Кроссворд-кафе Кроссворд-кафе
Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Игры онлайн
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Наши проекты
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Угадай кто это!
Реклама
Web-мастерам
Генератор паролей
Шаржи

Самое популярное

Биография Джузеппе Мадзини


Знаменитые люди по имени Джузеппе

Джузеппе Мадзини (Mazzini) - знаменитый итальянский революционер, родился в 1805 году. По окончании курса в генуэзском университете, занимался в Генуе, потом в Ливорно литературной работой. Воспитанный в демократических идеях, Мадзини стал членом тайного общества карбонариев, где скоро был посвящен в степень магистра, а потом и "великого избранника". В 1830 году он был предан, арестован и просидел 6 месяцев в крепости в Савоне. В уединении тюрьмы, обдумывая свое личное прошлое и положение Италии, он решил, что "вместо попыток гальванизировать труп общества карбонариев, следует выстроить революционное здание на совершенно новом фундаменте". По отбытии заключения, Мадзини был выслан за границу. С тех пор началась его скитальческая жизнь, то во Франции, то в Швейцарии, то (и всего более) в Англии, где он был свободен от преследований итальянских правительств. Перебиваясь литературной работой, он все время страшно нуждался, но не падал духом, учреждал тайные и явные общества, собирал деньги, снаряжал экспедиции с целью освобождения Италии от ига австрийцев и Бурбонов и объединения ее в одно большое государство. Главным стимулом его деятельности была глубокая религиозная идея, хотя он не был католиком, как Джоберти, Сильвио Пеллико и многие другие из тогдашних итальянских демократов. "Я не верю ни в одну из существующих религий - говорил Джузеппе Мадзини, - но вместе с тем я убежден, что смерти не существует, что жизнь не может быть иная, как вечная, что бесконечный прогресс есть закон жизни... В моей деятельности я всегда руководствовался и буду руководствоваться религиозной идеей; правительство же наше основано на обожании материальных интересов... У нас есть только форма и подобие религии - папство. Противоположен папству, но одинаково является источником испорченности - материализм". Самое великое, самое святое, что Божество дало человечеству - это, по мнению Мадзини, стремление к свободе; бороться за нее - значит осуществлять в жизни волю Божества и следовать нравственному закону. Исходя из этой идеи, Мадзини был безусловным республиканцем; однако, именно в качестве республиканца он соглашался на монархию, если бы оказалось, что народ желает такой формы правления, лишь бы только монархия была демократической и оставляла республиканцам свободу бороться за осуществление их идеала. В основу для разграничения государств между собой должен быть, по учению Мадзини, положен принцип национальности, которому Мадзини, подобно всем итальянским демократам, придавал громадное значение. Между национальными государствами должна существовать федеративная связь. Европейские соединенные штаты - таков был отдаленный политический идеал, о котором мечтал Мадзини; но к федерации итальянских государств, идея которой господствовала в 1830 и 1840 годах среди итальянских либералов, он относился безусловно враждебно. В области экономической Мадзини был противником социализма, казавшимся ему опасным для личной свободы и слишком сухим, материалистическим. С такими идеями Мадзини вступил в общественную жизнь, за них он боролся и страдал всю жизнь, и с ними умер. При вступлении на престол Карла Альберта (1831) Мадзини написал ему открытое письмо, в котором указывал королю на два пути - путь реакционного террора и путь либеральных уступок. "Народ - писал Мадзини - не довольствуется более мелкими уступками; он требует человеческих прав, законности и свободы, независимости и единства; он выпил чашу рабства до дна и поклялся никогда более не наполнять ее". Официозный орган пьемонтского правительства, "Voce della Verita", ответил на письмо, от которого сам Мадзини не ожидал практических результатов, что "на короля не производят впечатлетния безрассудные и вздорные сочинения, ибо сильные государи не боятся бумаги". Письмо Мадзини впервые ясно и определенно предложило программу объединения Италии Савойской династией, которая впоследствии была принята и ею самою и итальянскими демократами 16 лет спустя. Точно также в душе не веря в успех, Мадзини написал письмо папе Пию IX, в котором убеждал его поднять знамя свободы и объединения Италии. В 1831 году Мадзини основал общество "Молодая Италия", в которое вступили кроме самых энергичных элементов из среды карбонариев много новых сил, в том числе Гарибальди. Общество