки — собачка, тявкавшая правду о злой мачехе и её дочке. После урока ей устроили разнос на тему: "Собачка в советской школе положительным героем быть не может". Педагогическая карьера завершилась, не успев начаться. Встал естественный вопрос, что делать дальше.

Решение подсказала мама, вычитавшая в "вечёрке" объявление о наборе на курсы японского языка. Свою мысль родительница сформулировала весьма своеобразно: "Ты у нас чудная, что другие не могут, ты сможешь!".

На курсах она училась успешно, схватывая знания на лету. После окончания курсов её сразу пригласили поработать переводчицей на международных спортивных соревнованиях. Впоследствии, в течение ещё 25 лет ей приходилось быть и гидом в японской танцевальной группе, приехавшей на гастроли в СССР, и в бюро японской телекомпании в Москве, а позже она устроилась в московское представительство фирмы "Асахи". Лариса очень гармонично чувствовала себя с японцами, и на долгое время с головой окунулась в японскую культуру. Сама поэтесса рассказывала, что её характер тогда сильно изменился. "Я стала безропотная и спокойная, никому не отказывала". Дома она в тот период ходила в кимоно, украсила стены жилища веерами и ела исключительно палочками.

Таким образом, профессиональная жизнь складывалась весьма удачно, и работа приносила огромное удовольствие. Рубальская постоянно общалась с интересными людьми, много ездила. А вот на личном фронте ничего не менялось. Поиски мужа затянулись.

К 30 годам она задумалась. Одиночество мучило её. Возможно, именно тогда родились строки:


 Мне 30 лет, а я не замужем
 Как говорят, не первой свежести
 А в сердце чувств такие залежи,
 Такой запас любви и нежности!

Родители тоже беспокоились. Отец как-то сказал ей. "Хватит летать выше облаков. Нужно найти надёжного серьёзного человека". Вот только где его найти? Тогда, по собственному признанию Ларисы Алексеевны, она, подобно героине фильма "Москва слезам не верит", приходила в библиотеку, надевала очки и искала потенциального спутника жизни.

Потом решила искать супруга "по знакомству". "Были расставлены силки, сети, флажки." Предприятие увенчалось успехом — общие друзья познакомили её с талантливым стоматологом Давидом Розенблатом. Вначале жених ей не понравился. Он был высокий и большой, а она любила маленьких… Но Лариса не хотела обидеть друзей, познакомивших их, и исправно бегала на свидания…

А потом прониклась. Они нашли много точек соприкосновения. "Мы с ним абсолютно одинаковые внутренне: у нас одни и те же понятия добра и зла, верности и предательства", — скажет она потом. Родители Рубальской тоже пришли в восторг от её избранника, а папенька вновь сказал своё веское слово: "Если упустишь этот шанс, будешь дурой. Потому что человек порядочный".

Предложение о замужестве Давид сделал ей весьма оригинально: "Знаешь, наступают холода, а встречаться нам негде, давай поженимся". Именно Давид стал её "крестным отцом" в поэзии. Дело в том, что к каждому его дню рождения Лариса писала стихи. Давиду они очень нравились.

Шесть лет он потратил на то, чтобы уговорить её заняться поэзией серьёзно. Но она лишь отмахивалась. Однажды к доктору Розенблату на приём пришёл композитор Владимир Мигуля, и пока делали слепок, Давид всячески рекламировал ему поэзию жены. Мигуля проникся и дал задание написать песню. В то время Рубальская с группой японцев находилась в Сочи. В процессе размышлений о теме песни, на пляже она наткнулась на прошлогодний билетик в кино. Так родились строчки:


 Не в сезон, в начале марта,
 Я приду на пляж забытый.
 Прошлогодние приметы
 Я у моря поищу…

После прочтения текста Мигуля в шутку пообещал ей, что она будет ездить на белом мерседесе. А вскоре её песню "Воспоминание" уже исполнила Валентина Толкунова. Это был триумф.

Поэтесса стояла за кулисами и дрожала от волнения и радости. Она даже не заметила, что сумка выпала у неё из рук, а её содержимое рассыпалось по полу. "У меня было чувство, — вспоминала потом Лариса Алексеевна, — самое замечательное, какое только можно было испытать в жизни. Я впервые услышала песню на свои стихи".

И, воистину, "когда б вы знали, из какого сора…". Текст романса "Напрасные слова", ставшего визитной карточкой Александра Малинина, родился… в коровнике показательного подмосковного совхоза, куда она сопровождала японскую делегацию. Один японец не мог запомнить ничего из того, что доносит ему переводчик в лице Рубальской, отсюда и "напрасные слова". А строка романса "Плесните колдовства в хрустальный мрак бокала" родилась в тот самый момент, когда одна из коров подняла свой хвост и… сделала своё грязное дело.

Интересно, что первое время Рубальской было неудобно брать деньги за своё творчество, ведь "стихи — это от Бога". Тем более, много лет, наряду с творческой деятельностью она сохраняла своё место в "Асахи". Впрочем, позже Лариса Алексеевна пересмотрела свою позицию.

