Кроссворд-кафе Кроссворд-кафе
Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Игры онлайн
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Наши проекты
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Угадай кто это!
Реклама
Web-мастерам
Генератор паролей
Шаржи

Случайная статья

Рожденная летать. Полина Осипенко


Биография Осипенко
Легендарные летчики
Знаменитые Полины
Кто родился в Год Козы
Биографии летчиков

Полина Осипенко Наряду с Гризодубовой и Расковой ее называли легендой советской авиации. Ей принадлежит 5 международных женских рекордов. И она была первой женщиной-летчицей с Украины. Речь, конечно же, о Полине Осипенко. Ее биография была яркой и короткой. И до сих пор несет в себе некоторые загадки. А личная жизнь Осипенко, по сути, вообще осталась за кадром. Тем более, фраза "Первым делом, первом делом - самолеты" из известной в то время песни, если переделать ее слегка на "женский лад", — это как раз про Полину Осипенко.

Полина Денисовна Дудник (это ее девичья фамилия) родилась 8 октября 1907 года в селе Новоспасовка Бердянского района Запорожской области. Детей в семье крестьянина Дениса Дудника было много — Полина родилась девятой, и жили они очень бедно. Учиться девочке особенно не пришлось — после двух классов церковно-приходской школы она пошла, что называется, "в люди". Сначала нянчила чужих малышей, потом батрачила на огородах, белила хаты, ходила на заработки в соседний Бердянск.

Когда свершилась революция, Полине было 10 лет. Впрочем, переворот, свершившийся в стране, не сильно изменил ее жизнь — она продолжала работать, только теперь уже в основанном в селе колхозе Котовского, на птицефабрике. Зато теперь она смогла учиться — пусть и в вечерней школе. Её она закончила весьма успешно и была отправлена на полугодичные курсы птицеводов в Киеве, где получила специальность "инструктор по птицеводству". После этого, в весьма юном возрасте, ее назначили заведующей птицефабрикой.

С возникновением у девушки мечты летать связана такая история. Однажды, в жаркий летний день, на поле возле ее птицефермы приземлилось два аэроплана. Среди столпившихся вокруг них, испуганных и ахавших работниц и прочих жителей села, самой восторженной была Полина.

Больше всего ее восхитило, что пилотом одного из самолетов была женщина. Девушка заболела полетами навсегда. Это вообще были годы, когда авиацией болела вся молодежь страны.

Впрочем, тут имеются некоторые расхождения в сведениях. Согласно некоторым источникам, первый супруг Полины — Степан Говяз, за которого она вышла замуж в 1926 году, был как раз военным летчиком. Поэтому о самолетах она кое-что, по идее, должна была знать. Более того, сообщается, что именно он, после того самого знаменательного события, помог ей перебраться в поселок Кача под Севастополем, где сам служил. Но в Качинскую школу пилотов ее не приняли. И тогда она устроилась работать туда официанткой. Полеты училища происходили на нескольких площадках, куда и привозили завтрак. Видя энтузиазм Полины, летчики (или ее собственный муж) иногда позволяли ей управлять самолетом. Попутно она осаждала начальника училища просьбами зачислить ее в школу. А во время визита в заведение Ворошилова, смело обратилась с этой просьбой к нему. И стала курсантом. После этого она сразу коротко остригла свои волосы и вообще приобрела несколько гусарский вид.

Она была очень старательной ученицей и делала серьезные успехи. Впрочем, когда она впервые приехала в родное село на побывку, односельчане скептически относились к ее рассказам о небе. И даже ее родная мать пребывала в некоторых сомнениях. Тогда она взяла старушку на летное поле и наглядно продемонстрировала ей высшие фигуры летного пилотажа. После этого мать расплакалась… "Ну, теперь я верю, что ты летаешь, расскажу всему селу…".

История с ее первым мужем как-то выпадает из общей благополучной картины — когда девушку стали уже готовить к авиационным рекордам, его сначала отправили служить в другое место, затем репрессировали. Известно, что в 1938 году он писал родным из заключения: "Отдельные лица разбивали нас своими переводами и разделами в разные стороны, что и привело к окончательному разрыву". Дальнейшая его судьба теряется в потемках — исследователи не нашли никаких документов.

Как вела себя сама Полина Денисовна, из личного и партийного дел которой были "стерты" сведения о первом замужестве, и что она думала по этому поводу, доподлинно неизвестно. Во всяком случае, в 1935 году, спустя два года после окончания Качинской школы, она вышла замуж во второй раз — за военного летчика Александра Осипенко, чью фамилию и носила до конца своих дней. Встретила она его в одной из авиационных частей Харьковского гарнизона, куда ее назначили командиром звена. Был ли это брак по любви или по заданию партии — неизвестно. А вскоре Осипенко и вовсе перевели в Московский военный округ, а потом назначили инспектором ВВС при Генштабе. В 1936 году ее, на Всесоюзном совещании жен командного и начальствующего состава РККА в Кремле, представили руководству страны.

Именно, тогда, с кремлевской трибуны, Осипенко заявила: "Обещаю летать выше всех девушек мира!". Летчица привыкла выполнять свои обещания, и вскоре, за короткий срок, побила три мировых рекорда по высотным полетам.

