Кроссворд-кафе Кроссворд-кафе
Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Наши проекты
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Реклама
Web-мастерам
Генератор паролей

Случайная статья

Интересно

Карнавал в Венеции: спектакль на улицах древнего города
Шри-Ланка - страна настоящих людей

Юрий Никулин. Хороший клоун, хороший актер и великий человек


80 лет со дня рождения Юрия Никулина
Бессмертные любят шутки
Биография Никулина
Как Балбес стал единственным и неповторимым
Фильмография
Юрия Никулина могли посадить за анекдоты
Интересные факты о Юрии Никулине
Новости
Российские актеры
Биографии актеров
Стрельцы (по знаку зодиака)
Знаменитые Юрии
Кто родился в Год Петуха
Артисты цирка
Интересные факты о людях
Интересные факты об актерах

Добавить отзыв о человеке

Он любил цирк, кино, анекдоты и собак, а его любила и любит вся страна. Юрий Владимирович Никулин, 18 декабря 2011 года знаменитому российскому актеру и клоуну исполнилось бы 90 лет. О том, каким он был в семье и на работе, с родными, друзьями и коллегами, рассказывает Максим Юрьевич Никулин.


Всенародная любовь.


Вопрос, который я нередко себе задавал: почему его все так любили? За то, что, как многие пишут, он был великим клоуном, – он не был великим клоуном, он был очень хорошим клоуном, но таких было немало в то время: Олег Попов, Енгибаров, Маковский… Не был он и великим актером, он был очень хорошим актером, что редко бывает и в комедийном и в драматическом направлении. Но это не большая редкость, так как в те годы были Леонов, Папанов, Смоктуновский, Миронов – актеры его уровня и калибра. Однако никто из них не пользовался такой всенародной любовью.

Отца любили за то, что он был великим человеком, за душу, за добро, за искренность и честность. Даже если ты не знал его лично, это чувствовалось и через пленку на экране, и на арене цирка.

Из интервью Алексея Германа: однажды «Юрий Владимирович, вызывая такси по телефону, сказал, кто он такой. Приехал таксист, которого он вызывал. Приехали два других таксиста, перехватившие разговор, посмотреть на Никулина – а это, на минуточку, уже ночь глубокая! И приехала диспетчерша – разоблачать самозванца: она не поверила, что это действительно тот самый Никулин позвонил».


Уникальные качества.


У отца были такие уникальные качества характера, которым совершенно нельзя научиться. Во-первых, у него никогда не было второго плана: и с министром, и с президентом, и с дворником, и с униформистом, и с артистом он разговаривал совершенно одинаково. Многим людям свойственно подстраиваться под уровень собеседника, менять лексику, жестикуляцию, интонации, а он был далек от этого: такая абсолютная искренность.

Была у него и еще одна особенная черта: если человек его обманывал, то он просто вычеркивал его из памяти. Как-то я принес отцу очень интересный гастрольный контракт. Он посмотрел и спросил:


- А этот будет участвовать?


- Да, но ты с ним даже не встретишься, даже руку жать не придется.


- Я не буду подписывать, - ответил отец, и так и не согласился участвовать в этом проекте. С его стороны это не было ни местью, ни обидой, просто врожденной чистоплотностью.


Русский гуманизм.


В музее Юрия Никулина среди циркового реквизита, старых тетрадей, почетных грамот и фотографий особое место занимают письма, которые приходили отцу со всех концов страны. Кто-то просил о помощи, кто-то рассказывал о своих талантах, кто-то просто выражал восхищение и признательность. Нередко были письма следующего содержания: «Уважаемый Юрий Владимирович, прошу прислать мне велосипед, у меня на него не хватает денег…» Папа очень переживал, когда вынужден был отказывать, и всегда старался отвечать и чем-нибудь помогать тем, кто действительно в этом нуждался. В 90-х годах он стал председателем правления Московского Фонда мира, основными задачами которого была помощь инвалидам войны, детям-сиротам и детям – инвалидам.

Из книги «Почти серьезно»: «Я держу в руках вырезку из мельбурнской газеты. На фотографии, закрыв лицо руками, плачет маленькая девочка. Этот снимок был помещен в газете во время наших гастролей. Под ним вопрос: "Вы знаете, почему плачет эта девочка?" И тут же ответ: "Она плачет потому, что родители в это воскресенье не смогли достать ей билет на выступление Московского цирка".