Кто только не исполнял песен на её стихи. Ирина Аллегрова, Александр Буйнов, Филипп Киркоров, Валерий Леонтьев, Иосиф Кобзон… Когда-то Пугачёва казалась ей небожительницей. Во время своей первой встречи с Примадонной Рубальская простодушно заметила: "Знаете, а вы не такая заносчивая, как о вас говорят!". И получила ответ: "С нормальными я нормальная!". Рубальская сотрудничала с Давидом Тухмановым, Аркадием Укупником, Виктором Чайкой, Марком Минковым и многими другими композиторами.

Её часто награждали. С 1984 года Рубальская — лауреат телеконкурса "Песня года", где в финал неоднократно выходило по 2-3 её песни, а в 2005 году она получила Национальную премию общественного признания достижений женщин России "Олимпия".

Муж Ларисы Рубальской стал для неё и другом, и советчиком, и продюсером, и критиком, и первым — порой весьма суровым — судьёй. Он вёл все её дела: занимался подготовкой вечеров, придумывал сценарии, заключал договоры, встречался с администраторами, спонсорами... "Хотя он и врач по профессии, но замечательно чувствует все провалы и подъёмы. В принципе для меня большего авторитета, чем он, нет. Достаточно его советов", — говорила Рубальская в одном из интервью. Эта концепция выразилась в забавных строках:


 И кто Давида тронет,
 Тому пощады нет —
 Ведь он — мой муж в законе,
 Он мой авторитет.

Она чётко сформулировала для себя рецепт семейной гармонии: "Нужно стараться меньше доказывать собственную правоту и побольше соглашаться с мужской точкой зрения. А потом просто сделать по-своему, но так, чтобы он всегда считал себя главным в доме и знал — всё от него зависит".

Лариса Рубальская всегда была великолепной хозяйкой. Её фирменным блюдом был рис по-японски, хотя тотальный культ Японии со временем покинул её дом. Чудесно ей удавались и удаются и другие блюда разных кухонь мира. В одной из своих книг она написала "Счастье — это когда есть, кого кормить и чем кормить". И она блестяще воплощала эту идею в жизнь. А, ведь пока она не вышла замуж, её папа сокрушался, что "такую неряху никто не возьмёт".

А она вела свой дом идеально. И ещё вовсю трудилась на даче — с удовольствием пыхтя на грядках и парниках. Радовала мужа собственноручно заквашенной капустой и засоленными огурчиками.

С супругом они прожили вместе около 30 лет. Давид Розенблат скончался в 2009 году, в возрасте 70 лет, перенеся перед этим операцию и инсульт. Это стало тяжелейшим испытанием для Рубальской, незадолго до этого потерявшей и мать, и брата.

Конечно, она выстояла, запрятала свою боль внутрь себя, и продолжает очаровывать публику и окружающих своей жизнерадостностью. Она продолжает писать песни, и не только их — в последнее время на свет появляются и рассказы, и книги по кулинарии. Лариса Рубальская много ездит по стране с концертами, и активно участвует в телепередачах и жюри песенных конкурсов.

Рубальская признаётся, что её хобби — собирать людей. "Я и на лавочке с бабушками посижу, и с детишками постою, и с девочками молодыми тут поболтаю. Надо слушать жизнь". Несмотря на известность и популярность, она продолжает сохранять скромность и всегда следует совету своей бабушки — "Не летать выше облаков".

"Не очень люблю, когда меня называют поэтессой, — говорит Лариса Алексеевна. — Я — автор. Потому что существуют настоящая поэзия и настоящие поэты. А я — автор многих стихов ко многим песням". И добавляет: "Принижать себя мне не вредит", — рассказывает она.

А когда её спрашивали, что главное для человека в жизни, Рубальская, отвечала: "Любовь". Наверное, об этом она написала:


 Всё в жизни бывает, и всё может быть,
 Из нас только пленник в ней каждый.
 Но главное: просто кого-то любить,
 А всё остальное не важно!!!


Екатерина Щеглова
Женский журнал Суперстиль • 23.09.2011

Иллюстрация с сайта: Wikimedia Foundation


Комментарии к статье:

Автор: надежда
Дата: 2015-10-21 15:10:02

чудесная, добрая статья о замечательном человеке!

Добавить комментарий к статье


Добавить отзыв о человеке    Смотреть предыдущие отзывы      


Последние новости

2009-05-25. Скончался муж Ларисы Рубальской
В столице на 71-м году жизни скончался супруг известной поэтессы Ларисы Рубальской, врач Давид Розенблат. Как пишет "Вечерняя Москва", он умер после долгой продолжительной болезни вчера днем, в воскресенье.





Биография
Реалистка с налетом романтики?
Отзывы о Ларисе Рубальской
Новости
Русские поэты
Поэты-песенники
Биографии поэтов
Знаменитые Ларисы
Кто родился в Год Петуха


Ссылка на эту страницу:

 ©Кроссворд-Кафе
2002-2019
Рейтинг@Mail.ru     dilet@narod.ru