Кроссворд-кафе Кроссворд-кафе
Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Наши проекты
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Реклама
Web-мастерам
Генератор паролей

Случайная статья

Интересно

Таиланд. Законы выживания
Настоящая Куба

Быть женщиной. Симона де Бовуар


Французские писатели
Французские философы

Симона де Бовуар (Simone De Beauvoir) "У меня всегда была потребность говорить о себе… Первый вопрос, который у меня возникал всегда, был такой: что значит быть женщиной? Я думала, что тотчас на него отвечу. Но стоило внимательно взглянуть на эту проблему, и я поняла, что этот мир сделан для мужчин…" — писала Симона де Бовуар, классик феминистской литературы.

Это сейчас феминисток пруд пруди, а тогда она была особенной и сильно выделялась среди современниц. Эпатажность и авантюризм, тяга к полной свободе от предрассудков — вот что отличало Симону де Бовуар. Франсуа Миттеран называл ее "исключительной личностью", а Жак Ширак — "целой эпохой".

Однажды она напишет, что ее "превосходство над другими людьми" — следствие того, что она никогда ничего в жизни не упускала. Ее идеями и творчеством увлекались в Европе и в Америке, а вот в России ее узнали гораздо позже.

Симона де Бовуар родилась 9 января 1908 года в Париже, в семье адвоката Жоржа де Бовуара. Отец был человеком весьма образованным, обожал творчество Анатоля Франса и даже выступал на сцене в качестве актера-любителя. Был он человеком не слишком-то религиозным, в отличие от своей супруги Франсуазы, в строгости воспитывавшей Симону и ее сестру. Симона восхищалась отцом и тянулась к нему куда больше, чем к матери. Отец мечтал о мальчике, а получил взамен лишь двух дочерей, а потому Симоне предстояло под руководством папеньки осваивать активные мальчишеские игры и учиться стрелять из лука. Какую гордость испытывала она, одержав победу в состязании по стрельбе среди соседских мальчишек! Ей было тогда десять лет.

Впрочем, наряду с этим Симоне приходилось быть благовоспитанной барышней. Франсуаза де Бовуар отправила дочерей учиться в религиозный колледж. Симоне тогда не исполнилось и шести. Маленькая девочка отдавалась вере со всей пылкостью, и, припав к ногам Бога, задыхалась в немом восторге, а по щекам текли слезы…

В начале Первой мировой войны ее отец, человек авантюрный и азартный, отдал свое состояние под займы царскому правительству России, в результате чего потерял все средства. Жизнь аристократической семьи сразу же претерпела изменения. Бовуары переехали в маленькую квартиру, отказались от слуг, урезали расходы…

Симона не стала расстраиваться, но восприняла это как руководство к действию и стала учиться с утроенной силой. Она мечтала получить профессию, связанную с умственным трудом. Позже она напишет, что с детства чувствовала себя уникальной. С девяти лет Симона, вдохновленная примером героини Джо из свой любимой книги Луизы Олкотт "Маленькие женщины", начала сочинять прозу.

Масла в огонь подливал отец. Однажды он произнес: "У тебя такие же куриные мозги, как у твоей мамы". Это ужасно уязвило девочку — меньше всего она хотела быть похожей на бездеятельную Франсуазу.

Долгое время девочка была набожной. Но все изменил один случай… Симоне было 14 лет, когда однажды ее духовный наставник аббат Мартен с силой надавил девочке на затылок, заставляя ее ниже склонять голову перед Богом. Ей показалось, что сейчас ее заставят ползать. С этого момента она начала отдаляться от веры. "Я больше не верую в Бога. Это очевидность", - в какой-то момент призналась она.

Веру в ее жизни заменили книги, в которых говорилось, что религия — средство обуздания человека… Особенно Симону заинтересовала философия. У девушки появилась смелость мышления. И когда ее подруга Заза сказала, что "произвести на свет девятерых детей не менее важно, чем написать книги", она с ней не согласилась. Рождение детей — поколение за поколением — казалось ей однообразным и бездарным занятием, в отличие от творчества. Это убеждение она пронесла через всю жизнь.

Она поступила на философский факультет Сорбонны. У нее появился новый наставник — двоюродный брат Жак, который открыл для девушки не только новых авторов - Андре Жида, Жана Кокто, Поля Клоделя, но и ночной Париж — с его барами и ресторанами. Его рассказы были так волнительны и так не похожи на ее жизнь в кругу семьи — скучные семейные обеды с такими же скучными беседами. Глядя на жизнь своих родителей, Симона сделала вывод, что традиционная семейная жизнь убивает любовь.

Вскоре Симона решила сравнить теорию с практикой и стала гулять по ночной французской столице. Неожиданно открытая иная жизнь казалось завораживающей. Впрочем, семнадцатилетняя Симона оставалась скромницей, и мысли о сексуальных утехах даже не приходили ей в голову. Она считала, что любовь может быть только одна — и на всю жизнь.