Прочтя это, мы обратились к нашему импресарио с просьбой, чтобы дали в газете объявление, что мы, артисты советского цирка, приглашаем к себе девочку, которая плакала в прошлое воскресенье. Такое объявление поместили. К ужасу импресарио, в воскресенье вместе с родителями на представление пришло более 20 девочек. Родители заявили, что плакали именно их девочки. Импресарио сказал нам шутя: "Ваш русский гуманизм доведет меня до разорения". Но всех девочек и родителей все-таки на представление пропустил».


Война.


Военные годы для отца – тема закрытая. Я всегда это чувствовал и никогда не задавал лишних вопросов. Хотя он и был одним из немногих, кого война не поломала. Она, конечно же, не могла не оставить свой отпечаток, но его оптимизм помог перенести это тяжелое время.

Из книги «Почти серьезно»: « В трудные годы в короткие часы и минуты отдыха мне часто помогало чувство юмора. Вспоминаю такой эпизод. Всю ночь мы шли в соседнюю часть, где должны были рыть траншеи. Темно, дождь, изредка вспыхивают осветительные ракеты. Пришли мы на место измученные, голодные.

Худой майор подошел к нашей группе и спросил:


– Инструмент взяли (он имел в виду лопаты и кирки)?


– Взяли! — бодро ответил я за всех и вытащил из-за голенища сапога деревянную ложку».


К военным фильмам отец имел особое отношение, считая их памятью и личной ответственностью перед теми, кто не вернулся с фронта.


Коммуналка.


Время тогда было сложное, и у многих артистов не то что квартиры, даже прописки никакой не было, жили как цыгане. И когда человек выходил на пенсию – часто не мог получить никаких выплат. Как говорится, ни кола, ни двора. Папа очень много этим занимался: пробивал и прописки, и квартиры актерам. А самому ему квартиру вообще случайно дали. Однажды он пошел в Горком партии или Моссовет, чтобы просить за кого-то, и там его спрашивают:


- А сам-то ты как?


- У меня-то все нормально, живу в коммуналке, все хорошо.


И жили мы, действительно, замечательно. Когда родители работали в Москве, вечером, после спектакля, часов в десять, к нам приходили гости. И больше всего нам с двоюродным братом нравилось, когда про нас забывали. Мы сидели тихонько в уголочке, а они общались. И вот часа в 4 утра нас обнаруживали: «Дети! Вы почему не спите? А ну в кровать!»

Для меня сегодняшние великие артисты и писатели – это все дяди и тети. Дядя Женя Евтушенко, дядя Булат Окуждава, дядя Илюша Гутман… Такие вот собирались компании.

Никакой особой любви к деньгам и материальным ценностям в семье не было. Кто-то из гастрольных поездок вез ковры, меха, то, что можно было здесь перепродать, а мама с папой везли книги, которых нельзя было достать в нашей стране.

Однажды в разговоре с Лужковым речь зашла и обо мне. Юрий Михайлович спрашивает:


- Сын-то как устроился?


- Да, у него все нормально, квартира кооперативная, однокомнатная.


- А сколько их там народу?


- Четверо.


- Пускай немедленно заявление пишет.


Цирк и кино.


В 1946 году отец одновременно поступил в театральную и цирковую студии, но выбрал цирк по подсказке деда. Тот сказал, что в цирке интереснее и больше возможностей себя проявить, а театр – искусство достаточно консервативное. Поэтому, даже став невероятно популярным киноартистом, отец все равно отдавал предпочтения цирку, который во многом его спасал от плохих ролей. На пике его кинопопулярности приходило по 4-5 сценариев в неделю, он от этого спокойно отказывался, зная, что у него есть цирк, и он всегда может заработать на жизнь. У других артистов кино часто такой возможности не было: семью кормить надо, поэтому брались и за слабые работы. Как в свое время досталось Тихонову за то, что он читал по телевидению книгу Брежнева, который сам его об этом попросил. А ведь в те годы генсеку было как-то не принято отказывать.

А у отца не было плохих работ – потому что у него был цирк. Единственной своей неудачей он считал фильм «Старики – разбойники». Я с этим не согласен, но понимаю, почему он так оценивал эту роль: сценарий был очень хорошо литературно написан, и читался как роман, и получалась уже экранизация, которая в любом случае слабее источника литературного. И поскольку фильм был слабее оригинала, то отец считал его неудачей.