это сыграло крупную роль в истории объединительного движения Италии, выработав определенную политическую программу и план действий и объединив все революционные силы полуострова. Итальянские правительства пытались остановить движение процессами и суровыми приговорами; сам Мадзини, как глава заговора, был заочно приговорен в Пьемонте к смертной казни (1833). Приговор этот тяготел над Мадзини даже после объединения Италии, до 1866 года. В 1833 году Мадзини был главным организатором вторжения в Пьемонт, совершенного из Швейцарии под началом Раморино; сам Мадзини принял личное участие в походе. Экспедиция не удалась вследствие медлительности и неспособности Раморино; многие участники ее попали в плен и были расстреляны или повешены; Мадзини успел бежать за границу. В 1834 году Мадзини основал журнал "La jeune Suisse" в Золотурне, но золотурнские власти арестовали, а потом выслали большинство сотрудников журнала, в том числе и Мадзини. В 1844 году он поддерживал экспедицию братьев Бандиера. В 1848 году, когда в Италии повсеместно началась революция, Мадзини немедленно поспешил на родину и основал в Милане газету "l'Italia del popolo" и общество Associazione nationale, имевшие целью борьбу за присоединение Ломбардии к Пьемонту. Пред падением Милана Мадзини вступил в отряд Гарибальди; затем он прибыл в Рим, где вместе с Саффи и Армеллини был избран членом триумвирата, душой которого был он. Триумвират предложил Гарибальди взять на себя оборону Рима против французов, а сам занялся гражданской организацией молодой республики, причем обнаружил большую энергию и редкий административный талант. Несмотря на военное положение республики, ей управляли без помощи полицейских мер. Государственные земли раздавались нуждающимся крестьянам, для бедняков устраивались даровые квартиры в помещениях Иезуитов; все взятые в плен отпускались на свободу. Когда римское национальное собрание сочло невозможным дальнейшую оборону и предложило триумвирам вступить в переговоры с французским генералом Удино о сдаче Рима, Мадзини вместе с товарищами сложил с себя полномочия и уехал в Лондон. В 1853 году он организовал неудачное восстание в Милане, в 1857 году - экспедицию Пизакане. Эти мелкие и постоянно неудачные экспедиции казались бесполезными даже Гарибальди, который на Капрере выжидал более благоприятных обстоятельств; различие во взглядах на способ действий вызвало охлаждение между обоими деятелями. В 1859 году Гарибальди принял участие в борьбе против Австрии, а Мадзони распространял статьи и брошюры против пьемонтского правительства. После заключения мира Мадзони обратился с новым письмом к Виктору-Эммануилу, убеждая его открыто выступить на борьбу за освобождение Италии. Когда это письмо осталось без последствий, Мадзини обратился к Гарибальди с проектом возмущения всей южной Италии и организации экспедиции на Рим; но Гарибальди назвал план "мадзинианской мечтой" и отказался. Тогда Мадзини один начал собирать деньги и волонтеров для экспедиции в Сицилию, во главе которой должны были стать Розалино Пило и Квадрио. Не вытерпел, наконец, и Гарибальди, и, отчасти под влиянием убеждений Криспи, стал во главе экспедиции. Мадзини лично не принял в ней участия; но когда Гарибальди взял Неаполь, то Мадзини поспешил туда, чтобы убедить Гарибальди двинуться на Рим. Когда этот план стал рушиться, Мадзини уехал в Лондон, откуда поддерживал сбором денег и вербовкой волонтеров экспедиции Гарибальди на Рим в 1862 и 1867 годах. Меры, принятые против Гарибальди в 1867 году, привели Мадзини к убеждению, что союз с Виктором-Эммануилом для демократии невозможен; он начал в печати усиленную агитацию против итальянского правительства и за республику и не пожелал воспользоваться амнистией 1866 года, несмотря на то, что многократно был выбираем в итальянский парламент. В 1870 году на Сицилии началось республиканское движение. Сам Мадзини не верил в его успех, но отправился на остров. Схваченный в открытом море на пути в Сицилию он был отвезен в Гаэту, но через 2 месяца освобожден под условием, покинуть Италию. Мадзини поселился в Лугано (в Швейцарии), где основал газету "La Roma del Popolo". В 1872 году он вернулся в Италию, но простудился, переезжая через Альпы, и умер в Пизе, в доме одного из своих друзей. На похороны его в Генуе стеклось свыше 50 тысяч человек, и похоронная процессия явилась демонстрацией против правительства. Через 10 лет в Генуе в честь Мадзини был воздвигнут великолепный памятник; на высокой колоне из белого мрамора стоит его статуя; на ступенях пьедестала сидит плачущая Италия, а возле нее юноша держит знамя с девизом: "Dio е popolo".