Тем не менее девушка легко сдала экзамены на степень бакалавра, потом - кандидата наук, а в 1929 году стала доктором философии. Этот год стал судьбоносным в ее судьбе — она встретила великого писателя Жана-Поля Сартра, члена группы молодых философов, к которой примкнула и Симона. Соратники дали ей кличку Бобер – по-английски "Beaver", что созвучно фамилии Бовуар.

Симона де Бовуар не была красавицей, но в ней присутствовало очарование настоящей француженки. Она красиво и модно одевалась, у нее были яркие голубые глаза и хрупкая изящная фигура. Но Сартра очаровало не столько это, сколько поразившее его "сочетание мужского интеллекта и женской чувствительности".

Для Симоны же Сартр, с его незавидной внешностью — косящие глаза, жидкие волосы, животик, являлся, как ни странно, воплощением юношеских грез. Именно о таком человеке, который был бы ее двойником и в мыслях, и в целях, она мечтала в 15 лет. Она всегда хотела быть направляемой таким сильным и свободным умом. И испытала счастье, когда Сартр сказал ей: "Отныне я беру вашу судьбу в свои руки". Ей был 21 год, ему — 24. Они направили свои усилия на низвержение социальных и эстетических ценностей окружающего их общества, следуя оригинальной доктрине гуманистического экзистенциализма.

Позднее Сартр получил место профессора в Гавре. Она преподавала ту же философию в Марселе. Студентки были от оригинального и красноречивого профессора без ума и всячески одаривали его вниманием. Симона, безумно любящая своего супруга и восхищавшаяся им, пыталась не ревновать — супруги считали, что ревность - это мещанство.

Еще в самом начале их отношений Сартр назвал жизнь одним домом "буржуазной глупостью и пошлостью", а рождение детей "бессмысленной суетой и тратой времени". Все это тогда находило отголосок и в душе госпожи де Бовуар. У супругов не было обязательств, общего быта, общих детей… И даже общей крыши — супруги всегда селились отдельно, но обязательно встречались каждый день. В их союзе царила полная свобода.

В 1937 году супруги осели в Париже. Жили они очень весело. Их семейная жизнь напоминала какой-то феерический спектакль. Иногда они играли в небогатых скучных буржуа, иногда строили из себя американских миллиардеров, Жан-Поль и Симона обожали розыгрыши и пародии. "Вымысел помогал нам лишать мир давящей тяжести, перемещая его в область фантазии", — напишет потом Симона.

Пара любила проводить время в мастерских художников, а также в знаменитом кафе "Три мушкетера" на авеню Мэн. В кругу их общения были преимущественно маргиналы, скандальные разоблачители буржуазного общества. Эту необычную чету интересовали экстремальные состояния человека, неврозы и психозы. Сартр проводил опыты с галлюциногенными препаратами, делая себе инъекции мескалина, а Симона относилась к этому с пониманием.

Однако через 5 лет в жизни Сартра появилась постоянная любовница. Юная русская аристократка Ольга Козакевич обожала танцевать и развлекаться и презирала всякие условности и запреты. "Она претендовала на то, чтобы вырваться из плена человеческого удела, которому и мы покорялись не без стыда", - напишет потом Симона.

Козакевич настолько очаровала писателя, что, покинув Симону в Париже, он провел с новой любовницей весь свой отпуск. А потом… Симоне приходилось наблюдать за тем, как Козакевич, ничуть не смущаясь ее присутствия, обнимает Сартра, садится к нему на колени. Де Бовуар продолжала вести себя по-прежнему. Будто ничего не случилось. Чего ей это стоило — неизвестно, но однажды произошел любопытный случай. Во время ссоры с юной любовницей Сартр закричал: "Ты дождешься, что мы с Бобром выгоним тебя к черту!" Утешала Ольгу Козакевич после этого скандала Симона де Бовуар.

Впрочем, по слухам, Симона и сама была не без греха. Причем, среди объектов ее любви были не только мужчины, но и женщины.

Когда началась Вторая мировая война, Сартра мобилизовали в армию. Симона осталась в Париже, продолжала преподавать и писать книги. Тогда родился ее первый роман "Она пришла, чтобы остаться" — о гостье, разлучившей двух супругов. Эта тема была для нее актуальна.

В июне 1940 года пришло известие о том, что Сартр попал в немецкий плен. Симона тяжело переживала это событие. Через три года ее муж вернулся. Ему очень понравилась книга Симоны, он помог ей издать ее труд и стал поощрять ее занятия литературой. А потом основал газету "Комба", где публиковал прокоммунистические статьи и, конечно же, популяризировал свою философию — гуманистический экзистенциализм. В это время супруги сблизились с Альбером Камю. Когда закончилась война, вокруг Сартра, де Бовуар и Камю организовался довольно большой круг интеллектуалов.