К экранизациям у отца, и не только у него, всегда было такое отношение. Когда Гайдай взялся снимать «12 стульев», он позвонил отцу и сказал:


- Запускаемся, выбирай любую роль.


- Лёнь, ты же испортишь книжку.


- Лучше я испорчу, чем кто-нибудь другой.


Совмещать работу в цирке и кино было сложно, но всегда все удавалось успешно. Руководители понимали, что это значит для цирка, когда зритель шел не на программу, а именно на Никулина, откуда сборы, рейтинги. Единственный раз не сложилось с фильмом «Берегись автомобиля». Отец рассказал Рязанову эту историю. «Это же готовый сценарий!» - воскликнул Рязанов и стал писать его специально под отца. Для фильма мосфильмовский инструктор научил папу, а заодно и маму, водить машину. Но из цирка не отпустили: в это время был подписан контракт с Японией, поэтому пришлось выбрать на роль Смоктуновского. Но это на моей памяти единственный раз.

На съемках фильма «Ко мне, Мухтар» специально так подгадали, что зимнюю натуру снимали под Москвой, и отец работал в Москве, а летнюю – под Ростовом, и он работал в ростовском цирке.

Так что обычно все получалось: он снимался, а затем ехал в цирк на представление. Перестраиваться, конечно, было сложно, так как к своим ролям отец относился очень ответственно.

Из книги «Почти Серьезно: «Первый съемочный день (фильм «Когда деревья были большими») проходил в новом мебельном магазине на Ленинском проспекте. Администрация картины договорилась, чтобы в этот день магазин не работал.

Меня загримировали, переодели и привезли на съемку.

Вышел я из машины, смотрю, в дверях стоит человек, как потом я узнал, директор магазина. Неподалеку от него Кулиджанов и оператор картины Гинзбург. Я спокойно направляюсь к дверям, а директор меня останавливает:


- Куда?


- В магазин,- говорю я.


Директор оглядел меня с ног до головы и решительно сказал:


- А ну-ка давай отсюда! Здесь съемки будут, не мешай.


- Да я артист, снимаюсь.


- Знаем вас, артистов. Я тебя здесь уже пятый день вижу.


Я начал доказывать, что он ошибается. Директор магазина засомневался и спросил у режиссера и оператора:


- Товарищи, это ваш человек?


Они посмотрели на меня и, не сговариваясь, заявили, что видят меня первый раз в жизни.


Тут директор уже на меня рявкнул:


- А ну давай отсюда! Сейчас старшину позову!


И стал звать милицию. Вокруг начали собираться люди.


Только тогда Кулиджанов и Гинзбург, смеясь, его успокоили:


- Это наш человек, наш. Главную роль играет. Пропустите.


Директор от неожиданности ахнул, а потом долго-долго извинялся.


Этот случай меня порадовал. Значит, я уже похож на людей, подобных Кузьме Иорданову».


Ответственность.


В 7 лет я загремел в больницу с почечными делами и находился в реанимации. Было не очень понятно – выживу я или нет. Отец в это время работал в Ленинграде. Каждый вечер он выходил на манеж и смешил детей, а в перерывах бегал звонить в Москву, чтобы узнать, жив ли я.

Это достаточно по-цирковому, так приучили – работать через себя. В цирке считается нормальным выйти на арену с температурой 40 или с новокаиновой блокадой. Однажды на гастролях в Японии нашему дрессировщику медведица, отмахнув лапой, сильно поранила лицо. Японские медики наложили ему 8 швов и говорят:


- Вам нужно неделю соблюдать постельный режим.


А он им:


- Какой режим, у меня представление вечером.


Это русское цирковое качество – чувство ответственности перед зрителем.


Директор.


В 1982 году отец возглавил в качестве директора и художественного руководителя цирк на Цветном бульваре, где до этого проработал больше 35 лет. Благодаря его настойчивости было построено новое здание цирка, начала работать Творческо-Экспериментальная Студия по подготовке новых номеров с участием молодых и способных артистов.

