Кроссворд-кафе Кроссворд-кафе
Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Наши проекты
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Реклама
Web-мастерам
Генератор паролей

Случайный словарь

Интересно

Лазурный берег Франции - отдых для миллионеров
Марокко. Восточная сладость

Железная леди кино. Татьяна Лиознова


"Бабушка русского Штирлица"
Биография
Девять мгновений кино
Российские режиссеры
Знаменитые Татьяны
Биографии режиссеров

Татьяна Михайловна Лиознова Если бы она сняла лишь "Семнадцать мгновений весны" — то и тогда бы навсегда вошла в историю мирового кинематографа. Но фильмов — талантливых и прекрасных — было девять. "Карнавал" и "Три тополя на Плющихе", "Евдокия" и "Мы, нижеподписавшиеся", и другие. Речь, безусловно, о легендарной Татьяне Лиозновой.

Лиознову называли "стремительным" режиссером. Свои киношедевры она создавала в рекордно короткие сроки, и никто не мог конкурировать с ней в этом. Ее путь не был легким, но она всегда побеждала. Вехи ее жизни — это ее фильмы, с которыми причудливым образом переплетались и истории ее личной жизни.

Татьяна Михайловна Лиознова родилась 20 июля 1924 года в семье инженера-экономиста Михаила Лиознова и Иды Лиозновой. Мать ее, уроженка деревни под Черниговом, имела всего три класса образования, но прививала дочери любовь к музыке, литературе и искусству.

Детство Тани было светлым и интересным. Особенно девочка любила лето, когда ездила в родную деревню матери Краюковку, где с удовольствием участвовала в сельских работах – ворошила сено, доила коров, кормила поросят: "Я чувствовала, что делала что-то очень важное, без чего жизнь остановилась бы".

Большой радостью были для нее и поездки в пионерлагерь. Там, на самодеятельной сцене, она сыграла свою первую роль - в пьесе "Детство маршала" она воплотила образ… юного Семена Буденного. Мужской характер чувствовался в ней с детства.

После школы девушка, по настоянию родителей, поступила в МАИ. Но она быстро поняла, что это не "ее", и покинула институт после первого же семестра…

Известие о войне застало ее в подмосковном пионерском лагере, где она работала старшей пионервожатой. Когда она вернулась, отец уже ушел добровольцем на фронт. Он погиб в том же, 1941-м.

Спасение от боли девушка решила искать в кино. Позже на вопрос, почему она выбрала такую мужскую профессию, режиссер Лиознова отвечала "Наверное, потому, что в моей жизни всегда не хватало мужского присутствия. У меня на войне погибли отец и три маминых брата. Знаете, тот, кто пережил войну, никогда ее не забудет. Это вечная боль и рана". Неудивительно, что фильмы Лиозновой о войне столь искренние.

Она поступила во ВГИК в 1943 году — в мастерскую Сергея Герасимова и Тамары Макаровой, где будущие режиссеры и актеры обучались вместе. Но впереди ей было уготовано тяжелое испытание. После испытательного семестра Лиознову отчислили по причине… "недостаточного жизненного опыта".

Однако Татьяна была не из тех, кто сдается. Она нашла возможность показать свою работу Герасимову и Макаровой - во время поездок на трамвае в прачечную она снимала на камеру забавных попутчиков, и на основе этого смонтировала этюд, к работе над которым привлекла других отчисленных. В итоге в институт вернулась не только Лиознова, но и все те, кто ей помогал в работе. Она стала любимицей Герасимова. После окончания войны он привлек ее в качестве помощницы на съемках "Молодой гвардии"… Ассистировала она и другим режиссерам.

После окончания ВГИКА ее распределили на студию Горького. А потом уволили. Началось тяжелое время. К тому времени мама Лиозновой заболела. Надо было как-то жить. И они с мамой начали шить платья на продажу.

В 1954-м она была восстановлена на Студии имени Горького в качестве ассистента по реквизиту. В том же году в качестве второго режиссера она работала на фильме "Земля и люди". Тогда же она познакомилась с молодым Станиславом Ростоцким. Между двумя будущими звездными режиссерами завязался недолгий роман.

А в 1955 году Лиознова, наконец, смогла поставить свой фильм. "Память сердца" — это прекрасное кино о войне. Потом последовала "Евдокия", а затем — лента "Им покоряется небо". Этот фильм, с участием Николая Рыбникова, был посвящен памяти летчиков, погибших при испытании новых машин. В 1963 году эта лента получила главный приз "Золотое крыло" на Международном кинофестивале во французском Довиле.

