| ||||||
Биография Фернана Леже (Fernand Leger) • Новости • Французские художники • Биографии художников Добавить отзыв о человеке Фернан ЛЕЖЕ (Fernand Leger) 1881, Аржантан, Орн — 1955, Жиф-сюр-Иветт, Эссонн. Французский художник. Обучался профессии архитектора в Канне (1897—1899), затем учился в парижской Школе декоративного искусства, а также в свободной студии Школы изящных искусств и в Академии Жюлиана. Поселившись в 1908 в интернациональной колонии художников "Улей", Леже сблизился с монпарнасской группировкой кубистов "Золотое сечение". В его работах рубежа 1900—1910-х натуральные формы редуцируются к цилиндрическим и коническим объемам, хроматический диапазон сокращается до гризайли, слегка тонированной цветом ("Обнаженные в лесу", 1909—1911, Оттерло, Музей Крёллер-Мюллер; "Свадьба", около 1910—1911, Париж, Национальный музей современного искусства). В живописи 1913—1914 механоморфные фигуры выявлены четкими чертежными линиями и условной штриховкой (серия "Контрасты форм", 1913; "14 июля", 1915, Бьо, Национальный музей Фернана Леже). В 1914—1916 Леже воевал на фронте в саперных войсках. Получил отравление газом под Верденом, после длительного лечения вернулся к творчеству. В 1918—1920 художник приближается к абстракционизму: дискообразные, прямоугольные, параболически очерченные фигуры смыкаются в оптически подвижные композиции, имитирующие технические системы ("Диски", 1918, Париж, Национальный музей современного искусства; "Деревянная трубка", 1918, Париж, частное собрание). В других работах того же времени разноцветные плоскости трактуются как проекции реальных форм современной урбанистической среды ("Город", 1919, Филадельфия, Музей искусства; "На палубе буксира", 1920, Париж, Национальный музей современного искусства). Леже сформулировал и активно пропагандировал положения эстетики техницизма, доказывая необходимость поисков живописных аналогов индустриального окружения. В 1920 произошло знакомство Леже с пуристами А. Озанфаном и Ш. Жаннере (Ле Корбюзье), положившее начало дальнейшему сотрудничеству, а также с основателями группы "Стиль" Мондрианом и Ван Дусбургом. Увлеченный проблемами синтеза искусств, Леже участвовал в 1920—1930-х в разработке и реализации многих проектов в сфере архитектуры, оформительского искусства, дизайна, сценографии, кино, книжной графики. В 1924 совместно с А. Озанфаном, М. Лорансен и А. Экстер открыл свободную художественную школу, а в 1929 — Современную академию (совместно с Озанфаном). В 1932—1935 преподавал в академии "Гранд Шомьер". Начиная со 2-й половины 1920-х в живописи Фернана Леже преобладает образ человека. Фигуры, очерченные широким движением скругленных линий, утрачивают сходство с роботами, приближаясь к некоторым образцам "наивного" искусства — глиняной и деревянной игрушке, к надувным или мягким куклам-самоделкам ("Чтение", 1924, Париж, Национальный музей современного искусства; "Танец", 1930, Гренобль, Музей). Первоначальный техницизм перерастает в разновидность примитивизма. Опыт работы в кино ("Механический балет", 1924) привел к серии своеобразных "монтажных" композиций, в которых "средние планы" сочетаются с укрупненными деталями, предметами, свободно висящими в пространстве ("Джоконда и ключи", 1930, Бьо, Национальный музей Фернана Леже; "Предметы в контрасте", 1930, Париж, Национальный музей современного искусства). В период 1930-х Леже много путешествовал. К этому времени относится ряд крупных работ монументального плана: оформление зала физической культуры на Всемирной выставке в Брюсселе (1935), живописное панно для Дворца открытий на Всемирной выставке в Париже (1937), оформление профсоюзного празднества на парижском Зимнем велодроме (1937), росписи апартаментов Н. О. Рокфеллера в Нью-Йорке (1938). В станковых композициях 1930-х очертания человеческих тел, деревьев, облаков сплетаются в однородную пластическую структуру с рассеянными в ней яркими цветовыми сгустками ("Адам и Ева", 1935—1939, Дюссельдорф, Художественный музей; "Композиция с двумя попугаями", 1935—1939, Париж, Национальный музей современного искусства). В 1940—1945 Леже жил в США, где преподавал в Йельском университете и в калифорнийском колледже Миллса. Здесь, обратившись к сферам спорта, цирка, эстрады, городских развлечений, художник открыл новую пластическую тему — человеческая фигура, парящая или вращающаяся в пустоте, словно в состоянии невесомости ("Ныряльщики на желтом фоне", 1941, Чикаго, Институт искусств). Вернувшись в освобожденную Францию, Фернан Леже вступил в коммунистическую партию. В его живописи послевоенного времени преобладают образы рабочих, сцены труда и досуга людей из народа ("Строители", 1950, Бьо, Национальный музей Фернана Леже; "Досуги", 1948—1949, Париж, Национальный музей современного искусства). Усиливаются праздничность, нарядность, характерные для народного искусства. Прием наложения прозрачных цветовых зон поверх контурного рисунка уподобляет такие композиции витражам ("Большой парад", 1954, Нью-Йорк, Музей С. Гуггенхейма). В конце 1940—1950-х художник смог осуществить свои мечты о массовом, общедоступном искусстве в крупных монументальных работах: мозаики и витражи для церкви в Плато-д’Асси (1947—1949), мозаики для крипты памятника американцам в Бастони (Бельгия, 1951), витражи и шпалера для церкви в Оденкуре (1951), панно для большого зала заседаний здания ООН в Нью-Йорке (1952), мозаика и витражи для университета в Каракасе (1954), витражи для церкви в Курфевре (1954), настенная роспись здания Газ де Франс в Альфорвилле (1955). Леже много работал также в области керамики, гобелена, театральной декорации, прикладной графики. После смерти художника усилиями его вдовы и друзей были созданы музеи Леже в Бьо, Лизоре и в Жиф-сюр-Иветт. В. Крючкова Добавить комментарий к статье
Последние новости 2013-05-08. Мадонна продала картину "Три женщины" ради афганских девочек На торгах аукционного дома Сотбис в Нью-Йорке за $7, 1 млн продана картина художника-модерниста Фернана Леже "Три женщины за красным столом". 2013-04-03. Мадонна продаст картину Леже в помощь женскому образованию Мадонна решила продать свою картину кисти Фернана Леже и полученные деньги направить на поддержку образования для девочек в Афганистане, Пакистане и других странах, в которых женское образование находится в плохом состоянии. Как сообщает в среду, 3 апреля, Associated Press, речь идет о полотне «Три женщины за красным столом», которое принадлежит певице более 20 лет. • Новости • Французские художники • Биографии художников
Ссылка на эту страницу: |
|
|||||
©Кроссворд-Кафе 2002-2024 |
dilet@narod.ru |