Каким он был директором? Да никаким он не был директором. Художественный руководитель ведь и не руководит, по сути. Режиссер – профессионал, хореограф – профессионал, балетмейстер – профессионал. Ну, как я их буду чему-то учить? Так же думал и отец. В цирке как на корабле: каждый занят своим делом: матросы палубу моют, кок кашу варит, кочегары уголь бросают. А капитан нужен только в одном случае – в случае катастрофы – чтобы за все ответить.

Вообще, папа был очень смешной, когда кому-то нужно было сделать выговор. Он больше переживал, чем тот, кому выговаривалось. Сначала долго не мог подобрать слова: ну что ж, ну как же так же, ну почему ж… А потом так же долго испытывал чувство неловкости.

Особое отношение к жизни позволило ему собрать вокруг себя похожих людей, людей, преданных ему и цирку. Он же был не директором, а скорее патриархом над всем цирковым механизмом, над той уникальной системой взаимоотношений, которую ненамеренно, в силу своей личности, создал в цирке, и которую нам удается сохранить по сей день.


Единственное «нет».


В семейной жизни папа был человеком покладистым, всегда старался смягчить острые углы, уйти от споров. Единственно, я помню, когда он очень жестко сказал маме «нет», – когда ее пригласили сниматься в кино. И мама, хоть и не сразу, но поняла, в чем была причина такой категоричности. По сравнению с отцом она – актриса, что называется, не с божьей искрой. Но при такой бешеной кинопопулярности мужа, ее, естественно, приглашали бы сниматься, но тут же бы критиковали и сравнивали с отцом. Может, и я еще тогда подсознательно сообразил, что мне не нужно идти ни в цирк, ни в кино, а нужно искать себя в другой, своей сфере.


Медали.


У отца очень много наград: правительственные, звезды, медали. Конечно, ему такое признание было приятно, но это не было самоцелью, работал он не для этого. Изо всех наград, которых больше 15, самыми дорогими были две: медаль за отвагу (во время блокады Ленинграда они прямой наводкой пробили атаку танков), и медаль к 75-летнему юбилею от фонда помощи ветеранов «Цирк и милосердие», который был основан в 1996 году. Денег на медаль ни у кого из пенсионеров не было, и они собрались так: кто-то дал серебряную ложку, кто-то кольцо… Изо всех предметов отлили серебряную медаль «За доброту и милосердие», дороже награды у отца не было.

Он ушел из жизни в 1997 году, а любовь и признание народа не ушло. И в 2000-м рядом со зданием цирка был открыт памятник. Нужные средства собрали за год, проект назывался «Народный памятник народному артисту», и суммы пожертвований варьировались от 10 рублей до 10 000 долларов. Все они одинаково дороги и за них мы равно благодарны тем, кто любит и помнит Юрия Никулина, хорошего клоуна, хорошего артиста и великого человека.


Евгения Плохих
Кино-Театр.РУ 28 октября 2011


Добавить комментарий к статье


Добавить отзыв о человеке    Отзывов пока нет.


Последние новости

2016-11-10. В Госдуме предложили установить мемориальную доску Юрию Никулину
Член комитета Государственной думы по культуре Сергей Боярский из партии «Единая Россия» предложил установить в Москве мемориальную доску в память о народном артисте СССР Юрии Никулине. Об этом в четверг, 10 ноября, сообщает ТАСС.

2014-10-26. В Москве умерла вдова Юрия Никулина
В Москве на 86-м году жизни скончалась вдова Юрия Никулина — Татьяна Никулина. Об этом ТАСС сообщил их сын — директор московского цирка на Цветном бульваре Максим Никулин.

2013-02-25. Цирку Никулина утвердили аренду в один рубль
Арендную плату в один рубль за квадратный метр установили для Цирка Никулина на Цветном бульваре. Агентство РИА Новости приводит детали распоряжения мэра Москвы, подписанного 25 февраля.





80 лет со дня рождения Юрия Никулина
Бессмертные любят шутки
Биография Никулина
Как Балбес стал единственным и неповторимым
Фильмография
Юрия Никулина могли посадить за анекдоты
Интересные факты о Юрии Никулине
Новости
Российские актеры
Биографии актеров
Стрельцы (по знаку зодиака)
Знаменитые Юрии
Кто родился в Год Петуха
Артисты цирка
Интересные факты о людях
Интересные факты об актерах


Ссылка на эту страницу:

 ©Кроссворд-Кафе
2002-2018
Рейтинг@Mail.ru     dilet@narod.ru