Однако любовные приключения Сартра продолжались. Симона потихоньку выпивала, а одна юная интеллектуалка из обожателей философа даже попыталась ей плеснуть кислотой в лицо…

В 1945 году Сартр уехал в Нью-Йорк. Один. Там писателя настигла новая любовь, которой стала актриса Долорес Ванетти Эренрейх. Через год Симона тоже вылетела в США. Но не затем, чтобы вернуть неверного супруга, — ее пригласили несколько американских университетов. Она согласилась и не прогадала.

В Америке она встретила новую любовь. Ее предыдущие постулаты о единственной любви были опровергнуты — в 39 лет она влюбилась в писателя Нельсона Олгрена. Впрочем, вновь, несмотря на длительный роман, отказалась от создания семьи. Она предпочитала летать через океан на несовершенных самолетах того времени. В уютном домике с подстриженным газончиком и мещанским интерьером с медвежьими шкурами она, совершенно неожиданно для себя самой, ощутила радость и покой. А Олгрен приносил ей кофе в постель и дарил шикарное нижнее белье. Симона впервые узнала, как может быть прекрасна физическая сторона любви!

"Мое сердце полно неутоленных желаний, которые мне радостны, поскольку, кажется, они взаимны", — писала Симона своему любовнику. Всего за годы их связи она написала ему 304 письма. Эти письма впоследствии были изданы ее приемной дочерью в виде книги под названием "Трансатлантическая любовь".

Однажды Симона сказала Сартру, что хотела бы уехать к Олгрену, и услышала гневную тираду о предательстве их общих идеалов… Ей так и не удалось разорвать эти узы. Потом Нельсон напишет, как безжалостно вымотала его Симона за годы их связи, как тяжела была жизнь в разлуке.

В 1949 году в свет вышла скандальная книга "Второй пол", во многом подсказанная Симоне Сартром. В книге Симона попыталась выяснить, что есть "женский удел", что такое "природное назначение пола", чем и почему положение женщины в мире отличается от положения мужчины, может ли женщина состояться как личность. И если да, то при каких условиях, и как преодолеть обстоятельства, встающие на ее пути. Книга стала одной из важнейших работ XX века, библией феминизма и символом сексуальной революции.

Отзывы на труд были самые разные — от восхищенных до возмущенных. Особенно возмущались представители католической церкви. Камю заявил, что Де Бовуар сделала из французского мужчины мишень для презрения и насмешек. За первым непониманием последовали другие причины для разрыва бывших соратников. И когда спустя 11 лет Камю погиб в автомобильной катастрофе, Симона сказала: "Я не стану плакать. Он для меня уже ничего не значил".

В 1954 году вышел в свет новый откровенный роман Симоны - "Мандарины", описывающий историю ее любовных отношений с Нельсоном Олгреном. За него писательница получила Гонкуровскую премию. К тому времени у нее уже было новое увлечение — корреспондент газеты "Новые времена" Клод Ланцман. Когда они встретились, Бовуар было 43 года, а ему 27. Этот галантный, учтивый, амбициозный и отнюдь не глупый юноша удостоился чести переехать в ее квартиру. Вместе они прожили 7 лет.

А что касается Сартра… Симона продолжала дружить с ним и видеться ежедневно. Они участвовали в маршах протеста и демонстрациях, писали манифесты и статьи.

Сартр увлекся Арлеттой Элькаим, молоденькой хорошенькой еврейской девушкой из Алжира, и в какой-то момент решил… удочерить ее, в ответ на это Симона удочерила одну из своих учениц — Сильвию ле Бон.

Симона много путешествовала. В 1955 году она посетила и Советский Союз, где ее впечатлила пьеса "Клоп" Маяковского. А в 1961 году Сартр и Бовуар получили от Союза писателей приглашение вновь посетить Москву. Они снова сошлись - уже навсегда.

Свою жизнь Симона де Бовуар описала в трех книгах: "Мемуары хорошо воспитанной девушки", "Сила зрелости" и "Сила вещей" — это были откровенные и эпатажные произведения.

В 1970 году Сартр тяжело заболел. Симона преданно ухаживала за ним. Через 10 лет Сартра не стало. Спустя год после его смерти она опубликовала воспоминания о последних десяти годах его жизни - "Прощание с Сартром".

С его уходом из Симоны как будто стала уходить энергия. Она полюбила одиночество. Окна ее небольшой квартиры выходили прямо на кладбище Монпарнас, где покоился ее бывший муж… Она смотрела и вспоминала.

Бовуар пережила Сартра на 6 лет. Никто не знал о том, что она умирает. Забытая всеми, она скончалась 14 апреля 1986 года в одной из больниц Парижа. Симону де Бовуар похоронили рядом с Сартром на кладбище Монпарнас.


Екатерина Щеглова
Женский журнал Суперстиль • 22.12.2011

Иллюстрация с сайта: Wikimedia Foundation


Добавить комментарий к статье




Французские писатели
Французские философы


Ссылка на эту страницу:

 ©Кроссворд-Кафе
2002-2018
Рейтинг@Mail.ru     dilet@narod.ru