Б. Водовозов.
Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. "Энциклопедический словарь"

Джузеппе Мадзини (Mazzini) (22.6.1805, Генуя, - 10.3.1872, Пиза), итальянский революционер, буржуазный демократ, один из вождей итальянского национально-освободительного движения, руководитель и идеолог его левого республиканско-демократического направления. Сын врача, в прошлом деятеля Лигурийской республики. Получил юридическое образование в Генуэзском университете. В 1827 году Мадзини вступил в общество карбонариев. С этого времени вся жизнь Мадзини была посвящена борьбе за национальное освобождение и объединение Италии. В 1830 году Мадзини был арестован и после 2,5-месячного тюремного заключения был вынужден отправиться в изгнание. Крах карбонаризма побудил Мадзини основать в 1831 году в Марселе тайную патриотическую организацию "Молодая Италия". Её политическая программа предусматривала освобождение Италии от гнёта австрийской империи, ликвидацию абсолютистских режимов и светской власти пап и создание единого, суверенного итальянского государства в форме буржуазно-демократической республики, опирающейся на всеобщее избирательное право и политические свободы. Условием достижения этих целей Мадзини считал общеитальянскую революцию и партизанскую войну "низов", руководимых буржуазными революционерами. Мадзини ориентировался на народ как главную силу в национально-освободительной борьбе; однако он обходил вопрос о наделении крестьян землёй, опасаясь оттолкнуть от национального движения либеральное дворянство и землевладельческую буржуазию. Идея Мадзини о том, что наиболее многочисленные и бедные классы следует привлечь к революции обещанием улучшить их материальное положение, со временем стала оттесняться его идеалистической этико-религиозной концепцией, представлявшей участие в освободительном движении как религиозный долг и священную миссию итальянского народа, доверенную ему богом (отсюда лозунг Мадзини - "Бог и народ"). Благодаря активной пропаганде, развёрнутой "Молодей Италией", идеи Мадзини получили распространение главным образом на севере и в центре страны, где была создана сеть тайных мадзинистских организаций. Однако подготовленные в 1830-40-х годах Мадзини и его последователями заговоры и восстания оканчивались неудачей вследствие оторванности от масс и произвольного выбора момента выступлений. Желая расширить массовую базу своей организации, Мадзини попытался привлечь к борьбе за объединение страны рабочих. В 1840-41 годах в Лондоне им был основан (в рамках "Молодой Италии") "Союз итальянских рабочих", имевший отделения в ряде европейских стран. С целью сплочения демократических и республиканских сил Европы и распространения идеи солидарности европейских народов в борьбе с тиранией Мадзини основал в 1834 году в Швейцарии революционную организацию "Молодая Европа", а в 1846 году - "Интернациональный союз народов". С началом Революции 1848-1849 годов Мадзини приехал в Милан, где основал газету "Италия дель пополо" ("L'ltalia del Popolo" - "Италия народа"), призывавшую к борьбе за единство страны и к созыву общеитальянского Учредительного собрания. После падения революционного Милана Мадзини как рядовой боец примкнул к отряду Гарибальди, отступившему в Швейцарию. В феврале 1849 года в связи с новым революционным подъёмом Мадзини отправился в Центральную Италию. С марта до июля Мадзини возглавлял триумвират (правительство) Римской республики 1849 года, став одним из вдохновителей её героической борьбы против контрреволюционной интервенции. Падение революционного Рима заставило Мадзини эмигрировать. Поражение Революции 1848-1949 годов побудило ряд левых демократов выступить с критикой недостатков программы и методов Мадзини. Число его сторонников стало сокращаться, особенно после провала Миланского восстания 1853 года, организованного при поддержке Мадзини. Стремясь преодолеть усилившийся разброд среди демократов, Мадзини основал в 1853 году республиканскую "Партию действия". Во время войны 1859 года против Австрии и нового революционного подъёма 1859-1860 годов Мадзини в противовес планам пьемонтских монархистов создать Северо-итальянское королевство призывал к расширению народного движения с целью освобождения и объединения всей Италии. Весной 1860 года Мадзини содействовал организации освободительной экспедиции Гарибальди на Юг; после вступления гарибальдийской армии в Неаполь Мадзини, прибывший туда в сентябре 1860 года, советовал Гарибальди двинуть революционные войска на освобождение Рима и добиваться созыва общеитальянского Учредительного собрания для решения вопроса о политическом устройстве воссоединённой Италии. Но этот план завершения объединения страны революционно-демократическим путём не был осуществлен. Мадзини снова эмигрировал. В 1860-е годы, борясь за воссоединение Рима и Венеции с образованным в 1861 году итальянским государством, Мадзини и его сторонники усиленно стремились использовать рабочих для разрешения этой задачи, старались возглавить руководство рабочими обществами и приобщить их к политической борьбе. Однако развитый Мадзини план социального переустройства общества носил утопический характер. Искренне возмущаясь тяжёлым положением масс, предсказывая неизбежность "освобождения рабочих", Мадзини надеялся ликвидировать социальное неравенство и систему наёмного труда путём создания потребительских производств, ассоциаций, которые осуществят соединение капитала и труда в руках производителей. Он подчёркивал, что переход к справедливому строю должен совершиться мирным путём, "без внезапных и насильственных пертурбаций ранее приобретённой собственности". Мадзини решительно отвергал закономерность классовой борьбы пролетариата против буржуазии; это явилось одной из причин отрицательного отношения Мадзини к Парижской Коммуне и 1-му Интернационалу. Как неутомимый борец за единство и независимость Италии, как страстный поборник демократических и республиканских принципов, Мадзини занимает почётное место в истории Италии.


В. С. Бондарчук.
Большая советская энциклопедия.

  • Ссылки на эту страницу


  • Добавить комментарий к статье




    Знаменитые люди по имени Джузеппе
    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я



    Ссылка на эту страницу:

     ©Кроссворд-Кафе
    2002-2024
    dilet@narod.ru