Во время работы над фильмом ее консультировали известные летчики-испытатели, со многими из которых Татьяна подружилась. А один из них — Герой Советского Союза Василий Калашенко — мужественный красавец с безупречными манерами - покорил ее сердце.

Калашенко был вдовцом и воспитывал двух дочек. Одну из них — Людмилу — Лиознова взяла на воспитание. Приемная дочь была с ней до конца жизни. При этом с Калашенко они так и не стали семьей. Возможно, виной тому был непростой характер Татьяны Михайловны — когда страсти утихали и начиналась совместная жизнь, она вдруг понимала, что мужчина "недотягивает". Впрочем, с Калашенко они были друзьями долгие годы.

Не случайно в основу ее знакового фильма "Три тополя на Плющихе" ляжет история женщины, сознательно отказавшейся от возможности любить и быть любимой, и рвущая душу песня "Нежность", посвященная летчикам. "Я все знала про Нюру. Я всё время представляла Нюру в тех ситуациях, которые некогда происходили в жизни вокруг меня. Как Нюра на это посмотрит? Что она думает по этому поводу? Как бы она себя вела при тех или иных обстоятельствах?", — расскажет после съемок Лиознова в одном интервью.

Подбирая актрису на роль Нюры, Лиознова проверяла ее, прежде всего, на исполнение песни "Нежность". Доронина спела без подготовки и "попала в струю". Главная мужская роль была отдана Олегу Ефремову. Интересно, что актер, которому предстояло исполнить роль таксиста… вообще не водил машину. Но научился, и не последнюю роль сыграл в этом пример самой Лиозновой, которая была заядлым водителем.

В 1968 году на Международном кинофестивале в Аргентине фильм был удостоен первой премии с интересной формулировкой — "за реальное отображение событий человеческой жизни, за супружескую верность".

И все же, самым главным фильмом Лиозновой стал первый сериал советского телевидения "Семнадцать мгновений весны".

Началось все с прочитанной ею в журнале "Знамя" одноименной повести Юлиана Семенова. Режиссер сразу поняла, что снимать это должна только она. Но, позвонив Юлиану Семенову, она узнала, что он уже продал сценарий на Ленфильм и даже получил за него деньги. Однако Татьяна Михайловна не привыкла в своей жизни отступать и добилась, чтобы писатель, при содействии Лапина, отозвал сценарий с Ленфильма и передал его ей.

И сразу засела за работу. Помимо написания режиссерского и литературного сценария, она много дней провела в фильмохранилищах, работая с советской и немецкой хроникой. А также общалась с разведчиками, один из которых и рассказал ей потрясающую историю о том, как созерцал жену в течение пары секунд в окне проходящего мимо поезда, стоя на перроне и не смея даже махнуть рукой... Возможно, именно из этого рассказа и родилась знаменитая сцена встречи Штирлица с женой и их знаменитое шестиминутное молчание.

Выбор актеров был порой неожиданным — герою-любовнику Вячеславу Тихонову предстояло сыграть решительного разведчика Исаева, а добродушному Льву Дурову — провокатора Клауса. Леонид Куравлев вначале и вовсе репетировал роль Гитлера, которая в итоге досталась немецкому актеру Фрицу Дицу, а сам Куравлев в итоге получил роль оберштурмбаннфюрера Айсмана. Интересно, что Мюллера Лиознова разглядела в не слишком известном Леониде Броневом, прежде не снимавшемся в кино. Актеру, у которого, по мнению режиссера, было слишком доброе лицо, пришлось долго отрабатывать свирепый взгляд.

На кастинге промелькнула и личная история. Когда-то у Лиозновой был роман с актером Арчилом Гомиашвили, Остапом Бендером из гайдаевских "Двенадцати стульев". Гомиашвили мечтал о роли Штирлица и даже привлек на свою сторону Юлиана Семенова. Как-то после очередных бесплодных поисков кандидата на главную мужскую роль группа отправилась отдохнуть в "Арагви", где Гомиашвили щедро платил за всех. В какой-то момент Юлиан Семенов обратился к Лиозновой с вопросом: "Господи, где же нам взять этого Штирлица?", и вдруг, переведя взгляд на Гомиашвили, воскликнул: "Да вот же он, Танечка". Лиознову возмутила и искусственность, и пошлость этой сцены — не в ее правилах было снимать в фильмах своих мужчин.

