Кроссворд-кафе Кроссворд-кафе
Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Игры онлайн
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Наши проекты
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Угадай кто это!
Реклама
Web-мастерам
Генератор паролей
Шаржи

Новости

Легендарный сын. Владимир Ильюшин


Легендарные летчики

Легендарный отец с ним 20 лет не разговаривал


Владимир Ильюшин

1 марта 2010 года в возрасте 82 лет после тяжелой продолжительной болезни умер легендарный летчик-испытатель Владимир Ильюшин, сын легендарного авиаконструктора Сергея Ильюшина. Его судьбу в наше время семейных традиций можно назвать уникальной. Ильюшин-испытатель — сын Ильюшина-конструктора, став генералом, не стал "генеральским сынком". Всего в жизни он добился своим упорным трудом и природным талантом. А добился многого: заслуженный летчик-испытатель, Герой Советского Союза, лауреат Ленинской премии, многократный мировой рекордсмен.

Отец его — Сергей Владимирович Ильюшин — был одним из самых выдающихся авиационных конструкторов России и, конечно, мечтал видеть сына продолжателем своего дела, но еще мальчишкой Владимир пошел наперекор воле отца.

Летать на "кукурузнике" По-2 юного Володю научил легендарный летчик Владимир Коккинаки еще в 1943 году. Ильюшин собирался поступать в МАИ, но в 1944-м его призвали в армию и... определили слушателем Военно-воздушной инженерной академии имени Жуковского. Одновременно с учебой в академии Владимир уже профессионально стал учиться летать в столичном аэроклубе. В 1951 году получен диплом военного инженера, а за спиной выпускника академии уже было 8 лет летного стажа. Отец считал, что это идеальный сплав для будущего создателя самолетов, должных быть непременно лучшими в мире. Владимиру специально подготовили место конструктора в "папином" ОКБ. Однако сын категорически отказался идти по стопам отца и стал летчиком-испытателем. Ильюшин-старший был настолько потрясен таким своеволием, что 20 лет (!) практически не разговаривал с родным сыном. Профессия испытателя смертельно опасна. Не раз в небе случались критические ситуации, но летчик едва не погиб на земле. 5 июня 1960 года "Победа" с группой подвыпивших ударников коммунистического труда столкнулась с "Волгой" Ильюшина. Спасли летчика коллега — испытатель и будущий космонавт Георгий Береговой, случайно оказавшийся на трассе, где произошла катастрофа, да мастерство врачей.

То было время ожидания прорыва в космос. И наша традиционная секретность сыграла свою роль. 11 апреля 1961 года в газете "Дейли Уоркер" появилась заметка ее московского корреспондента Денниса Огдена, в которой сообщалось о том, что 7 апреля на космическом корабле "Россия" совершил орбитальный полет сын авиационного конструктора, летчик-испытатель Владимир Ильюшин. Было официальное опровержение: еще в июне 1960 года Ильюшин попал в автомобильную катастрофу и не мог летать в космос. Он вынужден был долго лечиться: сначала у нас в стране, а затем в Китае. Но "космический полет" Ильюшина уже оброс подробностями. В эту версию за рубежом многие поверили, и Владимир Ильюшин, а не Юрий Гагарин был назван первым космонавтом планеты в Книге рекордов Гиннеса издания 1964 года. Время, казалось, все расставило на свои места. Мир увидел и полюбил первого настоящего покорителя космоса Юрия Гагарина.

Однако выдумка о "космонавте" Ильюшине оказалась живучей. В начале 90-х в Венгрии была опубликована книга "Гагарин — космическая ложь?". Ее автор — публицист Иштван Немене утверждал, что Гагарин вовсе не облетал нашу планету 12 апреля 1961 года. "Восток" поднялся в космос на несколько дней раньше, — писал Немене. — На борту его находился сын знаменитого авиаконструктора, не менее известный летчик-испытатель Владимир Ильюшин". Якобы после приземления Ильюшин выглядел настолько плохо, что его никоим образом нельзя было демонстрировать миру. Наоборот, его требовалось надолго, лучше всего навсегда, убрать с глаз публики. На роль космонавта №1 был срочно подобран симпатичный парень с жизнерадостной улыбкой и прекрасными анкетными данными. А чтобы тайна не всплыла, Гагарину устроили катастрофу во время тренировочного полета на самолете "МиГ-15УТИ"...

В 1999 году на Западе вышел "документальный" фильм, посвященный Владимиру Ильюшину. Его авторы не стали следовать версии Немене, а попытались изложить прежнюю легенду на новый лад. Согласно версии, изложенной в фильме, Владимир Ильюшин действительно стартовал с космодрома Байконур 7 апреля 1961 года. Затем на космическом корабле "Восток" он совершил три витка вокруг Земли, но утратил при этом связь с наземными службами. В результате ему пришлось перейти на ручное управление. Он совершил аварийную посадку в Китае, где и был арестован местными властями. Лишь через год Ильюшина передали Советскому Союзу по секретному соглашению между двумя странами. На производство фильма было потрачено 5 лет и полмиллиона долларов, но он себя вполне окупил. Его приобрели такие гиганты информационного рынка, как "Общественный радиовещательный канал Соединенных Штатов", канал "Дискавери", "Горизонт" и "Канадская радиовещательная корпорация".

А в жизни травмы в результате автокатастрофы были столь серьезными, что, казалось, дорога в небо Владимиру заказана навсегда. Но уже через год с небольшим Ильюшин испытывал перехватчик Су-15. К этому времени отец, оставивший пост генерального конструктора, впервые после 20-летней размолвки признал за сыном правоту его выбора.

Так уж сложилось, что практически вся летная жизнь Ильюшина-испытателя была связана с ОКБ, которым руководил Павел Осипович Сухой. Владимир Ильюшин дал путевку в жизнь практически всем машинам знаменитой марки Су вплоть до красавца Су-27. Именно он начал испытания так и не превзойденной никем "сотки" — машины, опередившей время.

У расчетливых американцев есть незыблемое правило — если в проекте самолета 50% новизны, то его не строят. В "сотке" Сухого новизны было... 100%! И она летала! Причем так, что даже американские специалисты назвали самолет чудом ХХI века. Испытания стотонной машины, развивавшей скорость в три раза выше звуковой, шли на редкость удачно. Сам Ильюшин был на седьмом небе от чисто полетного счастья. Казалось, Советский Союз вот-вот получит универсальный самолет, на базе которого можно строить и пассажирские сверхзвуковые лайнеры, и стратегические бомбовозы, и даже космические ракетопланы, но... В начале 70-х после успешного десятого полета все испытания были прекращены, а перспективнейшую тему закрыли. Кто совершил это, так и осталось тайной аппаратных интриг давнего уже времени...

…Уже при жизни Владимир Ильюшин стал легендой, и не благодаря космическим выдумкам западных журналистов. Он стал легендой благодаря собственному упорному труду, таланту и мужеству. Он жил для отечества и потому заслуживает памяти долгой и славной, как и самолеты, которые он научил летать...


Валерий РОДИКОВ
"Киевский ТелеграфЪ" 12 — 18 ноября 2010 №46 (548)


Добавить комментарий к статье




Легендарные летчики


Ссылка на эту страницу:

 ©Кроссворд-Кафе
2002-2024
dilet@narod.ru