Кроссворд-кафе Кроссворд-кафе
Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Наши проекты
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Реклама
Web-мастерам
Генератор паролей

Случайный запрос

Интересно

Таиланд. Законы выживания
Египет. Коммунизм на отдельно взятой территории

Биография Екатерины Семёновны Семеновой


Российские актеры
Биографии актеров
Знаменитые Екатерины

Екатерина Семёновна Семёнова Екатерина Семёновна Семёнова [7(18).11.1786-1(13).03.1849] - русская актриса. Дочь крепостной крестьянки. Окончила Петербургское театральное училище; ученица И. А. Дмитревского. Ещё будучи воспитанницей училища, в 1803 году дебютировала на сцене придворного театра в роли Нанины (одноименная пьеса Вольтера). Обучалась игре и декламации у А. А. Шаховского, сторонника классицистской школы игры, позднее проходила роли с Н. И. Гнедичем, близким к декабристам, их театральной эстетике. Выступая первоначально в сентименталистских пьесах (Наталья, Софья - "Корсиканцы" и "Примирение двух братьев" Коцебу и др.), Семёнова обратила на себя внимание трогательностью, грацией, искренностью исполнения. В 1805 году после выступления в роли Зафиры ("Росслав" Княжнина) была зачислена в труппу петербургского театра.

Решающую роль в развитии дарования актрисы сыграли появившиеся в 1810-х годах трагедии В. А. Озерова. Первый серьёзный успех Семёновой принесла роль Антигоны ("Эдип в Афинах" Озерова, 1804). В последующие годы в трагедиях Озерова Семёнова исполнила роли Моины ("Фингал"), Ксении ("Димитрий Донской"), Поликсены ("Поликсена") и др. Семёнова обладала замечательными данными для исполнения трагедийных ролей - величественной красотой, чистым, звучным, приятного тембра голосом, пластикой движений и жестов. В 1808 году во время приезда в Петербург знаменитой французской актрисы Жорж между ней и Семёновой возникло своеобразное соревнование, завершившееся триумфом русской актрисы. Уже в этот период в искусстве Семёновой проявлялись признаки национального своеобразия русской трагической школы: эмоциональность, искренность, глубина содержания, гуманизм. Отмечая самобытность дарования актрисы, Пушкин писал о ней: "Одаренная талантом, красотой, чувством живым и верным, она, образовалась сама собою... Игра всегда свободная, всегда ясная, благородство одушевленных движений... и часто порывы истинного вдохновения, всё сие принадлежит ей и ни от кого не заимствовано" ("Мои замечания об русском театре", см. Полн. собр. соч., т. 7 1958, с. 9-10).

Творчество Семёновой как выдающейся русской трагической актрисы формировалось под влиянием прогрессивных творческих тенденций эпохи, нашедших своё выражение в эстетике декабристов. После образов в драматургии Озерова, проникнутых в исполнении Семёновой лирической мечтательностью, она показала себя актрисой, способной к созданию сильных, энергичных характеров. В искусстве Семёновой склонность к поэтическому обобщению, яркая эмоциональность, героическая направленность сочетались с естественностью в выражении чувств, верностью действительности. Свои лучшие роли Семёнова создала в трагедиях Расина - Клитемнестра ("Ифигения в Авлиде"), Гермиона ("Андромаха", 1810), Федра ("Федра", 1823); Вольтера - Аменаида ("Танкред"), Меропа, Заира (одноименная пьеса); Шиллера - Мария Стюарт (1810) и др. Романтическая направленность творчества Семёновой с особенной силой выявилась в роли Медеи (одноименная пьеса Лонжепьера, 1819). В 1820 году Екатерина Семёновна Семёнова временно ушла из театра; вернулась в 1822 году. В 1826 году, выйдя замуж за князя Гагарина, изредка выступала в любительских спектаклях.


Театральная энциклопедия.

  • Ссылки на эту страницу


  • Комментарии к статье:

    Автор: А. С. Пушкин
    Дата: 2016-02-25 17:28:17

    Говоря об русской трагедии, говоришь о Семёновой — и, может быть, только об ней. Одарённая талантом, красотою, чувством живым и верным, она образовалась сама собою. Семёнова никогда не имела подлинника. Бездушная французская актриса Жорж и вечно восторженный поэт Гнедич могли только ей намекнуть о тайнах искусства, которое поняла она откровением души. Игра всегда свободная, всегда ясная, благородство одушевленных движений, орган чистый, ровный, приятный и часто порывы истинного вдохновенья — все сие принадлежит ей и ни от кого не заимствовано. Она украсила несовершенные творения несчастного Озерова и сотворила роль Антигоны и Моины; она одушевила измеренные строки Лобанова; в её устах понравились нам славянские стихи Катенина, полные силы и огня, но отверженные вкусом и гармонией. В пёстрых переводах, составленных общими силами, и которые по несчастью стали нынче слишком обыкновенны, слышали мы одну Семёнову, и гений актрисы удержал на сцене все сии плачевные произведения союзных поэтов, от которых каждый отец отрекается по одиночке. Семёнова не имеет соперницы; пристрастные толки и минутные жертвы, принесённые новости, прекратились; она осталась единодержавною царицей трагической сцены.

    Добавить комментарий к статье




    Российские актеры
    Биографии актеров
    Знаменитые Екатерины
    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я



    Ссылка на эту страницу:

     ©Кроссворд-Кафе
    2002-2020
    Рейтинг@Mail.ru     dilet@narod.ru