Сначала она поставила перед собой цель переплюнуть итальянку Контессу Негроне, которая подняла свой гидросамолет на высоту 6200 метров. 22 мая 1937 года Осипенко поднялась на высоту 9100 метров. Затем поставила новый мировой рекорд при полете с грузом, подняв на гидросамолете груз весом в тонну на высоту 7009 метров. А в 1938 году состоялся знаменитый перелет на гидросамолете — из Севастополя в Архангельск. Совершить его Осипенко предстояло с боевыми подругами — Верой Ломако и Мариной Расковой. В ходе подготовки к перелету вдруг выяснилось, что Осипенко, хоть и выросла на берегу Азовского моря, совершенно не умеет плавать.

Девушки начали шутить над ней: "Летать не боишься, а плавать не умеешь". Тогда Осипенко решительно заявила, что непременно научится, только попросила Раскову поплыть рядом с ней. И… поплыла. Выйдя на берег, она сказала подруге: "Видишь, страх не так уж трудно побороть. Вот и научилась плавать". Уже через два дня летчица смогла плавать на большие расстояния.

Один из главных перелетов ее жизни продолжался десять с половиной часов. Он сопровождался тяжелыми погодными условиями — иногда приходилось лететь вслепую, в густых облаках.

На фюзеляже зачастую образовывался толстый слой льда. Причем во время полета, по воспоминаниям Расковой, Полина была сурова и придирчива — была недовольна то излишним расходом бензина, то масла. Зато, когда пролетали над ее родным селом, она буквально расцвела и сбросила вниз записочку, привязанную к карандашу: "Привет односельчанам! Полина Осипенко". Летчицы победили, "соединив" трассой Черное и Белое море.

Следующим был беспересадочный полет из Москвы на Дальний Восток — в том же 1938 году. Со своими напарницами, Мариной Расковой и Валентиной Гризодубовой, Осипенко преодолела расстояние в 6450 километров, перекрыв, таким образом, мировой рекорд дальности полета для женщин более чем на полторы тысячи километров.

Интересно, что, зная стремление Осипенко быть во всем первой, организаторы сомневались, согласится ли она принять участие в полете в качестве второго пилота. Ведь командиром корабля назначили Валентину Гризодубову. Однако Осипенко сразу отбила телеграмму: "Согласна хоть третьим, только бы принять участие в перелете". Расковой же досталась роль штурмана.

Без трудностей здесь тоже не обошлось — значительная часть полета опять проходила вслепую, путь приходилось прокладывать по приборам, на лопастях пропеллера постоянно скапливался лед. После Урала связь с землей и вовсе прервалась. Из-за отсутствия связи и нехватки бензина пришлось также совершить экстренную посадку в тайге с убранными шасси, в верховьях таежной реки Амгуни. Поиски экипажа длились несколько дней. Его обнаружили с воздуха. Во всех городах на обратном пути девушек встречали как народных героинь.

В ноябре 1938 года всем трем девушкам было присвоено звание Героя Советского Союза. Они получили его первыми из женщин.

А 1 мая 1939 года Полина Осипенко участвовала в воздушном параде, пролетев в группе скоростных истребителей над Красной площадью. Казалось, что все в ее жизни будет прекрасно — она достигла всех возможных и невозможных для себя высот.

В этом же месяце она отправилась на сборы командиров с целью тренировки в "слепых полетах". В первый день летчикам предстояло работать с тренажером, во второй — летать с инструкторами, ну, а на третий делать это самостоятельно.

Третий день пришелся на 11 мая. Напарником Осипенко по полету оказался Анатолий Серов, муж впоследствии знаменитой артистки Валентины Серовой, ранее прославившийся тем, что в ночном бою над Испанией сбил бомбардировщик диктатора Франко.

Их самолет потерпел крушение и был найден возле села Высокое. Причина аварии так и осталась не установленной. Выдвигались различные версии: плохая видимость, несогласованность действий пилотов и их спор, кому управлять. Историки-ревизионисты в наше время пытались объяснить это даже коварными происками власти и интригами наверху, но вряд ли эти теории выдерживают критику.

В связи с гибелью летчиков в стране был объявлен траур. Урну с прахом Осипенко нес Молотов, а с прахом Серова — сам Сталин. Полина Осипенко и ее напарник были похоронены у Кремлевской стены.

Имя Полины Осипенко осталось в названии улиц и переулков: в Армавире и Архангельске, Волгограде и Воронеже, Калининграде и Краснодаре, Перми и Петропавловске-Камчатском, Санкт-Петербурге и Рязани и во многих других городах России, а также на Украине, в Белоруссии, Казахстане и Киргизии. Некоторые села, в том числе и ее родное село, тоже носят имя этой легендарной летчицы. И, возможно, хотя бы это не даст забыть о ней…


Екатерина Щеглова
Женский журнал Суперстиль • 24.09.2012


Добавить комментарий к статье




Биография Осипенко
Легендарные летчики
Знаменитые Полины
Кто родился в Год Козы
Биографии летчиков


Ссылка на эту страницу:

 ©Кроссворд-Кафе
2002-2024
dilet@narod.ru