Надо сказать, что во время съемок актеры побаивались требовательного режиссера, которая получила прозвище "железная леди". Она же называла их "плохими детьми". При этом Татьяна старалась в своей ленте показать актера с неожиданной стороны, открывая новые грани его таланта. "К актерам она относилась, как Бог. Но, когда нужно, она была железным канцлером", - сказал о ней Василий Лановой. Впрочем, именно Лиозновой многие актеры обязаны своей ошеломительной славой — и особенно это касается "Семнадцати мгновений".

А что началось после того, как фильм вышел на экран! Во время показа улицы Москвы замирали — все сидели у телевизоров, сам Леонид Брежнев с волнением следил за происходящим. Лиознова получила 12 мешков писем и честно прочитала все послания. Фильму была присуждена Государственная премия СССР. Он не сходит с экранов уже почти 40 лет!

После "Семнадцати мгновений весны" Лиознова сделала шестилетний перерыв в работе. Она умела держать паузу и снимала только то, к чему лежала душа, пусть это порой и оборачивалось долгим безденежьем.

Следующей вещью, которая вдохновила ее, стала пьеса Гельмана - так появился двухсерийный телевизионный фильм "Мы, нижеподписавшиеся", где герои Куравлева, Муравьевой, Яковлева, Янковского, Лучко и Ливанова схлестнулись в схватке за правду. Сняв "Мы, нижеподписавшиеся", Лиознова очередной раз подтвердила свою репутацию "стремительного режиссера" — фильм был снят за месяц!

А потом, почти сразу, вышел "Карнавал" — душещипательная история о провинциалке, приехавшей завоевывать Москву… Интересно, что коренная москвичка Лиознова потом скажет: "Карнавал" чем-то похож на историю моей собственной жизни". Что ж, она так же смело бросалась в омут жизни, вот только преуспела больше, чем ее героиня Нина Соломатина.

В 1984 году Лиозновой дали звание народной артистки СССР, а в 1986 году она сняла свой последний фильм - "Конец света с последующим симпозиумом", философскую притчу об угрозе ядерной войны. В это время у нее случился последний в ее жизни роман, с влиятельным чиновником — заместителем Косыгина Владимиром Кириллиным, курировавшим атомную энергетику, а параллельно и ее картину. Кириллин был женат и по требованию Лиозновой развелся. Но Лиознова так не смогла влиться в партийную номенклатуру, с потенциальным спутником жизни их разделяло слишком многое.

После этого фильма Лиознова перестала снимать кино, в поздних интервью она скажет: "Я не понимаю, чем сейчас дышит аудитория, сидящая по ту сторону экрана".

В отличие от других режиссеров, она отказывалась снимать "продолжение" своих фильмов. Но согласилась на перекраску "Семнадцати мгновений весны" и приняла в этом процессе активное участие, следя, чтобы не пострадал ни один кадр.

За многочисленные показы ее фильмов по телевидению ей не платили. "А вот уродующую все рекламу вставлять не забывают, безбожно кромсают фильмы. Я уже на все махнула рукой", — сказала он в сердцах однажды.

В 2000-м году режиссера наградили специальным призом президента РФ "За выдающийся вклад в развитие российского кино".

В последние годы жизни Лиознова тяжело болела. Почти 10 лет. И все же она не сдавалась, следила за собой и за тем, что происходит в мире, а еще, по воспоминаниям приемной дочери, постоянно учила наизусть стихи — Ахматовой, Блока, Пушкина.

В 2009 году Лиознову наградили орденом "За заслуги перед Отечеством" IV степени.

Татьяна Лиознова покинула этот мир 29 сентября 2011 на 88-м году жизни. По завещанию ее отпели в храме великомученика Трифона на Переяславке, куда она ходила еще в детстве, и похоронили рядом с матерью на Донском кладбище.

Ее жизнь была нелегкой. "Я вообще не верю в легкие жизни, - говорила она. - Мне представляется, что человеку все в жизни дается трудом… Главное — это способность выстоять во всех трудностях и пройти дальше… Я не хочу вливаться в хор всех тех, кто жалуется, что им в советское время "не давали", "запрещали". Мне кажется, что каждая из моих трудностей делала меня режиссером, который потом достиг всего, чего хотел…"


Екатерина Щеглова
Женский журнал Суперстиль • 21.06.2012

Иллюстрация с сайта: Wikimedia Foundation


Добавить комментарий к статье




"Бабушка русского Штирлица"
Биография
Девять мгновений кино
Российские режиссеры
Знаменитые Татьяны
Биографии режиссеров


Ссылка на эту страницу:

 ©Кроссворд-Кафе
2002-2019
Рейтинг@Mail.ru     dilet@narod.ru